Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы изучить причины появления и особенности кибербуллинга в молодежной среде, важно сначала дать характеристику этой среде и выявить основные проблемы формирования жизненных представлений современной молодежи.
Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в социальном статусе различных групп населения, в том числе тех, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.
Молодость охватывает период жизни от 14 до 29 лет, когда человек более или менее прочно укореняется во взрослой жизни. Верхняя граница юности может значительно сместиться, особенно в сторону следующей за ней взрослой жизни .
Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и организации семейного быта, время овладения сложившейся профессией, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость характеризуется оптимизмом .
Человек начинает реализовывать свой жизненный план, он полон сил и энергии, желания реализовать свои цели и идеалы. В молодом возрасте более доступны более сложные виды профессиональной деятельности, более полно и интенсивно происходит общение, легче устанавливаются и полнее развиваются отношения дружбы и любви .
Молодость считается лучшим временем для самореализации. Возникшие трудности не являются препятствием, сопровождающие их сомнения и неуверенность быстро проходят и активно изыскиваются новые возможности для достижения поставленных целей. Отвечая на вопросы самому себе: «Кто я? Что я? За что я борюсь?» у молодого человека формируются :
– самосознание – целостное представление о себе, эмоциональное отношение к себе, самооценка своей внешности, психических, нравственных, волевых качеств, осознание своих сильных и слабых сторон, на основе в которых есть возможности для целенаправленного самосовершенствования, самообразования;
– свое видение мира как целостной системы видений, знаний, убеждений собственной жизненной философии, в основе которой лежит значительный объем ранее приобретенных знаний и развитая способность к абстрактному теоретическому мышлению: разрозненные знания должны складываться в единую систему;
– стремление критически переосмыслить все, что нас окружает, утвердить свою независимость и оригинальность, создать собственные теории о смысле жизни, любви, счастье, политике и т.д.
Молодость – это некий «третий мир», существующий между детством и взрослой жизнью, по мере завершения биологического / физиологического и полового созревания, но социально еще не самостоятельный взрослый человек. Молодость служит периодом принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека :
– выбор профессии и своего места в жизни;
– выбор смысла жизни;
– развитие мировоззрения.
Важнейшим психологическим процессом является формирование самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Формирование самосознания происходит по нескольким направлениям :
1. Открытие собственного внутреннего мира – восприятие своих эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния собственного «Я», возникает ощущение собственной особенности, непохожести на других, иногда появляется чувство одиночества («Другие меня не понимают, я один») .
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься о смысле жизни, о собственных перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где возможно все, и из идеала как абстрактной, но часто недостижимой модели, начинают вырисовываться разные более или менее реалистичные планы деятельности, среди которых приходится выбирать .
Жизненный план охватывает всю сферу самоопределения личности: нравственный облик, образ жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, разработка жизненного проекта - важный элемент самосознания.
3. Формируется целостное представление о себе, отношение к себе, причем сначала человек осознает и оценивает особенности своего тела, внешности, привлекательности, затем нравственные, психологические, интеллектуальные и волевые. На основе анализа результатов, достигнутых в различных видах деятельности, с учетом мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей формируется самооценка - обобщенное отношение к себе .
4. Происходит осознание и формируется отношение к возникающей сексуальной чувственности. В молодости человек чрезвычайно работоспособен, выдерживает максимальные умственные и физические нагрузки, лучше осваивает сложные приемы интеллектуальной деятельности. В молодости легче овладеть всеми необходимыми профессиями, знаниями, навыками и умениями, развить необходимые личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, смелость и находчивость, четкость и аккуратность и др.) .
В социологическом плане можно выделить два аспекта влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи.
С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что влияет как на формирование социального образа подрастающего поколения, так и на степень его развития. самой социальной структуры .
С другой стороны, факторы социального прогресса, проявляясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном итоге влияет и на социальный образ молодежи.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и социальными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодость имеет ряд характеристик, вытекающих, прежде всего, из ее объективной сущности .
Социальные характеристики молодежи определяются специфическим положением, которое она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать существующие социальные отношения.
Противоречия, возникающие в рамках этого процесса, лежат в основе целого ряда специфических проблем молодежи. Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется особым содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия .
Такое проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных социальных условиях.
Специфические условия существования молодежи определяют особенности юношеского сознания, диалектическое единство структурных элементов которого составляет мотивационную сущность силы молодежи. В рамках этого единства возникают разнообразные противоречивые определения, опосредующие особенности их взаимоотношений с окружающей действительностью и мотивацию социальной деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, И.Т., Харламова, А.Б., Демьяненко, Ю.В. Исследование социально-психологических аспектов формирования личности активного пользователя интернета: методологические аспекты исследования / И.Т. Аверьянова, А.Б. Харламова, Ю.В. Демьяненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследований в области социологии коммуникации». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. – С. 99–112.
