Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что с течением времени и сменой исторических эпох русский язык существенно меняется. Формируются новые семантические поля и лексико-семантические категории, которые обусловлены трансформацией социально-культурных особенностей развития общества.
Некоторые лексические категории в разное время имели различные репрезентации – как в разговорной речи, так и в публицистике и художественной литературе, получая все больше метафорического осмысления. С развитием СМИ и Интернет-технологий лексико-семантические категории и семантические поля ряда лексем серьезно трансформировались, появились неологизмы, связанные с формированием новых явлений и предметов.
Степень изученности проблемы. Вопросу о репрезентации различных семантических полей посвящено довольно много научных исследований. При этом в научном дискурсе до сих пор не существует единого мнения о влиянии социально-культурных факторов на трансформацию семантических полей различных лексических единиц. Это является теоретической проблемой исследования и подчеркивает его актуальность.
Новизна исследования связана с тем, что в курсовой работе разработана методика анализа лексико-семантического поля «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей», которая может иметь практическое применение.
Цель исследования – провести анализ лексико-семантического поля «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
Объект исследования – лексико-семантическое поле «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
Предмет исследования – состав и структура лексико-семантического поля «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть лексические группировки и понятие лексико-семантического поля.
2. Охарактеризовать структуру лексико-семантического поля.
3. Провести анализ состава лексико-семантического поля «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей»
4. Исследовать структуру лексико-семантического поля «Речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, контент-анализ.
Материалом для исследования послужили лексемы с семой «речь» в произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ. ПОНЯТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
1.1. Лексические группировки. Понятие лексико-семантического поля
Под лексемой в научной литературе понимается совокупность всех значений и грамматических форм слова в русском языке.
Таким образом, лексема – это слово, которым можно назвать не только предмет, знак предмета, но и действие, количество предметов и их порядок при подсчете и т.д. При изучении номинативная функция сразу раскрывается в слове, кроме служебной части речи .
Каждая лексема имеет целостную форму, единство внутреннего и внешнего содержания. Лексема – это полностью материальная единица языка, состоящая из звуков при произношении и букв при письме. С другой стороны, лексема – это абстрактное явление .
Например, как мы можем объяснить, что сочетание звуков и букв, оформленное в форме слова «лес», обозначает большую коллекцию хвойных и лиственных деревьев, растущих в дикой природе, а не предмет мебели, стол или дом как объект действительности. С этой точки зрения, лексема – абстрактное название. Рассмотрим некоторые признаки лексемы .
Как именительная единица языка лексема информативна. Кроме того, каждая лексема отличается воспроизводимостью. Говорящий не создает каждый раз новое слово, а использует уже сформированный словарный запас языка, в котором есть исторические сложившиеся, стандартные единицы речи .
Нужно также обратить внимание на семантическое оформление лексемы, то есть наличие в ней в гармоничном единстве лексического, грамматического и структурного значения. Важно понимать, что такое разнообразие и сложность структуры лексемы проявляется в единстве всех значений и грамматических форм .
Каждая лексема характеризуется принадлежностью к определенной части речи (существительному, прилагательному, глаголу и т.д.) со своим собственным набором постоянных и непостоянных грамматических особенностей .
Исследователи указывают на то, что грамматические значения каждой лексемы в русском языке дополняются ее семантикой, проявляющейся в сочетании с другими словами.
Лексема характеризуется обособленностью (независимостью) и тождественностью (слово равно самому себе) .
Как самостоятельная единица языка лексема обладает идиоматичностью, то есть уникальностью, которую нельзя передать другим словом.
Лексика – это многообразное, многоаспектное образование, представляющее системный объект, внутри которого возможно образование подсистем. Исследователи считают, что с описания целостности и системности начинается формирование теории семантического поля .
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях – собственно лингвистических и внеязыковых .
Проблема семантической организации лексической системы языка до сих пор не получила своего окончательного решения. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и их окончательного описания пока еще нет (при том, что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает) .
В русском языке исследователи выделяют три близких по значению термина, которые обозначают сходные категории, но имеют несколько разное значение. Это термины «понятие», «слово» и «лексема».
Под словом в научной литературе понимается структурная языковая единица, которая существует независимо и выполняет номинативную функцию для обозначения различных предметов, явлений, действий и т.д., которые существуют как в реальном, так и в вымышленном мире. Слово отличается конкретностью и отсутствием вариантов. Например, слова одного семантического поля являются самостоятельными и не могут быть объединены между собой .
Слова имеют очень разветвленную классификацию, они выражаются различными частями речи и грамматическими формами. Лексема – это фактически все семантическое поле конкретного слова и его грамматических форм .
Лексема – это комплекс слов одного семантического поля, т.е. сочетание, полный набор его различных грамматических форм. Так, например, если рассматривать лексическую единицу «дождь», то словом здесь будет «дождь», а лексемой могут выступать и другие слова, например, «дождливый» .
