Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Основная цель изучения иностранного языка как предметной области школьного образования видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как прямое общение (говорение, понимание на слух), так и косвенное общение (чтение с пониманием иностранных текстов, письмо). Опыт показывает, что наибольшие трудности в иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако в настоящее время роль устного общения стала более значимой, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает и как слушатель, и как говорящий.
В данной статье рассматривается такая важная проблема, как развитие монологической речи у школьников.
Проблема обучения устному монологическому высказыванию уже много лет является предметом исследований исследователей в области методологии и смежных наук. Несмотря на большое количество выполненных разнообразных работ, она остается актуальной, поэтому до сих пор нет единого определения монологической речи, авторы выделяют разное количество уровней (этапов) формирования способности к монологической речи и по-разному дифференцируют монологическую и диалогическую речь.
Важно помочь студенту упорядочить свои мысли, прояснить решение поставленной коммуникативной задачи, дисциплинировать поиск средств для ее решения, создать необходимую мотивацию. Важную роль в решении этой проблемы играет использование различных вспомогательных средств: наглядность, планы, тексты, диаграммы и т.д. С помощью рисунков, фотографий, картин можно создавать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую активность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке. Также стоит отметить, что опоры следует использовать не только при формировании умения строить связное монологическое высказывание, но и в процессе обучения языку и речевому материалу.
В соответствии с темой, объектом исследования является проблема обучения монологическому высказыванию с помощью различных опор.
Предметом исследования является изучение функций различного рода опор при обучении монологическому высказыванию на уроках английского языка.
Цель исследования - проанализировать использование опор в обучении иноязычному монологическому высказыванию.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
-рассмотреть лингвопсихологическая характеристика монологической речи;
-изучить методы обучение монологической речи;
-определить роль и место опор в обучении иноязычной монологической речи;
-исследовать комплекс упражнений для обучения устной иноязычной монологической речи с использованием опор;
-выполнить методическую разработку по обучению учащихся 7 класса средней школы устной монологической речи с использованием опор.
В работе использовались следующие методы научного исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической и учебной литературы по теме; анализ нормативных документов; обобщение опыта работы школьных учителей разработка фрагментов уроков по обучению монологической речи.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования опор при обучении монологической речи на иностранном языке
1.1 Лингвопсихологическая характеристика монологической речи
В методической литературе существуют различные определения монологической речи:
Монологическая речь - это довольно подробное высказывание одного человека, состоящее из ряда фраз (предложений), между которыми существует логическая и лингвистическая связь [20].
Монологическая речь - это процесс формирования и формулирования своих мыслей с помощью звуковой системы языка [9].
Монологическая речь - это речь одного человека, состоящая из ряда логически, последовательно связанных предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания [17].
Основной функцией монологического высказывания является последовательное, непрерывное изложение мыслей говорящим, адресованное одному или нескольким лицам (аудитории) и преследующее определенную цель.
Среди коммуникативных функций монологической речи выделяют следующие:
-информативный - сообщение новой (по мнению говорящего) информации в виде знаний об объектах и явлениях действительности, описание (более или менее подробное) событий, действий, состояний и т.д.
- эффективный - убеждающий слушателя в правильности или противоречивости определенных позиций, взглядов, действий и т.д., побуждающий к какому-либо действию или предотвращающий действие.
-экспрессивный (эмоционально экспрессивный) - использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоционального напряжения, для описания состояния, в котором находится говорящий, и т.д.
-оценочный - оценка событий, явлений, объектов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и т.д. с выражением и обоснованием собственного мнения [11].
Каждая из вышеперечисленных функций монологической речи характеризуется своими собственными языковыми средствами выражения и особыми психологическими стимулами.
В отличие от диалогической речи, которая в основном ситуативна, монологическая речь в основном контекстуальна, она обычно строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Однако иногда это может быть и ситуативным, например, спонтанное высказывание - развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания - "микромонологи в диалоге" [1].
Важной психологической особенностью монологического высказывания, в отличие от диалогической речи, является его непрерывность, которая позволяет говорящему связно и полно выражать свои мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Богданова О. С. Программы при обучении монологическому высказыванию// Иностранные языки в школе. - 2018. - №5. - 35с.
2.Большакова О.Г. Обучение основам устного высказывания на английском языке в средней школе// Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школе. - Иркутск, 2017. - 217 с.
3.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2019. - 336с.
4.Гальскова Н.Д. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 2020. - №1. – С. 8
5.Грачева Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи// Иностранные языки в школе.- 2021. - №1. – С. 26
6.Денисенко, Т. М. Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку // Молодой ученый. - 2020. - № 1-2 (13).- С. 266-269.
7.Дроздова Т.И. Опоры на уроке английского языка в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 2019. - №6. – С. 35 - 40
8.Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации// Иностранные языки в школе. - 2019. - №2. - С.4 - 17
9.Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию// Иностранный язык в школе. - 2021. - №1. – С. 15 - 22
10.Машлыкина Н.Д. Использование речевых опор в процессе обучения иностранному языку // Проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 2-9
11.Методика как теория и практика обучения иностранному языку. Учебные материалы для студентов III - V курсов. - Н.Новгород, 2018. - 57с.
12.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Под ред. Н.И., Ляховицкий М.В.. - М.: Высшая школа, 2018. - 373с.
13.Методика преподавания иностранных языков. Общий курс - 2-е изд./Отв. ред. А.Н. Шамов. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2018. - 299с.
14.Мильруд. Р.П. Способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке//Иностранные языки в школе. - 2020. - №6. – С.6 - 9
15.Мильруд. Р.П. Некоторые пути обучения самостоятельному иноязычному высказыванию// Иностранные языки в школе. - 2019. - №2. – С. 20 - 29
16.Мильруд. Р.П. Современные принципы коммуникативного обучения иностранному языку//Иностранные языки в школе. - 2020. - №5. – С. 4-11
17.Нуждина М.А. Управление процессом порождения речевого произведения на основе текста// Иностранные языки в школе. - 2019. - №2. – С. 11 - 21
18.Обучение говорению на иностранном языке: Учебное пособие/Под ред. Е.И. Пассова. - Воронеж: НОУ «ИНТЕРЛингва», 2018. - 40с.
19.Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 2021. - 223 с.
20.Попова Э.И. Опорная схема как средство обучения монологическому высказыванию в 7классе средней школы - Иркутск, 2018. - 178 с.
21. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 5. - С. 20-25.
22.Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 224с.
23. Царькова В.Б. Классификация опор в целях развития речевого умения // Методы обучения иноязычной речевой деятельности. - 2020. - С. 15-22.
24.Чудинова Е.В. Использование иллюстративной наглядности на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. - 2019. - №8. - 35с.
25. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019. - 223с.
26.Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Филоматис, 2018. 480 с.