2. Алтуфьева, И.С. Кибербуллинг / И.С. Алтуфьева. – М.: Приоритет, 2021. – 290 с.
3. Астахова, Ю.В. Интернет-пространство как социальная категория / Ю.В. Астахова // Массовые коммуникации. Сборник статей. – Тверь: Алетейя, 2019. – С. 52–60.
4. Бабурина, С.В., Демьянова, О.С., Кириченко, Л.Д. Современные представления о социальных характеристиках молодежной среды: теория и практика исследований / С.В. Бабурина, О.С. Демьянова, Л.Д. Кириченко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социологические проблемы в современной России». – Иркутск: Забайкальский государственный университет, 2021. – С. 80–94.
5. Баранова, В.А., Соколовский, М.И. Молодежь как объект исследования в гуманитарной науке: теория и методология / В.А. Баранова, М.И. Соколовский // Вопросы психологии. – 2022. – № 1. – С. 70–81.
6. Березовская, Я.С., Гудыманова, В.М., Торбинская, Е.Е. Принципы организации жизненного мира молодого человека: возрастные и физиологические аспекты / Я.С. Березовская, В.М. Гудыманова, Е.Е. Торбинская // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной гуманитарной науки: теория и практика». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – С. 60–72.
7. Бочавер, А.А., Хломов, К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (дата обращения: 05.06.2022).
8. Василенко, И.В. Система Интернет-пространства как новая социальная общность / И.В. Василенко // Интернет-коммуникации. Сборник статей. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – С. 154–170.
9. Велигодская, П.О., Сорокин, Н.В., Хвостовская, И.Ю. Социально-психологические особенности современной социальной среды и ее психологическое влияние на молодежь / П.О. Велигодская, Н.В. Сорокин, И.Ю. Хвостовская // Вестник Барнаульского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 35–48.
10. Войскунский, А.Е. Психология и интернет / А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2010. – 490 с.
11. Володеченко, И.М., Николаева, А.В. Влияние интернет-среды на формирование идеалов и жизненных принципов современной молодежи: трансформация социальных и этических норм / И.М. Володченко, А.В. Николаева // Вопросы социологии и психологии. – 2019. – № 12. – С. 60–76.
12. Воронина, Я.М. Современные интернет-технологии / Я.М. Воронина. – Липецк: Правда, 2020. – 400 с.
13. Герасимова, Д.В. Интернет и его влияние / Д.В. Герасимова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (часть 4). – С. 649–651.
14. Гирченко, А.С. Интернет и его влияние / А.С. Гирченко. – Вологда: Самокат, 2021. – 340 с
15. Горбанюк, И.С. Теория массовых коммуникаций / И.С. Горбанюк. – М.: Форум, 2020. – 650 с.
16. Гурьянова, И.М., Заврагина, М.Е., Щелкунова, О.А. Интернет-среда и ее значение в восприятии реальности / И.М. Гурьянова, М.Е. Заврагина, О.А. Щелкунова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 19. Биология. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 22–30.
17. Емельянова, В. Как Интернет изменил образ жизни современных людей / В. Емельянова // МГТС. – 2021. URL: https://mgts.ru/articles/internet/Kak_internet_izmenil_obraz_zhizni_sovremennyh_lyudej/ (дата обращения: 05.06.2022).
18. Жабина, Н.Е., Хрусталева, М.И., Ровнова, А.А. Повседневная жизнь молодого человека: проблемы изучения и основные детерминанты развития / Н.Е. Жабина, М.И. Хрусталева, А.А. Ровнова // Вестник социологической науки. – 2020. – № 15. – С. 200–217.
19. Жангазыева, А.А., Мазурина, С.В., Гундарева, В.В. Социально-психологические особенности развития личности современной молодежи: социально-психологический анализ / А.А. Жангазыева, С.В. Мазурина, В.В. Гундарева // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 2. Социальная психология. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 20–27.
20. Жилина, А.П. Основы социологических исследований интернет-среды / А.П. Жилина. – Воронеж: Смена, 2020. – 370 с.
21. Зимичев, А.М., Курганова, О.С., Леонтьев, О.В. Социологические подходы к изучению характеристик молодежи / А.М. Зимичев, О.С. Курганова, О.В. Леонтьев // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, 2017. – С. 46–58.
22. Зубова, А.В., Елецкая, И.И. Влияние социальной среды на формирование и развитие личности / А.В. Зубова, И.И. Елецкая // Общество: структура и функции. Сборник статей. – М: Парадигма, 2018. – С. 106–119.
23. Ефимова, Е.С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред / Е.С. Ефимова // Успехи в химии и химической технологии. – 2014. – № 7. – С. 65–66.
