Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сельское хозяйство является одним из приоритетов развития российской экономики. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог.
Плательщики этой системы освобождаются от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели - от НДФЛ), а также от части налога на имущество. Вместо этого они платят единый налог с разницы между доходами и расходами. В этом случае лицо должно иметь статус сельскохозяйственного производителя. К ним относятся юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или реализацией продукции сельского хозяйства, животноводства, рыболовства, а также предоставляют услуги в области сельского хозяйства. Кроме того, ключом к применению специального режима является ограничение доходов от других видов деятельности. Доля поступлений от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме поступлений должна составлять не менее 70 %. Такая же сумма может включать доход от предоставления услуг фермерам.
Данной проблемой занимались такие авторы как: И.М. Александров, Б.Х. Алиев, Н.П. Касторнов, И.Г. Русакова, В.Г. Пансков, А.В. Толкушкин, Д.Г. Черник и др.
Объект: налоговые отношения по исчислению и уплате единого сельскохозяйственного налога.
Предмет - порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога.
Цель: рассмотреть особенности налогообложения сельскохозяйственного производства.
Задачи:
- рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
- изучить элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу;
- проанализировать практику применения единого сельскохозяйственного налога на предприятии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 26.1 НК РФ (с 1 января 2004 г. глава действует в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»). В настоящее время гл. 26.1 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 28 декабря 2004 г. № 183-ФЗ.
Единый сельскохозяйственный налог применяется одновременно с общей налоговой системой. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации [2].
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену налога на прибыль организаций налогом на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого единовременного социального налога при уплате сельскохозяйственного налога, в том числе о результатах хозяйственной деятельности организаций за финансовый период. Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, выплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, выплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прочие налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, которые перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с общим налоговым режимом.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязательств, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Правила, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства [2].
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Порядок отнесения продукции к продуктам первичной переработки, изготовленным из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращиваемой рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих контроль (производство) переработки продукции первой переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья, чистого производства и (или) выращенной рыбы, доли выручки от реализации продукции первой переработки, производства из них продуктов первой переработки, доли выручки от реализации продукции первой переработки. продукты первой обработки. сельскохозяйственного сырья, чистого и (или) выращиваемого рыбного производства, в совокупности выгоды от реализации, производства своей продукции из сельскохозяйственного сырья, чистого и (или) выращиваемого рыбного производства определяются исходя из затрат на производство сельскохозяйственной продукции и (или) разведение рыбы и первичная переработка сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме производственных затрат, связанных с производством сельскохозяйственного сырья и (или) добычей рыбы. [17, с. 18]
Сельхозпроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по истечении девяти месяцев года при обращении организации или индивидуального предпринимателя с просьбой перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога общий доход от реализации товаров (работ, услуг) от этих товаров (работ, услуги организации или индивидуальных предпринимателей, доля составляет не менее 70%.
Не может перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством товаров, облагаемых акцизом;
- организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ [13, с. 42].
Порядок и условия перехода к уплате единого сельскохозяйственного налога и возврата к единой налоговой системе
Сельхозпроизводители, выразившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают документы в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого сельхозпроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по месту жительства (местонахождение) заявка.
При этом сельхозпроизводители в декларации о переходе на единовременную уплату сельскохозяйственного налога указывают данные о доле доходов от производства их сельскохозяйственной продукции и (или) выращиваемой рыбы, в том числе продуктов первой переработки, произведенных из сельскохозяйственного сырья, собственного производства. и (или) выращенной рыбой, в целом, доходом от реализации товаров (работ, услуг), который они получили в течение первых девяти месяцев года, в течение которых организация или индивидуальный предприниматель запрашивают переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые изъявили желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, имеют право ходатайствовать о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога вместе с заявлением о регистрации в налоговом органе.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать единый сельскохозяйственный налог в текущем календарном году с момента регистрации в налоговом органе.
Налогоплательщики, которые перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, не могут перейти на общую налоговую систему до окончания налогового периода [20, с. 63].
Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Указанные налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
Налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в котором доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составил менее 70%, и произвести уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 31.01.1998 № 146-ФЗ. // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 147-ФЗ от 11 ноября 2003 г. // Консультант Плюс.
4. Литература
5. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 624 с.
6. Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. - 2021. -№ 9. - С. 60 - 65.
7. Алиев Б.х., Абдулгалимов А.М. Налоговая система РФ. - М.: Академия, 2019. - 471с.
8. Боброва А. В. Проблема применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. - 2021. -№ 8. - С. 46 - 47.
9. Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Финансы и кредит. - 2021. -№ 12. - С. 48 - 49.
10. Касторнов Н. П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК // Финансы и кредит. - 2021. -№ 7. - С. 47 - 48.
11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
12. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2020. – 324 с.
14. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: МИА, 2019. - 368 с.
15. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
16. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 320 с.
17. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 464 с.
18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2019. - 592 с.
19. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
20. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Питер, 2019. - 734 c.
21. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт-Издат, 2020. - 720 с.
22. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
23. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Феникс, 2017. - 412 с.