Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в российской экономике предопределяет появление некоторых явлений, например, свобода любой экономической деятельности, многоаспектность форм собственности, усиление конкуренции. Параллельно создаются различные масштабные корпоративные структуры, вертикально-интегрированные компании. Отметим, данное обстоятельство необходимо определять как реакцию отечественного бизнеса на условия жесткой современной конкуренции. В данных обстоятельствах для эффективной работы организаций является важным обеспечение качественного стратегического управления. В целях формирования системы обеспечения конкурентоспособности компании и производимой ей продукции необходима разработка стратегии.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в реальных условиях стратегическое управление – это приоритетное направление работы организаций, которые встречаются с трудностями при реализации принципиально иных корпоративных стратегий. На фоне сильной конкурентной борьбы, а также активно трансформирующейся ситуации современным компаниям необходимо концентрировать свое внимание на внутренней среде, и формировать стратегию поступательного развития, которая помогала бы быстро адаптироваться к изменениям внешней среды.
Цель представленной работы – осуществление анализа стратегического управления компании на примере АО «КВЗ».
Указанная цель работы предопределила основные ее задачи:
- исследовать сущность и историю зарождения стратегического управления;
- рассмотреть виды стратегий компании;
- изучить инструменты стратегического анализа;
- представить краткую характеристику рассматриваемой компании;
- осуществить стратегический анализ функционирования АО «КВЗ»;
- сформировать направления совершенствования стратегического управления рассматриваемой организации.
В качестве предмета исследования укажем элементы стратегического управления компании. Объект исследования – стратегическое управление компании «КВЗ».
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как А.А. Анцупов, В.Р. Веснин, В.Д. Грибов, Н.А. Казакова, У.Э. Деминг, Г. Кокинз и иных авторов, а также материалы периодической печати.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, определены цель и задачи исследования, предмет и объект, представлена теоретическая база и структура курсовой работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы стратегического управления предприятием.
Во второй главе курсовой работы проводится анализ стратегического управления на примере АО «КВЗ» и даются рекомендации по его совершенствованию.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность и история возникновения стратегического управления
Стратегическое управление – это управление, основанное на человеческом потенциале, направляющее производственную деятельность на удовлетворение запросов клиентов (потребителей), гибко адаптирующееся и реализующее своевременные изменения, соответствующее вызовам со стороны внешней и внутренней сред и позволяющие получать конкурентные преимущества, а это в совокупности помогает компании выживать и развиваться в долгосрочной перспективе, приходя к поставленным целям [2, с.15].
На практике компоненты науки стратегического управления применялись уже давно. Различные методы и инструменты стратегий уже применялись человеком, когда люди начали объединяться в компании.
Стержневое местом в истории зарождения стратегического управления – это непосредственно понятие «стратегия». Указанное слово имеет древнюю историю. Оно имеет греческие корни – «strategia», что подразумевает науку либо искусство быть полководцем. Не представляется возможным переоценить искусство полководца в Древней Греции. Явно, наиболее талантливые полководцы выделяли важность грамотного формирования обеспечения армии в разработке тактики боя. Помимо, они разрабатывали решение, когда определенным отрядам вступать в битву, и когда следует просто осуществить переговоры с населением, являться политиками и дипломатами. По указанной причине греческих полководцев называют «первыми стратегами» [7, с.56].
Укажем, в Древнем Китае между 480 и 221 гг. до н.э. появилась работа «Искусство стратегии». Авторство данного труда не выявлено. Из теории данного произведения следует, с древности стратегиям в социуме придавался смысл, характеризуемый в настоящее время как наиболее оптимальное поведение организации либо норма деятельности человека. В своих трудах Сун Цу указывал, кто имел сотни побед в тысячах конфликтах, вряд ли может обладать высоким мастерством. Но тот, кто может применять мастерство стратегии, может покорить остальных, при этом, не конфликтуя с ними.
