Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В условиях реализации ФГОС начальной школы приоритетной задачей образовательной организации стоит задача создания условий, направленных на формирование активной позиции школьника. Образовательный результат ФГОС сегодня регламентирует школе формирование не только предметного результата, то также метапредметного и личностного. В образовательном процессе сегодня формируются не только знания. Умения и навыки по предметам, но также личностные свойства и качества.
Ребёнок должен хорошо представлять каковы его образовательные и развивающие ресурсы и что именно мешает ему достигать положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. У ребёнка должно быть сформировано умение правильно оценивать особенности своей личности, принимать роль ученика и выстраивать коммуникации с окружающими его людьми. Если всё это у ребёнка отсутствует, его самооценка будет всегда заниженной. Помочь ему в этом сможет психологическая служба школы в лице педагога-психолога. Адекватная самооценка оказывает прямое влияние на эффективность обучения младшего школьника. Весь образовательный процесс в целом оказывает влияние на формирование личности школьника, на его гармоничное развитие и конкретно на формирование самооценки личности ребенка.
Младший школьный возраст является периодом усиленного формирования собственной самооценки. Самооценка как важный механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться и быть уверенным в своих силах. В связи с этим можно говорить о том, что формирование адекватной самооценки младшего школьника является важнейшей задачей психолога.
Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.
Гипотеза исследования: система мероприятий, проводимая педагогом –психологом с ребёнком приведет к формированию у него адекватной самооценки.
Цель работы: изучить роль психолога в формировании самооценки ребёнка младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение при формировании адекватной самооценки младшего школьника.
3. Описать организацию исследования по формированию адекватной самооценки младшего школьника.
4. Провести анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования самооценки ребёнка младшего школьного возраста
1.1. Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка ребёнка в младшем школьном возрасте формируется под влиянием учителя. Дети прислушиваются к мнению взрослых и сверстников, причём происходит это чаще всего при оценке их интеллектуальных возможностей. На основе оценки других формируется своя собственная самооценка и это связано с самонаблюдением и самоконтролем. В школе сегодня помимо предметных знаний и умений оценивают сформированность универсальных учебных действий личностного характера. Так регламентирует ФГОС. Можно говорить о том, что роль формирования у школьников личностных универсальных учебных действий лишь возрастает. Под универсальными учебными действиями понимают базовый элемент умения учиться. Совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Обязательным компонентом личностных универсальных учебных действий является формирование самооценки. Самооценка и является одним из важнейших регуляторов поведения всех людей в социуме. Речь также идёт о позитивном отношении к себе и окружающему миру [4].
Данной проблемой активно занимались исследователи учёные как Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин и др. В психологии под самооценкой понимают оценку личности самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Наибольший интерес в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться и оформляться самооценка. В период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие в связи с переходом от игровой ведущей деятельности – к учебной. Ребёнок находится в позиции ученика, которая для него является новой. Образование было и остаётся коллективным и так или иначе ребёнку приходится постоянно сравнивать себя с другими детьми. С помощью процесса самооценки младший школьник способен контролировать свою учебную деятельность и уже может выстраивать своё поведение в соответствии с изученными общественными нормами. В этот период ребенок впитывает и накапливает знания о других и о самом себе при помощи личного опыта [11]. Автор Липкина А. И. особенностью данного возрастного периода считает то, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки. К ним она относит адекватную самооценку, устойчивую и неустойчивую, заниженную и завышенную. Каждая из этих самооценок имеет свою специфику. Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности и развитием психических функций ребенка. В процессе учебной деятельности осуществляется психическое развитие ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/ Г.С. Абрамова. - уч. пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2011. – 823 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – 2–е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 2012. – 345 с.
3. Акимова, Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] / Г.И. Акимова. – М.: Фактория, 2013. – 235 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 5 – 7.
5. Аспер, К. Ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2010. – 157 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Астрель, 2012. – 301 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: АСТ, 2010. – 446 с.
8. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина, Л.И. Вединская // Школьный психолог. – 2015. – №3. – С.15 – 18.
9. Волкова, Н.В. Особенности работы педагогов, психологов по формированию самооценки школьников [Текст] / Н. В. Волкова // Начальная школа. – 2016. – №3. – С. 108–111.
10. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [текст] / А. Л. Венгер. – М.: Владос–Пресс, 2012. – 160 с.
11. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] /учеб. пособие // под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 291 с.
12. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: АСТ, 2010. – 400с.
13. Захарова, А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А.В. Захарова // Психодиагностика и школа. – 2013. – №7. – С. 23 – 26.
14. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 58 – 65.
15. Кузнецова, Л.Н. Психолого–педагогическая коррекция самооценки школьников [Текст] / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 24 – 26.
16. Комакова, А. Д. Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников / А. Д. Комакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1017-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25210/ (дата обращения: 11.06.2022).
17. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, самооценка, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
18. Липкина, А.И. Формирование самооценки школьника [Текст] / А.И. Липкина // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 10 – 14.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – П.: Питер, 2010. – 297 с.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2011. – 315 с.
21. Лютова, Е.К. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2010. – 164 с.
22. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Шутова, В.В. Кисова. – М.: А–Приор, 2010. – 64 с.
23. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 240 с.
24. Ольшанский, Д.К. Самооценка и самоуважение [Текст] / Д.К. Ольшанский // Школьный психолог. – 2018. – №4. – С. 9 – 12.
25. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе: Диагностика и пути преодоления [Текст] / Сорокина В. В. – М.: Генезис, 2012. – 191с.
26. Шикова, Р.Н. Формирование самооценки в процессе обучения младших школьников [Текст] / Р.Н. Шикова, Е.И. Бологова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 18 – 20.
27. Ярушина, И.П. Программа социально–психологической коррекционно–развивающей работы с детьми [Текст] / И.П. Ярушина // Школьный психолог. – 2018. – № 6. – С.5 – 9.