Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Большая значимость творческих способностей для психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, а также динамичностью и нестабильностью данного опыта.
Поэтому сейчас перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается обеспечение формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.
Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний. Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.
Анализ литературных источников показал, что проблема формирования творческих способностей детей интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Процесс становления творческой личности занимал выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов XX века: Б.В Асафьева, П.П. Блонского, А.В Луначарского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского и др. Проблему детского творчества и формирования творческих способностей детей в нашей стране также исследовали ученые В.А. Левин, А.Н Лука, А.А Мелик-Пашаев, Р.С. Немов, Б.М. Теплова.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках учреждений дополнительного образования.
Цель исследования – изучить возможности развития творческих способностей обучающихся на уроках учреждений дополнительного образования.
В соответствии с целью потребовалось решение следующих задач исследования:
1. раскрыть сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе;
2. рассмотреть дополнительное образование и его роль в развитии творческих способностей детей;
3. провести диагностику сформированности творческих способностей.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (опрос, тестирование).
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей на уроках учреждениях дополнительного образования
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
В современных условиях возникают вопросы социально-экономической жизни общества, решить которые способны лишь творчески одарённые люди. Поэтому не вызывает сомнений значимость детального изучения проблемы творчества. Г.С. Альтшуллер особо выделяет его глубокую социальную сущность. Следовательно, в настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете ФГОС. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве [2].
Понятие «творчество» всегда привлекало к себе внимание многих исследователей (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.В. Гавриш, Т.Г. Евсеева, И.Т. Фролов, М.Г. Ярошевский). Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
И.Т. Фролов определяет творчество как процесс деятельности человека, который создают качественно новые материальные и духовные ценности. В творческом процессе участвуют все духовные силы индивида, в частности воображение и навыки, которые приобретены в процессе обучения и практической деятельности, нужные для реализации творческого плана [24].
В Новой философской энциклопедии Института философии Российской академии наук под творчеством понимается иерархически структурированное объединение способностей, присущих человеку, которые устанавливают степень и функции мышления, нацеленных на адаптацию к меняющимся и незнакомым условиям в сенсомоторной, визуальной, операциональной и логико-теоретической формах [20].
Б.Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [3].
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков трактуют творчество как деятельность, итогом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, человеческую деятельность, в которой появляются новые результаты [6].
В педагогической науке творчество определяется как деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Н.В. Гавриш видит значение творчества ребенка в создании нового для него, что и определяет значение творчества для формирования личности [8].
Как указывает Т.Г. Евсеева, творчество – форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости [12].
Е.П. Ильин отмечает, что главным условием становления творческих способностей является самостоятельно возникшая у ребенка инициатива к творению. Но незаурядные творческие способности возможно развить в условиях проведения систематической педагогической работы [14].
В.И. Андреев трактует творчество как один из видов человеческой деятельности, для которого характерны: наличие противоречия, проблемной ситуации либо творческой задачи; социальная и личностная роль и прогрессивность; наличие объективных предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса либо результатов [4].
Как справедливо считает М.Г. Ярошевский, творчество – это создание нового, что может означать преобразования в сознании и поведении субъекта, а также продукты, порожденные им и отчужденные от него [26].
Как считает Р. Гут, усредненным из многих определений творчества можно назвать следующее: «Творчество есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный результат [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. - 2014 г. - №4. - C. 80.
2. Альтов, Г. Творчество как точная наука : теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - [2-е изд., доп.]. - Петрозаводск : Скандинавия : изд. Офиц. Фонда Г. С. Альтшуллера, 2004. – 203 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с.
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. - № 9. - С. 6 - 8.
6. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
7. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование – насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников – 2006. – №3-4
8. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 62-67.
9. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: «Академия», 2005.– 320 с.
10. Гут Р. О творчестве в науке и технике / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130–139.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 368 с.
12. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: автореф. дис. канд. философ. наук / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – 9 с.
13. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд -во НПО «МОДЭК», 2008. – 372 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
15. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 73-80
16. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – 64 с.
17. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.; Воронеж, 1997. - 448 с.
18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. – 10-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2015 – 656 с.
20. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001. – 605 с.
21. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
22. Угольникова, Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования / Е. Н. Угольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 22-24
23. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
24. Философский словарь / [Абрамов А. И. и др.]; Под ред. И. Т. Фролова. - 7. изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
25. Фромм, Э. Душа человека [Текст] : [пер. с нем.] / Эрих Фромм. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 253 с.
26. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. – М.: Искусство, 1988. – 176 с.
27. Ярошевский, М. Г. Краткий курс истории психологии / М. Г. Ярошевский. - М. : Междунар. пед. акад., 1995. - 144 с.