Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Понятие, сущности и виды эластичности 5
1.1 Понятие эластичности в экономической теории 5
1.2 Спрос, закон спроса, факторы спроса 7
1.3 Эластичность спроса, основные показатели 13
2. Практическое применение эластичности 17
2.1 Государственное регулирование цен 17
2.2 Влияние эластичности спроса на доходы от акцизов 24
2.3 Влияние эластичности спроса на цены 25
2.4 Использование эластичности спроса для экономического анализа 26
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Эластичность - одна из важнейших экономических категорий. Впервые он был введен в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой переменной. Концепция эластичности позволяет нам выяснить, как рынок адаптируется к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цены на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в реальности это происходит не всегда: возможно, что повышение цен приведет не к увеличению, а наоборот, к снижению выручки из-за снижения спроса и соответствующего сокращения продаж.
Поэтому понятие эластичности имеет большое значение для производителей товаров, поскольку оно дает ответ на вопрос о том, насколько изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение потребительского спроса, а также мотивов, которыми они руководствуются при совершении покупок, является важнейшей задачей компании в условиях конкуренции. Наличие максимально полной информации о спросе позволяет компании обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
При планировании объема и структуры производства для компании чрезвычайно важно знать, что определяет спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены продукта, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые либо дополняют друг друга (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемы (например, сливочное масло и маргарин, определенные виды мяса и т.д.). Другие факторы также влияют на спрос.
При росте цен на продукцию компании можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, в то время как активная деятельность конкурентов, производящих продукцию-заменитель и продающих ее по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на продукцию компании. В то же время, с ростом доходов населения, компания может рассчитывать на расширение потребительского спроса и, соответственно, увеличение продаж предлагаемой продукции.
Поэтому для фирмы важно определить, какое количественное влияние изменение цен на продукцию, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами, может оказать на величину спроса.
Цель работы – раскрыть понятие, виды и влияние эластичности спроса на поведение российских фирм.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие эластичности в экономической теории;
-изучить спрос, закон спроса, факторы спроса;
-исследовать эластичность спроса, основные показатели;
-проанализировать государственное регулирование цен;
-определить влияние эластичности спроса на доходы от акцизов;
-разобрать влияние эластичности спроса на цены;
-выявить использование эластичности спроса для экономического анализа.
Предмет исследования в работе – экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакулина Л.Ю., Беляева Т.П., Лабудин А.В. Экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. – 368с.
2. Абрамченко, Н.В. Использование программных средств в оценке эластичности спроса и предложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2019. - № 5-1. - С. 70-73.
3.Абрамова, Ю.Д. Практическое применение теории спроса и предложения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 61-64.
4.Аркадьева, Р.Ю. Спрос и предложение в современной российской экономики: эластичность и факторы. - Твой день.-2020. - № 3. -С.9-12
5. Базиков А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 416с.
6. Богатырева Н.А., Бутова О.Ю., Татарников Е.А. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2018. – 160с.
7. Богaчев C.П. Соотношение категорий "ценноcть" и "cпроc" // Веcтн. МГУ. Cер.6. Экономикa. - 2020. - N 6. - C.3-22.
8.Волжаковский, А.М. Эластичность спроса и предложения. - М.: Проспектъ, 2017. - 495 с.
9.Волков, А. Эластичность спроса и предложения: ситуация меняется// Мировая экономика и международные отношения. - 2020 - №2 - С. 29-34.
10. Гвоздарева, А.И. Значение эластичности спроса и предложения для предпринимательской деятельности // Финансовые рынки и экономический рост. - 2019. - С. 161-182.
11. Гордеева М.И. Предложение формирует спрос // Экономика и жизнь. – 2021. - № 31. – С.33.
12.Грязнова, А.Г. Экономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов. - М.: КноРус, 2017. – 528 с.
13.Дашин, О.А. Практическое применение теории эластичности// Экономика и жизнь. – 2018. - №7. – С.35
14.Задоя, А.А. Основы экономической теории. - М.: Рыбари, 2018. – 408 с.
15.Киселева, Е.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА, 2019. - 624с.
16.Кобзева, Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (101). - С. 397-402.
17.Кураков, Л.П. Курс экономической теории. - М.: Гелиос АРВ, 2018. - 337 с.
18. Лебедев О. Т. Основы экономики. - СПб.: ИД “МиМ”, 2021. – 224 с.
19. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2018. – 279 с.
20. Митакин, Д.А. Эластичность спроса и предложения в сытовой политике компании // Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 154-156.
21. Мухина, Е.Р. Исследование факторов ценовой эластичности спроса и предложения // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 5. - С. 36.
22. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2018. – 452с.
23. Пирогова, А.С. Влияние эластичности спроса и предложения на коммерческую деятельность // Научному прогрессу – творчество молодых. - 2019. - № 1. - С. 25-27.
24.Савицкая, Е. Эластичность спроса и предложения // История и обществознание для школьников. - 2020. - № 2. - С. 3-12.
25.Силаева, М.В. Спрос и предложение: учебно – методическое пособие. Нижний Новгород: НФ ГУ - ВШЭ, 2019. – 31 с.
26.Соколова С.В. Основы экономики: Учебник. – М.: Академия, 2018. – 128 с.
27. Шарыпкина М.А. Краткий курс по экономической теории. – М.: Окей-книга, 2019. – 141с.