Предпосылкой к переосмыслению древних задач и роли стратегического управления стали:
активное развитие в практической деятельности человека высоких интеллектуальных и IT-технологий,
интенсивное экономическое и промышленное развитие в развитых государствах Европы и Соединенных Штатах Америки.
К данным технологиям следует отнести развитие крупных производств, торговых компаний и финансовых организаций, интегрированных структур и войск. Первый этап – это развитие в Америке с 80-х гг. XIX в. по 30-е гг. XX в. массового производства. Главная особенность такого производства – увеличение объемов и создание инфраструктуры массового производства. Относительно позиции стратегического менеджмента, самым известным в развитии его концепции был подход Генри Форда [4, с.77].
В широком определении главная цель оперативного управления компании – это достижение максимальной возможной эффективности бизнеса, иными словами рост «коэффициента полезного действия» функционирующей бизнес-организации. Укажем, оперативному управлению необходимо с наибольшим эффектом интегрировать в единое целое все коммерческие компоненты бизнеса:
- современную и эффективную систему закупки;
- оптимальную систему логистики;
- использование всех существующих каналов продаж и продвижения продукта;
- качественно поддержать указанные коммерческие процессы необходимыми административными и финансовыми ресурсами.
Институциональное разделение оперативного и стратегического управления компанией – это закономерное следствие увеличения и развития самого бизнеса. Уточним, малый бизнес хорошо справляется с решением возможных стратегических задач в пределах каждодневной операционной деятельности. При этом, крупному бизнесу потребуется много времени, чтобы трансформировать вектор своего движения.
Считаем, цель стратегического управления состоит в достижении долговременной стратегической устойчивости бизнеса.
Стоит указать следующие фундаментальные принципы создания системы стратегического управления компании [5, с.60]:
- применение системного и ситуационных подходов в управлении;
- ориентацию процессов управления на четкие результаты деятельности организации;
- использование интегрального и комплексного подхода при выборе и формировании стратегии;
- направленность стратегии на достижение главных факторов успеха;
- стратегическое сотрудничество с иными компаниями для достижения желаемой рыночной позиции компании;
- выбор альтернативы стратегии на базе анализа альтернатив, и на многовариантных и многофакторных оценках прогнозируемой выгоды.
Следовательно, стратегическое управление компанией представляет собой управленческие решения и мероприятия, которые объединены общей долгосрочной целью, а именно, ростом и развитием бизнеса.
1.2. Виды стратегий предприятия
Важнейший инструмент стратегического управления компании – это корпоративная стратегия. В реалиях современности отечественные и зарубежные исследователи в своих трудах часто акцентируют внимание на характеристику вопроса относительно выявления сущности стратегии. Укажем, корпоративная стратегия являет собой первый уровень стратегий, определяющая долгосрочные цели, общее направление развития компании, распределение всех видов ресурсов и инвестиций, все стратегические направления производственно-сбытовой деятельности, целесообразные изменения структуры компании и пр.
Относительно классификационного признака «уровень иерархии в управлении» выделим виды стратегий, указанные на рисунке 1.1.
Корпоративная стратегия имеет отражение в миссии и целях развития компании и вбирает в себя внутренние (например, производство, финансы, маркетинг, персонал и пр.) и внешние компоненты (создание потребительской ценности для владельцев, акционеров, инвесторов, клиентов (потребителей), поставщиков и иных заинтересованных лиц).
Уточним, деловая стратегия – это стратегия бизнес-единиц, отдельных хозяйственных структурных подразделений, предоставляющая возможность управлять определенной сферой бизнеса в диверсифицированной организации. Внедряет мероприятия по улучшению конкурентоспособности, управлению изменениями, формирует стратегические планы действий главных функциональных подразделений.
Отметим, функциональные стратегии создаются для каждого функционального направления компании (производственная, маркетинговая, финансовая, организационная, социальная и пр.).
При этом, операционная стратегия нацелена решать сформированные задачи на уровне отделов функциональных направлений и отдельных структурных подразделений компании.
Для того, чтобы определить направления реализации сформулированных стратегических целей находят альтернативные направления развития компании (таблица 1.1).