24. Иванова, И.В., Воронихин, И.М., Кадышева, А.А. Инструменты анализа повседневной жизни молодежи в социологии, философии и психологии / И.В. Иванова, И.М. Воронихин, А.А. Кадышева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2021. – Т. 7. Вып. 3. – С. 126–140.
25. Кавинова, И.П., Кобзева, Е.Ю. Влияние Интернета на современное общество / И.П. Кавинова, Е.Ю. Кобзева // Гуманитарный вестник. – 2015. – Вып. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-na-sovremennoe-obschestvo/viewer (дата обращения: 05.06.2022).
26. Калаторова, И.М., Абакян, С.В., Пилецкая, Л.В. Социологические подходы к изучению жизненного мира и повседневной жизни современной молодежи: теоретико-методологические аспекты исследования / И.М. Калаторова, С.В. Абакяе, Л.В. Пилецкая // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2019. – № 5. – С. 98–109.
27. Канатенко, В.А., Сабурская, Е.В. Социологические исследования жизненного мира молодежи через призму социально-критической теории / В.А. Канатенко, Е.В. Сабурская // Социологические чтения. – 2019. – № 8. – С. 36–50.
28. Каплун, А. Как кибербуллинг влияет на подростков / А. Каплун // Российский учебник. – 2018. URL: https://rosuchebnik.ru/material/kak-kiberbulling-vliyaet-na-podrostkov/ (дата обращения: 05.06.2022).
29. Кириленко, Г.Г. Мировоззрение, жизненный мир, повседневность / Г.Г. Кириленко // Современные научные исследования. – 2018. – № 2. – С. 13–29.
30. Кирьянов, С.С., Головченко, А.П., Митрофанов, Б.В. Социальная среда как пространство для развития социальной идентичности личности в современном мире / С.С. Кирьянов, А.П. Головченко, Б.В. Митрофанов // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. Социологические исследования. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. – С. 55–64.
31. Кондрашкин, А.В., Хломов, К.Д.. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / А.В. Кондрашкин, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики – 2012. – № 9(3). – С. 102–113.
32. Куварзаева, Т.С., Милютина, И.И., Желатинская, К.В. Современные аспекты исследования молодежи как социальной группы: социологический и психологический подходы, теория и методология // Вестник Чувашского государственного университета. Вып. 3. – Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета, 2020. – С. 63–71.
33. Ломаченкова, М.И., Федорова, И.Ю., Шульгина, А.В. Социальные характеристики повседневной жизни молодого человека в контексте изучения его жизненного мира: методология экспериментальных исследований / М.И. Ломаченкова, И.Ю. Федорова, А.В. Шульгина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2022. – № 2. – С. 18–30.
34. Макарова, Е.А., Макарова, Е.Л., Махрина, Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова, Е.А. Махрина // Российский психологический журнал. – 2016. – № 3. – С. 293–311.
35. Милорадова, А.Я., Банщикова, Е.Е., Крутенко, О.В. Специфические особенности формирования социальной среды личности / А.Я. Милорадова, Р.Е. Банщикова, О.В. Крутенко // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Социология и психология. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. – С. 44–56.
36. Мирошниченко, Е.В., Шиловская, А.А., Перепелкина, Ю.С. Изучение основных компонентов Интернет-среды как социально-культурного пространства современного общества: структура и методы исследования / Е.В. Мирошниченко, А.А. Шиловская, Ю.С. Перепелкина // Материалы научно-практической конференции «Современные методы и технологии социологических исследований: российский и зарубежный опыт разработки». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2020. – С. 48–60.
37. Огорельцев, С.И., Мережина, А.В., Курдова, И.С. Современные социальные сети: классификация и социальное значение / С.И. Огорельцев, А.В. Мережина, И.С. Курдова // Вестник Омского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 120–134.
38. Орлов, П.И., Гришаева, А.В., Чуркина, Г.М. Основные компоненты молодежной среды и их интерпретация в социологической науке / П.И. Орлов, А.В. Гришаева, Г.М. Чуркина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного этапа изучения социальных наук: российский и зарубежный опыт». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. – С. 100–120.
39. Парамонова, Т.В., Хорошева, М.В., Сарсембаева, О.В. Принципы исследования влияния массовых коммуникаций на личность подростков и молодежи / Т.В. Парамонова, М.В. Хорошева, О.В. Сарсембаева // Вестник Саратовского государственного университета. – 2021. – № 11. – С. 94–103.
40. Парфентьев, У. Кибер-агрессоры. Дети в информационном обществе / У. Парфентьев // Дети онлайн. – 2009. – № 2. – С. 66–67. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/threat2_2.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
41. Петрова, С.И. Социальная среда: проблемы интерпретации / С.И. Петрова // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-sreda-problemy-interpretatsii/viewer (дата обращения: 05.06.2022).
