Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Художественная выставка — это один из уникальных постоянно действующих, изменяющихся и совершенствующихся видов музейной деятельности. Интерес к ней многих исследователей набирает обороты в последнее время, особенно это явление заметно в Санкт-Петербурге — городе с богатой музейной историей и традициями. На современном этапе развития музейного дела, в условиях идеологической и экономической нестабильности важное значение приобретает организация динамичных, мобильных, часто сменяемых экспозиций, не требующих особых финансовых затрат. Интерес к подобного рода музейным экспозициям, традиционно называемым выставками, огромен как у потенциальных посетителей музея, так и у музейных сотрудников. Первые, соприкасаясь с уникальными памятниками отечественной истории и культуры, открывают для себя малоизвестные страницы прошлого. Вторые, создавая различные типы и виды выставок, демонстрируют богатство музейных коллекций, результаты своей научно-исследовательской работы, а иногда и пытаются художественно осмыслить историко-культурные процессы и явления, используя пластические средства искусства музейно выставочной экспозиции. В сегодняшних условиях процесс создания периодически сменяемых выставок значительно опережает давно назревшую модернизацию основных (стационарных, генеральных, систематических) музейных экспозиций. Более того, некоторые музеи в силу определенных причин объективного или намеренно концептуального характера пред- почитают осуществлять свою экспозиционную деятельность в форме динамичной, способной к саморазвитию системы выставок, тематически связанных с локальными содержательными проблемами, ранее фундаментально и "навечно" решаемыми в пространстве стационарной экспозиции. Из этого следует, что выставка может восприниматься как универсальная форма экспозиционной деятельности, способная осуществлять помимо своих собственных еще и специфические функции основной экспозиции музея. Данное предположение нуждается, естественно, в специальном исследовании и обосновании, корни которого, на наш взгляд, необходимо искать в истории отечественной экспозиционной мысли и практики.
Выставка вбирает в себя разнообразные компоненты и в результате их синтеза получается новый единый организм. Экспозиционная и выставочная деятельность музеев города преодолела путь от полной статичности к динамичности и новым формам демонстрации произведений искусства. Сегодня практически все музеи оказались готовы к экспериментам. И в этом плане Музей Городской скульптуры является одним из пионеров нового подхода к выставочному процессу. Для того, чтобы осуществить тот или иной выставочный проект, используются современные технические средства и экспозиционные достижения, которые позволяют при необходимости изменять выставочное пространство, использовать мультимедийные технологии, а также приглашать к сотрудничеству не только специалистов из других музеев, но и выставочных дизайнеров из других стран, тем самым оставаясь конкурентоспособными на международной арене. Направление деятельности передовых в этом отношении музеев в последние годы, прочно закрепившееся как среди исследователей, так и среди музейных работников: отождествление художественной выставки с театральным спектаклем, которая, синтезируя в себе театральные атрибуты — освещение, пространственную среду и предметы, создает свою неповторимую художественную среду, в которую вовлекает посетителя и направляет его стать соучастником художественного процесса. Именно вовлечение зрителя в активное творческое познание является сегодня мейнстримом выставочной деятельности музеев Санкт-Петербурга.
Художественная выставка, в том числе и в музее, за последние годы превратилась в важный элемент современного городского культурного процесса, выполняя разнообразные культурно-эстетические (актуализация современного искусства, актуализация художественного наследия прошлого) и социальные (организация культурного досуга) функции, определяя черты художественного сознания эпохи и эстетические предпочтения. Именно временные выставки привносят в классический музей актуальность и тенденции времени. Развиваясь в фарватере основной концепции музея, выставка, как выражение современных эстетических и общекультурных факторов утвердилась в статусе самостоятельного, обладающего собственной ценностью жанра творчества. Типология и направленность выставочной
деятельности во многом зависят от культурной ситуации в конкретном регионе, изменений социального заказа общества, а также от общих художественных и архитектурных концепций эпохи. И это в первую очередь проявляется в выставочной деятельности городов с богатым культурным бэкграундом, таких как Петербург. Выставка является эффективным "полигоном" для "испытания" новых концептуальных решений и новых технологий. Она рассматривается в современной теории искусства как "способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства" [ ] Современная выставка включает большое количество различных подходов к организации экспозиционных решений — от самых традиционных до "многогранных систем концептуального дизайна", "эмоционально-образного построения экспозиции". Выставка, сочетая репрезентативные, творческие, эстетические функции, решает разнообразные гуманитарные задачи:
- актуализация культурно-исторической памяти и художественного наследия;
- формирование культурного и художественного пространства;
- актуализация современных форм искусства, и создание художественных проектов. Пространство выставки сегодня - это не просто форма демонстрации произведений мировой культуры и искусства, но и форма художественной коммуникации, благодаря которой человек может не только обогатить свой культурно-исторический и социальный опыт, но и приобрести новые (эмоционально-психологические и художественные) впечатления. Современные концепции организации выставок рассматривают выставочное пространство как сферу взаимодействия культур, сферу воссоединения знания и чувства, "территория", на которой происходит трансляции духовного опыта как накопленного предыдущими поколениями, так и нашими современниками.