Из представленной таблицы 1.1 следует, что базовые направления реализации стратегического управления в компаниях – ограниченный рост, рост, сокращение либо сочетание указанных стратегий.
В соответствии с классификацией компании McKinsey, определяют стратегии, принимающие во внимание силу позиции бизнеса и привлекательность отрасли для определенной компании:
1. инвестиции и рост;
2. выборочный рост;
3. избирательность;
4. «сбор урожая».
Иная классификация, принимающая во внимание масштаб рыночной конкуренции и конкурентные преимущества компании, выявляет стратегии лидерства по затратам, фокусирования при низких затратах, связанную и несвязанную диверсификации [14, с.279].
Следовательно, на практике имеет место спектр видов стратегий, в зависимости от определенных классификационных признаков. Компания имеет возможность выбрать любую из представленных выше стратегий. В современном мире среди часто используемых видов стратегий выделяют: основанные на лидерстве по затратам, фокусировании, дифференциации и диверсификации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. № 31. – Ст.3434.
2. Анцупов А.А. Стратегическое управление. Монография. 4-е изд., испр. и перераб. / А.А. Анцупов – М.: Проспект, 2020. – 344 с.
3. Брюханов Д.Ю. Стратегия позиционирования компании в контексте современной парадигмы стратегического управления / Д.Ю. Брюханов, И.А. Долматович // Финансовая экономика. - 2021. - № 11. - С. 401-405.
4. Веснин В.Р. Стратегическое управление. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2022. – 192 с.
5. Глотова Е.А. Стратегическое управление: анализ концепций / Е.А. Глотова, В.В. Глотова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2021. - № 1 (97). - С. 59-69.
6. Грант Р. Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер, 2018. – 672с.
7. Грибов В.Д., Веснин В.Р. Теория менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 357 с.
8. Деминг У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами [Текст] / пер. с англ. Адлер Ю., Шпер В. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 417 с.
9. Занина Е.Г. Выбор методов управления стратегическими изменениями на предприятии / Е.Г. Занина // Экономика. Менеджмент. Инновации. - 2020. - № 1 (25). - С. 20-31.
10. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. Учебник и практикум. 2-е изд. / Н.А. Казакова – М.: Юрайт, 2017. – 388 с.
11. Кобзева Е.В. Проблемы обеспечения эффективности управления стратегическим потенциалом предприятий в условиях нестабильности внешней среды / Е.В. Кобзева, И.В. Третяк // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. - 2021. - № 8. - С. 53-58.
12. Кожевина О.В., Салиенко Н.В. Стратегическое управление изменениями. Учебник. – М.: Инфра-М, 2022. – 464 с.
13. Кокинз Г. Управление результативностью. Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 320 с.
14. Мовсисян Ю.В. Стратегическое управление и эффективное управление бизнеса / Ю.В. Мовсисян, И.Н. Мовчан // В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Курск. - 2022. - С. 278-280.
15. Никулина О.В. Стратегическое управление как элемент системы менеджмента организации / О.В. Никулина // В книге: Управление предприятиями и организациями: проблемы и решения. - 2021. - С. 14-21.
16. Отварухина Н.С. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Н.С. Отварухина, Ю.Ю. Отварухина, А.Н. Мыльникова. – М.: Проспект, 2019. – 88 с.
17. Пурлик В.М. Управление операционной и стратегической эффективностью. Монография. – М.: Юрайт, 2021. – 208 с.
18. Чипирова А.В. Проблемы стратегического управления / А.В. Чипирова // В сборнике: Формирование финансово-экономических условий инновационного развития. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 145-147.
19. Шадрин И.А. Специфика современного стратегического управления / И.А. Шадрин // Студенческий вестник. - 2021. - № 22-4 (167). - С. 83-85.
20. Яндарбаева Л.А. Стратегическое управление предприятием / Л.А. Яндарбаева, Х.М. Дикаева // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-6. - С. 59-62.