Термин «понятие» имеет более сложное значение. Обычно под данным термином понимают построение в мышлении человека логических связей, которые отражают отношения предметов и явлений окружающего мира. Каждое понятие имеет свое определение и рассматривается в большей степени с научной точки зрения. Любые понятия закрепляются в словарях, где даются научные определения .
Понятие основывается на слове, но расширяет его значение, указывает на основные характеристики предмета, явления или действия, которые обозначает то или иное слово .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.М. Семантика русского языка / С.М. Абрамова. – Волгоград: Заря, 2015. – 398 с.
2. Астахова, И.В. Лексикология русского языка / И.В. Астахова. – М.: Перспектива, 2016. – 420 с.
3. Баринова, С.Е. Принципы определения семантического поля в русской речи / С.Е. Баринова, И.И. Комская, О.Д. Таганова // Вопросы русского языка. – 2018. – № 8. – С. 23–37.
4. Бурдинова, А.В. Репрезентация лексических единиц древнерусского языка в современном культуре / А.В. Бурдинова, Е.Н. Плотицына. – Воронеж: Паритет, 2011. – 402 с.
5. Викторова, Н.Е. Специфика исследования лексических единиц в современном русском языке / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–30.
6. Володина, Ю.А. Принципы анализа лексических единиц / Ю.А. Володина // Русский язык. – 2018. – № 8. – С. 5–13.
7. Головченко, А.С. Принципы словообразования в русском языке: лексико-семантические группы и парадигмы как формы существования семантических полей / А.С. Головченко, И.И. Мухтарова, В.М. Архангельская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологии и лингвистики в современном российском обществе». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 45–58.
8. Дементьева, М.М. Лексические единицы русского языка / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 358 с.
9. Колотова, Я.С. Парадигматические отношения в лексике русского языка: средства формирования лексико-семантических категорий и принципы создания словообразовательных моделей / Я.С. Колотова, Е.Е. Ольминская, А.В. Хромченко // Сборник статей Рязанского государственного университета. Вып. 4. Филология и лингвистика, 2020. – С. 106–121.
10. Краснова, О.В. Лексикология / О.В. Краснова. – Хабаровск: Статут, 2019. – 460 с.
11. Лебедев, О.М. Русская литература. Семантический анализ произведений литературы ХIХ – ХХ веков / О.М. Лебедев, М.С. Носов. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
12. Леонова, М.И. Популярная филология / М.И. Леонова. – М.: Арктика, 2018. – 410 с.
13. Миролюбова, А.А. Лексико-семантические парадигмы современного русского языка / А.А. Миролюбова, Н.Г. Вознесенская, В.А. Алексеев // Современные языковые средства в русском языке. Сборник статей. Вып. 1. – Красноярск: Фортуна, 2021. – С. 34–49.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 2020. – 840 с.
15. Орловская, О.А. Семантическая дифференциация лексических единиц в русском языке: научно-практический анализ / О.А. Орловская, Е.Н. Велигодская, Д.О. Залеская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 4. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2019. – С. 100–116.
16. Офицерова, С.А. К вопросу о происхождении некоторых русских слов / С.А. Офицерова, А.А. Сошникова // Вопросы русской лингвистики. – 2015. – № 8. – С. 53–67.
17. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации лексических единиц / Ю.И. Прокопенко // Лингвистика. – 2016. – № 8. – 372 с.
18. Садовников, Н.А. Вопросы лексикологии / Н.А. Садовников. – Краснодар: Стереотип, 2019. – 340 с.
19. Самойлова, Г.В. Вопросы русской речи / Г.В. Самойлова. – Самара: Учитель, 2018. – 398 с.
20. Славина, И.Ю. Исследование классификационных категорий лексических единиц в русском языке / И.Ю. Славина // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 3. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2019. – С. 126–140.
21. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. В 4-х т. Т. 3. – М.: Институт лингвистических исследований РАН; Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. – 452 с.
22. Тимошина, А.Д. Лексические единицы в русском языке / А.Д. Тимошина. – Саратов: Небо, 2017. – 460 с.
23. Тихонова, Е.Е. Теория и практика лингвистической семантики. Справочник лингвиста / Е.Е. Тихонова. – Саратов: Полис, 2020. – 1289 с.
24. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русский язык, 1940. – 542 с.
25. Федоров, А.А. Лексические единицы как объект научных исследований / А.А. Федоров // Русская речь. – 2015. – № 11. – С. 58–71.
26. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Лингвистическая семантика в России и зарубежных странах / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева. – Краснодар: Вектор, 2020. – 350 с.
27. Храмова, И.С. Семантические поля в русском языке / И.С. Храмова. – Тюмень: Смена, 2020. – 256 с.
28. Щербак, А.С., Казанкова, А.А. Лексические группировки слов: взаимоотношение языковой и ономастической картины мира / А.С. Щербак, А.А. Казанкова // Неофилология. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-gruppirovki-slov-vzaimootnoshenie-yazykovoy-i-onomasticheskoy-kartiny-mira (дата обращения: 21.06.2022).