Фрагмент для ознакомления
2
«Типовом законе о публичных закупках Комиссии Организации Объеди-ненных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) ;
руководстве по принятию типового закона ЮНСИТРАЛ;
Соглашении Всемирной торговой организации по правительственным за-купкам (Agreement on Government Procurement), принятом по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 году.» [22]
На основе упомянутых норм базируются закупки стран Евразийского союза. В странах ЕС государственные закупки проводятся на основе двух сис-тем: централизованной и распределительной.
Централизованная модель схожа с моделью США, при применении такой системы создается своеобразный закупочный центр, куда стекаются закупки от подразделений.
Распределительная характерна тем, что каждая компания, министерство или департамент, для удовлетворения собственных нужд проводит закупки са-мостоятельно. Для этого в их структуре создаются специализированные заку-почные отделы.
Основные процедуры закупок стран ЕС:
- открытые и закрытые конкурсы, проводимые в один или два этапа;
- запросы котировок;
- закупки у единственного исполнителя и др.
Плюсы и минусы применяемых моделей очевидны: централизованная менее затратная, но не может учитывать индивидуальные потребности разных заказчиков, при заказе товаров или услуг, распределительная в свою очередь очень гибкая, что позволяет учитывать все нюансы, однако, во много раз за-тратнее централизованной.
Государственные закупки Японии регулируются следующими норматив-но-правовыми актами:
- Закон о государственном бюджете;
- Императорский указ о бюджете, обслуживании счетов и регулировании деятельности по обслуживанию счетов;
- Приказ Кабинета о специальных процедурах правительственных заку¬пок продукции или определенных услуг;
- Приказ Министерства финансов о специальных процедурах для правительственных закупок или определенных услуг;
- Закон о местном самоуправлении. [37]
В Японии, чтобы организацию допустили до участия государственных торгах, необходимо подтвердить квалификацию поставщика у компетентных государственных органов, к количественным показателям квалификации отно-сят: капитал предприятия, оборачиваемость средств, обеспеченность трудовы¬ми ресурсами, стоимость оборудования, период времени в течение которого претендент осуществляет свою деятельность. Требования к перечню докумен¬тов, подтверждающих квалификацию, публикуется в каждой процедуре, пере¬чень не строго регламентирован и может отличаться по составу в разных закуп¬ках.
В Японии проводят тендеры трех видов:
Первый вид - открытые тендеры: организация публично объявляет о на-мерении провести закупку на поставку товара, выполнения работ или оказания услуг и приглашает к участию квалифицированных поставщиков, контракт за-ключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.
Второй вид - выборочные тендеры: организация объявляет о приеме зая-вок на допуск к участию в тендере. После анализа заявок отбираются претен-денты, которые наибольшим образом подходят для выполнения соответствую-щего контракта, побеждает тот претендент, из выбранных заказчиком, чья предложенная цена окажется наименьшей. Такого рода тендеры проводятся, когда применение открытого тендера нецелесообразно в связи с узким кругом возможных претендентов в силу природы контракта или, когда его предмет со-ставляет государственную тайну.
Третий вид - единоличные тендеры, или как в России называются подоб-ные тендеры - закупки у единственного поставщика. Заказчикам разрешается в ограниченном количестве или в порядке исключения заключить контракт с оп-ределенным поставщиком без проведения конкурсной процедуры. Такие закуп-ки проводятся в случае, когда стоимость контракта составляет небольшую сум-му, предмет контракта составляет государственную тайну или контракт заключается на территории иностранного государства.
Формально в Японии провозглашен равный доступ к тендерам как мест-ных, так и иностранных организации. Законодательные акты не содержат тре-бований к национальному режиму или положений о предоставлении преиму-ществ местным организациям или товарам, как это сделано в России. Однако система допуска к тендерам только квалифицированных организаций, заметно сокращает шансы на участие в японских тендерах иностранных организаций. Система оценки квалификации не учитывает возможность соответствия требо-ваниям иностранной организации, никогда не действующей на территории Япо-нии.