Таким образом, актуальность этой работы определяется:
- необходимостью осмысления художественной выставки в структуре современного музея, как фактора развития современной культуры и художественного сознания;
- значимостью выставочной деятельности в ее многообразных формах и тенденциях (многожанровость, историзм, разнообразие тем, концептуальность, технологичность, интерактивность, открытость, вариативность, синтетичность и другие) в современной художественной культуре современного города;
- оценкой перспектив развития современных форм выставочно- экспозиционной деятельности в контексте глобализации культуры и возможностей новых технологий
Степень разработанности проблемы. Феномен художественной выставки в гуманитарном знании, в том числе в искусствоведении рассматривается в различных аспектах. Художественная выставка является уникальным явлением в культуре, что предполагает междисциплинарные подходы к ее изучению, использованию методик таких наук, как искусствоведение, культурология, музееведение, эстетика и другие. Художественную выставку рассматривают с таких позиций, как пространственные решения, с точки зрения художественной коммуникации, а также как средство арт-терапии и музейной педагогики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев: Материалы научной конференции «Випперовские чтения 2006». Выпуск XXXVII. Тула: Власта, 2008. 144 с.
2. О.Б. Архипова В.М. Ахунов, C.B. Богородский, Ф.А. Костриц, В.В. Литвинов, музеев // Музейное дело в СССР: сборник научных трудов Центрального музея Революции СССР. -М„ 1983— с. 8-9
3. Ахунов В.М. «Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (Опыт Государственного Русского музея) диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2006. 231с.
4. Беззубова О.В. Некоторые аспекты Теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб.: Осипов, 2005. С.6-27.
5. Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / СПбГУ. СПб., 2003. 22с.
6. Богатырев Е.А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2011. 24 с.
7. Богородский C.B. Художественная выставка в условиях современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2007. 165 с.
8. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23.
9. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом: Учебно-методическое пособие/Под ред. Акад. РАН Н.П. Лаверова. М.: Дашков и К, 2005. 516 с.
10. Каган М.С. искусства. М.: Искусство, 1972. 440 с. 37. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
11. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 с. 2-е изд. 2008 г., 244 с.
12. Карлова А.И. Музей современного искусства в культуре XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2009, 16 с.
13. Карпов A.B. Искусство в интерактивном пространстве культуры // KAFIS: сб. науч. ст. кафедры искусствоведения СПбГУП. Вып. 1. СПб.: Академ-Принт, 2003. С. 54-63.
14. Коссова И.М. Выставочная работа музеев в современных условиях. Конспект лекций. М, 1988. 52 с.
15. Коропов А.Е. Музееведение. 2-е изд. испр. и доп. М.: Инфра-М, 2000.311с.
16. Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2009. 23 с.
17. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции: Монография, -Рудизайн, 2005. 352 с.
18. Ляшко A.B. Выставочная культура Петербурга: .тенденции современной художественной жизни.//Триумф музея? СПб. 2005. 458 с.
19. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы М.1997. 211с
20. Мастеница E.H. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности.//Триумф музея? СПб. 2005-458 с.
21. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М. Советская Россия. 1964.- 518 с, и "Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 1999.- 196 с.
22. Музееведение.Ред. проф. К.Г. Левыкина, проф. В. Хербст. Москва: Высшая школа., 1988. 430 с.
23. Музейная деятельность на современном этапе: Сборник научных трудов СПб.: СПбГУ, 1996. 215с.
24. Музееведение. Вопросы теории и 'методики / Редкол.: В.Ю. Дукельский и др. М., 1987. 168 с. (Сб. научных трудов НИИ культуры)
25. Нагорский Н.В. «Музей в духовной жизни общества» - СПб, 2004. - 432 с.
26. Нетунихина Г. Д. Музей Городской скульптуры. Путеводитель. Серия "Туристу о Ленинграде", Л., Лениздат, 1981
27. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 1999. 196 с.
28. Сапанжа, О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 6-17.
29. Федосеева O.A. Экспозиция современного музея // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1995.С. 40-41.
30. Шляхтина JI.M. Основы музейного дела. М: Высшая школа, 2005 183
31. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово. 2003. 536 с.
32. Музеи России [Электронный ресурс]: Интернет-портал – Режим доступа : www.museum.ru – Яз. рус.