Фрагмент для ознакомления
2
дети получают первоначальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Существует два пути формирования этих представлений. Первый путь – это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов. Второй путь характеризуется формированием представлений в процессе практической деятельности самих детей.
Выводы по второй главе:
• У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и производит простейшие умственные операции. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной памяти. развитие внимания в дошкольный период происходит довольно интенсивно. Развитие внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
• Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
• Для полноценного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не бояться трудностей, если сразу не удается правильно решить поставленную задачу. В дошкольном возрасте дети получают первоначальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Существует два пути формирования этих представлений. Первый путь – это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов. Второй путь характеризуется формированием представлений в процессе практической деятельности самих детей.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
3.1. Характеристика зрительных дисфункции детей
Все дошкольники с нарушениями зрения относятся к детям с ОВЗ. В настоящее время в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу с коррекцией очками или линзами выделяются следующие группы детей с нарушениями зрения:
1. Слепые (дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу) с коррекцией;
2. Слабовидящие (дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу, а также с более высокой остротой зрения, но имеющие отдельные нарушения зрительных функций);
3. Дети с косоглазием и амблиопией [27].
Основные виды нарушений зрения у детей - косоглазие, нистагм, амблиопия, близорукость, дальнозоркость, полная и частичная слепота. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия) [4].
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста. Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близксм расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза [7].
Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Различают три степени дальнозоркости: слабая степень - до 3 D; средняя - от 3 до 6; высокая - свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е. А. Познавательное развитие ребенка [Текст] : сказки о природе / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, печ. 2017. - 128 с., Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет [Текст] : методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. - Москва : Просвещение, 2010. - 256 с.
2. Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
4. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – СПб. : Невское время, 2011. – 122 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. – 507 с.
6. Головина, Т. Н. Особенности развития узнавания предметов слабовидящими школьниками [Текст] : (На биол. материале) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т психологии. - Москва : [б. и.], 1962. - 16 с.
7. Гундорова Р. А., Степанов А. В., Курбанова Н. Ф. Современная офтальмотравматология. - М., 2007. - 256 с.
8. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования Текст: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
9. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения./В.П. Ермаков - М.: Советский спорт, 2000 - 365 с.
10. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников./ А.И. Зотов - СПб: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2004 - 244 с
11. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. - Москва : Академия, 2002. - 201 с
12. Коменский, Я. А. Материнская школа - Москва : Учпедгиз, 1947 (тип. "Кр. пролетарий"). - 104 с.
13. Красильникова, А. Е. Познавательный интерес как психологопедагогический феномен [Электронный ресурс] //URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
14. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. – 419 с.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
17. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2011. – 271 с.
18. Морозова, И. С. Психомоторное развитие дошкольников [Текст] : цикл занятий / И. С. Морозова, О. М. Гарусова. - Москва : Национальный книжный центр, 2016. - 87 с.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
20. Нойсс В. Л. Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики [электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/08/ranniy-i-doshkolnyy-vozrast-osnovnye-harakteristiki (дата обращения 21.05.20212).
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. - Москва : РИМИС, 2008. – 436 с.
22. Покутнева, С. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1988. - 18 с.
23. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
24. Психическое развитие детей с нарушением зрения [электронный ресурс]: https://center-razv.edu.yar.ru/materiali_seminarov/psihicheskoe_razvitie_detey_s_narusheniyami_zreniya.pdf (дата обращения 02.06.2022)
25. Тодис, К. Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения : практ. пособие для родителей / К. Н. Тодис, О. Т. Тодис. – Ставрополь : Параграф, 2011. – 107 с.
26. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с.
27. Феоктистова В.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПБ,: Образование, 1995. –130 с.
28. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 302 с
29. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников : учеб.-метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения / В.В. Щетинина. – Тольятти : ТГУ, 2010. – 108 с.
30. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе : Кн. для учителя / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. – 142 с.
31. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва: Педагогика, 2002. - 352 с.