Особый интерес для изучения вызывает особенности системы государст-венных закупок в Австралии, в связи с ее обособленностью и удаленностью от развитых стран Европы, Америки, Японии и России.
«В Австралии сформирован внушительный рынок государственных заку-пок, который составляет примерно 30 % от валового внутреннего продукта страны, это сумма в 200 млрд. дол. США.» [16]
Австралия с 1980 годов сформировала и до сих пор придерживается по-литике, где приоритет отдается национальным производителям, на данный мо-мент Австралия страна, которая может существовать совершенно самостоя-тельно.
Австралия в отличие от США и Европы система государственного заказа устроена по принципу максимальной самостоятельности, чем очень схожа с Российской системой. Но в отличие от России в Австралии помимо самостоя-тельного планирования и проведения закупок, ведомства самостоятельно раз-рабатывают и закупочные правила, и кадровую политику и даже самостоятель¬но разрабатывают и внедряют свою методику оценки тендерных предложений. Однако, это не значит, что в такой системе отсутствует бюрократическая со-ставляющая. В обороте существует большое количество шаблонной докумен-тации, причем как рекомендательной, так и обязательной. В зависимости от ти¬па и предмета закупки заказчики должны в первую очередь прибегать к обязательной стандартной документации, в случае если таковой не находится обра¬щаются к рекомендательной, но, если и среди этой базы не находится подходя¬щих шаблонов заказчик вправе сформировать свою документацию на базе ре¬комендательных документов.
«Первоначальной процедурой является разработка ежегодного плана за-купок, где содержится анализ рынка государственного заказа, информация о за-купаемых товарах, работах и услугах, а также имеются сведения об информа-ционных ресурсах, где будет размещён заказ. Ключевые полномочия по регу-лированию закупочной системы имеют Министерство финансов Австралии и в определённых случаях Министерство иностранных дел и торговли, а также за-купочные ведомства штатов и территорий страны. Проведение электронных за-купок через Интернет осуществляется при помощи департамента контрактов.» [16]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32, - С. 3301.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - С. 3823.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-ципальных нужд // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2013. - URL: http: //www.pravo. gov.ru/
4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (// Собрание за¬конодательства РФ. - 2011. - № 15. - С. 2036.
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. N 52.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения го¬сударственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. N 14.
5. Постановление Правительства РФ от 05 ноября 2019 г. № 1401 По-становление Правительства РФ от 05 ноября 2019 г. № 1401 О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процеду-рах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой докумен-тации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к опера-торам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок // Официальный интернет-портал правовой информа¬ции. - 2019. - URL: http: //www.pravo .gov.ru/
6. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279 Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков за-купок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов- графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Прави-тельства Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2019. - URL: http://www.pravo.gov.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2019 г. № 1202 О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2019. - URL: http://www.pravo.gov.ru/
8. Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2019 г. № 1451-р Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Официальный ин-тернет-портал правовой информации. - 2018. - URL: http://www.pravo.gov.ru/
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентяб¬ря 2015 г. N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2013. - URL: http: //www.pravo. gov.ru/
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентяб¬ря 2015 г. N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2013. - URL: http: //www.pravo. gov.ru/
11. Алексеева, С. Н. Единая информационная система в сфере закупок:
результаты, проблемы, перспективы / Ташимов С. П. // Ведомости УИС. - 2016. - № 12 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinaya-informatsionnaya- sistema-v-sfere-zakupok-rezultaty-problemy-perspektivy
Афанасьев, Е. М. Анализ эволюции проектного финансирования на примере зарубежного опыта // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономиче-ские науки. - 2014. - № 2(192). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-
Быстрова, Ю. В. Профилактические меры борьбы с коммерческим подкупом при проведении государственных закупок // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №6. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/profilakticheskie-mery-borby-s-kommercheskim- podkupom-pri-provedenii-gosudarstvennyh-zakupok
12. Воловикова М. В. Занимательная история российских госзакупок - от смоленских сухарей до 44-ФЗ / М. В. Воловикова. - Текст: электронный // Молодежь и XXI век - 2019 материалы IX Международной молодежной науч¬ной конференции. - 2019. - С. 97-101.
