Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста..................................................................................................................5
1.1. Анализ понятия «воображение» в научной литературе..............................5
1.2. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста..........8
Глава 2. Диагностика развития воображения детей дошкольного возраста.......11
2.1. Организация и методы исследования........................................................11
2.2. Анализ результатов исследования............................................................14
Заключение..........................................................................................................19
Список использованной литературы..................................................................21
Приложение........................................................................................................23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что современные компьютерные технологии все больше проникают в повседневную жизнь человека. Более того современные технологии начинают все больше влиять на жизнь и здоровье не только взрослых людей, но и на детей, особенно на подростков. С другой стороны нужно понимать, что новые требования к жизни создают новые требования к самому человеку. Все более актуальным становится вопрос о формировании и развитии воображения у детей.
В продолжении темы развития современных наук становится понятно, что сегодня от детей, а в дальнейшем от специалистов будут требоваться творческая активность, нестандартность мышления и креативность. Именно таких детей мечтают в большом количестве видеть вокруг себя технологи. Нужно отметить, что современная психология сделала большие успехи в области изучения и формирования (воспитания) таких детей с зщаданными форматами мышления и восприятия.
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Выготским Л.С. центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение [5, 73]. Оно строит свои «воздушные замки» из материала реальности, из тех элементов, которыми овладевает ребенок в процессе жизни, в процессе учения.
Важность воображения в умственной деятельности человека, и ребенка в особенности, подчеркивали такие известные отечественные ученые, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие. Воображение как необходимое условие творчества ребенка отмечали Д. Родари, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Б. Шумакова и др. Воображение как структурный компонент психологической готовности к школьному обучению рассматривали Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова.
Объект нашего исследования - воображение как психологический процесс.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить методы диагностики воображения детей дошкольного возраста и апробировать их на практике.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать понятие «воображение» в научной литературе;
2. изучить особенности развития воображения детей дошкольного возраста;
3. провести диагностику развития воображения детей дошкольного возраста;
4. проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- изучить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста;
- подобрать методики для исследования уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия «воображение» в научной литературе
Воображение имеет громадное значение для развития психики человека. Согласно мнению практикующих психологов типа А. Курпатова и т.д. воображение является основополагающим познавательным процессом.
Именно по этой причине люди с хорошо развитым воображением становятся успешными артистами, режиссерами, инженерами и т.д. Такие люди замечательно умеют реагировать на сложные жизненные задачи, вдеть нестандартные пути решения задач, проводить планирование на ближайшую и дальнюю перспективу и т.д..
Такие качества являются ключевыми для развития личности человека, становления его финансового положения и, в конечном счете, определении его места в социальной иерархии. Соответственно все вышесказанное говорит о том, что воображение становится ключевым показателем развития человека, вернее, показателем его возможностей устроится в будущем. Поэтому воображение необходимо развивать еще с этапа раннего детства и продолжать тренировать до самой старости [18, с. 1053].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112 с.
3. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э.Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - С.21-22.
4. Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32. – С. 24-32
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение.2014. – 690 с.
6. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие // - 3 изд. - М.: КДУ, 2007. - 400 с.
7. Дъяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.:РАО,1996.- 197с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 444 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Текст)/С.А.Козлова, Т.А.Куликова.- М.: Просвещение, 2000. – 41с.
10. Кравченко, А. И. Психология и педагогика : учебник / А. И. Кравченко; [Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва : Проспект, 2007. - 400 с.
11. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Мысль, 1997. – 169с.
12. Мухортова, Д. Д. Развитие воображения / Д. Д. Мухортова, В. И. Мурадова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 52-54.
13. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Жан Пиаже, Барбел Инхельдер; Науч. ред. пер. С.Л. Соловьева. - 18. изд. - М. [и др.] : Питер, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 159 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Воображение и творчество [Текст] / С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2014. – 150 с.
15. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
16. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2006 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). – 365 с.
17. Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал – 2009 – № 13 – С.276–283
18. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый – 2015 – №24 – с. 1053-1055.