42. Прутковская, Г. Кибербуллинг – спасение есть? Что делать жертвам интернет-травли / Г. Прутковская. – 2021. URL: https://gdemoideti.ru/blog/ru/kiberbulling-detej-i-podrostkov-v-internete (дата обращения: 05.06.2022).
43. Романченко, Н.В. Влияние Интернет-технологий на развитие России в целом / Н.В. Романченко // Молодой ученый. – 2016. – № 4(108). URL: https://moluch.ru/archive/108/26071/ (дата обращения: 05.06.2022).
44. Рудаковский, И.Т., Филимонова, Л.С., Коноваленко, Л.А. Молодежная среда: психологические и социальные детерминанты развития / И.Т. Рудаковский, Л.С. Филимонова, Л.А. Коноваленко // Материалы международной научно-практической конференции «История и современное состояние социологической науки: российский и зарубежный опыт. К вопросу о социальном и психологическом значении». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2022. – С. 32–44.
45. Соколова, М.И., Трубникова, А.А., Корякина, Р.В. Трансформация восприятия человека под воздействием интернет-среды: результаты экспериментального исследования / М.И. Соколова, А.А. Трубникова, Р.В. Корякина // Материалы научно-практической конференции «Социология массовых коммуникаций: вопросы и ответы». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2021. – С. 68–80.
46. Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю.. Зона риска: Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации. Результаты исследования «дети России онлайн» / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова // Дети в информационном обществе. – 2011. – № 7. – С. 46–55. URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/7/ 12research_7.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
47. Стукало, И.С. Определение понятия кибербуллинга на основании исследований зарубежных и отечественных ученых / И.С. Стукало // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292). – С. 218–220.
48. Тимофеева, А.А., Нурлина, М.С., Хвостова, Е.С. Особенности организации и структуры виртуальных сообщества и их коммуникационная основа / А.А. Тимофеева, М.С. Нурлина, Е.С. Хвостова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 32. Социология. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2019. – С. 55–67.
49. Уварова, Ю.С., Белецкий, Ю.В., Шураненко, И.И. Интернет-среда и реклама: социально-психологический анализ / Ю.С. Уварова, Ю.В. Белецкий, И.И. Шураненко // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты психологии массовых коммуникаций: теория, методология и практика». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2021. – С. 68–80.
50. Ульянов, В.С. Интернет-коммуникации и молодежь / В.С. Ульянов. – Томск: Приоритет, 2019. – 460 с.
51. Хорецкий, А.М., Свиридова, И.М. Комплексные характеристики Интернет-пространства как коммуникативной подструктуры современного общества: сравнительный анализ / А.М. Хорецкий, И.М. Свиридова // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 40–55.
52. Царицына, Е.Н., Хватова, И.И., Берникова, Г.А. Влияние Интернет-среды на формирование мировоззрения пользователей / Е.Н. Царицына, И.И. Хватова, Г.А. Берникова // Актуальные проблемы массовых коммуникаций. – 2020. – № 10. – С. 33–45.
53. Что делать, если вы стали жертвой кибербуллинга // InvestLab. – 2020. URL: https://invlab.ru/zhizn/kiberbulling/ (дата обращения: 05.06.2022).
54. Чупракова, И.И., Смыслов, О.Р., Демиденко, С.М. Специфические особенности изучения социальных процессов в интернет-пространстве: результаты экспериментальных исследований / И.И. Чупракова, О.Р. Смыслов, С.М. Демиденко // Вопросы массовой коммуникации. – 2019. – № 8. – С. 30–44.
55. Шахов, Л.М. Положительное и негативное влияние интернета на социализацию молодежи / Л.М. Шахов // Вестник Уральского государственного университета. – 2020. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/ (дата обращения: 05.06.2022).
56. Шелковская, И.М. Теория и практика массовых коммуникаций / И.М. Шелковская. – Барнаул: Воскресенье, 2021. – 300 с.
57. Щербакова, В.А., Краснов, И.Т., Мануйлова, Ю.С. Принципы исследования влияния социальных сетей на формирование представлений пользователей о мироздании и обществе: методология и практика / В.А. Щербакова, И.Т. Краснов, Ю.С. Мануйлова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 3. Социология и массовые коммуникации в современном мире. – Иваново: Ивановского государственного университета, 2020. – С. 79–90.
58. Яничева, Л.Д. Современное Интернет-пространство как предмет социологического исследования / Л.Д. Яничева // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2021. – С. 70–86.
59. Slonje, R., Smith, P.K. Cyberbullying: Another main type of bullying? / R. Slonje, P.K. Smith // Scandinavian Journal of Psychology. – 2008. – № 49. – С. 147–154.
60. Williams, K., Cheung, C.K.T., Choi, W. Cyberostracism: Effects of being ignored over the Internet / K. Williams, C.K.T. Cheung, W. Choi // Journal of Personality and Social Psychology. – 2000. No 40. – Р. 303–311.