Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Предпосылки зарождения потребительской кооперации в России в период развития капитализма. 5
2. Идеологи кооперации и развитие кооперативного движения в России (XIX– начало XX в.). 7
3. Создание первых потребительских кооперативов в России. 17
4. Классификация кооперативов и функции кооперативов разных видов. 20
5. Возникновение потребительских кооперативов на территории Курской губернии (вторая половина XIX – начало XX в.). 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В переводе с латинского «кооперация» означает сотрудничество, совместную деятельность. Значение кооперации заключается в том, что люди совместно осуществляют какой-либо вид экономической или социальной деятельности, преследуя цель получения взаимной выгоды. Характерной чертой кооперативного предприятия является то, что оно никогда не может являться самодовлеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов: это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними.
Кооперативное движение способно сыграть важную роль в социально-экономическом развитии государства. Развитие кооперации в России началось в связи с отменой крепостного права и осуществлением буржуазных реформ 60–70-х годов. В эти годы практически во всех губернских центрах России возникли потребительские сообщества. В дальнейшем все более ускоряющиеся процессы капиталистического развития и формирования национального рынка значительно расширили социальную базу и географию российских кооперативов.
Можно утверждать, что потребительская кооперация это социально-ориентированная система, действующая в соответствии с кооперативными принципами и ценностями в целях удовлетворения материальных и иных потребностей ее участников; четкая система социально-экономических отношений для защиты интересов и удовлетворения потребностей членов потребительских обществ; система регулирования правоотношений субъектов потребительской кооперации и их взаимодействия с потребителями и другими организациями как внутри, так и вне потребительской кооперации.
В связи с вышесказанным не вызывает сомнений актуальность исследования сущности и исторических предпосылок развития потребительской кооперации в России.
Целью курсовой работы является изучение происхождения потребительской кооперации, истории создания и видов потребительских кооперативов. Данная цель обусловила постановку следующего ряда задач:
- исследовать предпосылки зарождения потребительской кооперации в России в период развития капитализма;
- изучить идеологов кооперации и процесс развития кооперативного движения в России (XIX– начало XX в.);
- рассмотреть процесс создания первых потребительских кооперативов в России;
- исследовать виды кооперативов и их функции;
- изучить возникновение потребительских кооперативов на территории Курской губернии (вторая половина XIX – начало XX в.).
Объектом исследования в данной работе выступили потребительские кооперативы, а предметом – их создание, классификация и функции.
Методы исследования: дедукция и индукция, сравнительный анализ, группировка данных, обобщение теоретического и фактического материала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка: Учебное пособие / А. И. Савинский, А. П. Ковзуно-вич, Л. Л. Лаппо и др.; под ред. А. И. Савинского. — Гомель: ГКИ, 1995. — 238 с
2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 400 с.
3. Глотова Н. И., Фасенко Т. Е., Доскач О. Е. Кооперативное движение как фактор социально-экономического развития //Алтайский вестник финансового университета. — 2018 — № 3 — С. 35–44.
4. Глотова Н. И. К вопросу формирования комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации (на материалах Алтайского края) // Алтайский вестник финансового университета. — 2017. — № 2. — С. 42–47.
5. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 1999. — 328 с.
6. Маслова Е. Л. Социальная структура и интересы пайщиков в потребительской кооперции: Автореферат диссертации на соискание звания канд. экон. наук: 08.05.00. — М.: МКИ, 1991. — 24 с.
7. О специфике социально-экономической природы потребительской кооперации. Содержание понятий "кооперация" и "кооператив". Двойственная природа кооператива. Кооперативное движение. Кооперативные принципы. Отношения с государством // Вести потребкооперации. — 1998. — № 2. — С. 2
8. Савченко П., Эндорова М. О природе потребительской кооперации // Экономист. — 2018. — № 6. — С. 24–30.
9. Сахарова Д. Б. Потребительская кооперация как фактор социальной защиты сельского населения // Международный аграрный журнал. — 2019. — № 1. — С. 11–14.
10. Сахарова Д. Б. Функции кооперации социалистического типа // Теоретические основы социалистической кооперации: Отчет о научно-исследовательской работе / Центросоюз. — М., 1987. — С. 144– 153. — Деп. в ВНТИЦ, № 286053723.
11. Сипко Л. А., Наговицина Л. П. Проблемы потребительской кооперации. — Новосибирск: Сибирский ун-т потреб. кооп., 2019. — 56 с.
12. Теория кооперации / А. П. Макаренко, А. И. Крашенинников, А. В. Кизилевич и др. — М.: Экономика, 1982. — 304 с.
13. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. — М.: Экономика, 1989. — 496 с.
14. Теплов В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации: монография. Белгород: Кооператив, образование, 2019, 205 с.
15. Храмцова Т.Г. Потребительская кооперация: методология оценки социально-экономического потенциала. Новосибирск: Сиб. ун-т потребит. кооперации, 2017. 327 с.
16. Шешукова Т.Г., Попова Д.В. Организационный механизм управления потребительской кооперацией: содержание, функции //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. № 21. С. 22-27.