Григорова, О. В. Система государственных закупок в Австралии / О. В. Григорова Текст: электронный // журнал АЛЛЕЯ НАУКИ. - 2018. - № 10 (26). - С. 297-300. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36702941
13. Гусев, В. В. Институт государственных закупок: история становле¬ния и современное состояние / В. В. Гусев. - Текст: электронный // Современ¬ное общество и право. - 2014. - № 2. - С. 91-98. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22368416
14. Гусева, Н. М. Анализ состояния системы государственных закупок Российской Федерации с позиции системного подхода // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социаль¬ные науки. - 2015. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz- sostoyaniya-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok-rossiyskoy-federatsii-s-pozitsii- sistemnogo-podhoda
15. Зайцев О. М. Проблемы в системе государственных закупок России / Е. В. Белякова // Решетневские чтения. - 2011. - № 15. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/problemv-v-sisteme-gosudarstvennvh-zakupok-rossii
16. Зубков, Я. А. Современные проблемы организации государствен¬ных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и ес-тественных наук. - 2019. - № 5-1.
17. Ильина Ю. Государственные закупки: правовые и стратегические аспекты // Наука и инновации. - 2018. - № 184. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-pravovye-i-strategicheskie- aspekty
18. Калмыков, Ю. П. Финансовые и правовые аспекты госзаказа / Ю. П. Калмыков. - Текст: электронный // Финансы: Теория и Практика. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.m/article/n/finansovye-i-pravovye-aspekty-goszakaza
19. Кархова, И. Ю. Современные тенденции и проблемы развития меж-дународной логистики в России и за рубежом / Кархова И. Ю. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №6. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-problemy-razvitiya- mezhdunarodnoy-logistiki-v-rossii-i-za-rubezhom
20. Кижваткина, Е.П. Отсутствие квалифицированных кадров как одна из основных проблем государственных и муниципальных закупок / Паулов П.А. // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Технические практические проблемы развития современной науки». - 2017. - С. 69-70.
21. Мубаракшина, Э. Р. Зарубежный опыт организации государствен-ных закупок // Вестник науки и образования. - 2018. - №16-1 (52). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-gosudarstvennyh- zakupok
22. Першин, Д. А. Эволюция системы госзакупок в Российской Феде-рации // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-goszakupok-v-rossiyskoy- federatsii
23. Рахматуллин Н. Р. Некоторые проблемы осуществления государст-венных закупок // Евразийская адвокатура. - 2018. - № 1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-osuschestvleniya- gosudarstvennyh-zakupok
24. Тебекин А. В. Современные мировые особенности и тенденции раз-вития систем закупок для государственных нужд / Жигулин В.Г // Журнал: Транспортное дело России. - 2018. - №4. - С. 85-92
25. Трефилова, Ю. С. Проблемы становления системы государственных закупок / Трефилов Д.Н. // Национальные интересы: приоритеты и безопас¬ность. - 2011. - №25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- stanovleniya-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok
26. Тукмаков, В.П. Сравнение системы государственных закупок в РФ и США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. - №7-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-sistemy-gosudarstvennyh- zakupok-v-rf-i-ssha
27. Квалификационный отбор поставщиков в Японии [Электронный ресурс] // Студенческие реферативные статьи и материалы. - 2018. - URL: https://studref■Com/311745/ekonomika/kvalifikatsioпnvv otbor postavschikov yapo nii
28. О компании. Росэлторг [Электронный ресурс] // раздел электронной торговой площадки. - URL: https://www.roseltorg.ru/about