Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Уровень дохода различных групп населения в РФ
Уровень дохода – один из важных показателей, рассматриваемых в рыночной экономике. Это показатель может служить отражением удовлетворенности потребностей того или иного человека.
От того, как происходит распределение доходов между разными группами в обществе, зависит стабильность политической сферы любого государства.
Стремление людей получить как можно больший доход связано с возможностью удовлетворения своих потребностей. И зачастую данное стремление приводит к тому, что между разными группами населения неравенство доходов становится очень значительным. Оно становится причиной социальной напряженности и нарушает стабильность в экономике и политике.
Согласно некоторым данным: «В России один из самых больших уровней дифференциации доходов в Европе, в связи с чем доходы и теории их распределения заслуживают особо внимания» [1, с. 125].
Для того чтобы уменьшить уровень неравенства доходов населения в стране, необходимо провести анализ распределения материальных благ между группами населения. В ходе данного анализа происходит измерение таких показателей, как коэффициент Джини и децильный коэффициент.
Коэффициент Джини показывает степень неравенства в распределении доходов, данный показатель варьируется в пределах от 0 до 1, и чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент Джини приближается к единице, соответственно, чем выше равенство, тем меньше данный показатель.
Децильный коэффициент показывает различие между доходами самих богатых граждан государства и доходами самых бедных, характеризует степень социального расслоения в государстве. Коэффициент представляет собой соотношение средних доходов десяти процентов самых богатых граждан к такому же проценту беднейших граждан страны, и чем меньше получившееся значение, тем стабильнее ситуация в обществе. Если значение данного показателя равняется десяти, то это значит, что самые богатые люди государства получают доход в десять раз больше, чем самая бедная группа граждан.
Следовательно, децильный коэффициент показывает разницу в доходах между различными группами населения и является важным показателем, на основе которого государство выстраивает эффективную экономическую политику государства.
Согласно данным Росстата, в России в 2020 году уровень неравенства по коэффициенту Джини был равен 0,403 [2, с. 64], а децильный коэффициент в том же году достиг отметки в 15,6 раз, что является свидетельством о том, что в государстве наблюдается неравное распределение доходов и социальное напряжение, так как считается, что при значении коэффициента больше 10, существует возможность возникновения гражданских беспорядков, в которых группы людей, получающие наименьший доход, будут требовать повышения их дохода у государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Коваленко А.А. Анализ структуры доходов населения и их распределения в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-struktury-dohodov-naseleniya-i-ih-raspredeleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.06.2022).
2. Россия в цифрах 2021: Крат. стат. сб./Росстат. – М., 2021. – 275 с.
3. Зайнашева З. Г., Шитов А. О. «Социальная стратификация в контексте социальной функции государства»// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 89-95.
4. Чувакова С.Г. Оценка социальной стратификации российского общества в условиях социально-экономических преобразований (на примере Пензенской области)//Журнал Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 35. С. 37-41
5. Социально-экономическое положение России — 2018/ Электронный ресурс http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-12-2018.pdf
6. Бахтина, О. Ю. Анализ влияния тенденций денежных доходов на финансовые стратегии населения: сберегать или тратить? / О. Ю. Бахтина // Учет и статистика. – 2019. – № 4(56). – С. 48-57. – EDN OTVVTD.
7. Галицкая, Е. Г. Потребительские стратегии российских граждан / Е. Г. Галицкая, Е. Б. Галицкий, Е. С. Петренко // Практический маркетинг. – 2011. – № 11(177). – С. 4-21. – EDN OJDWJR.
8. Шевченко Дмитрий Анатольевич Исследование потребительского поведения крупных сегментов рынка в России: поколенческий подход // Практический маркетинг. 2013. №4 (194). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potrebitelskogo-povedeniya-krupnyh-segmentov-rynka-v-rossii-pokolencheskiy-podhod (дата обращения: 01.06.2022).