Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Изучение мотивационной структуры личности субъекта было и остаётся достаточно важным и актуальным процессом. Глубокие изменения в жизни общества, связанные с завершением перехода России на новую модель хозяйствования предопределили необходимость исследования мотивационной сферы субъектов для поиска эффективных методов мотивации людей будущее страны. Мотивация человека может быть различной, но она всегда связана с теми видами деятельности человека, оторые для него в настоящий момент остаются актуальными. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем.
Мотивация субъекта – это то внутреннее состояние, которое направляет и актуализирует поведение субъекта, направленное на достижение определённых целей. мотивация является причиной поведения и способностью человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Она начинается с мысли, что при достижении цели мы почувствуем себя комфортно. Проблема мотивов и мотивации поведения – это одна из основных и наиболее сложных тем в психологии. Проблема состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется характер человека. Многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.
Объект исследования: мотивационная структура личности.
Предмет исследования: влияние мотивационной структуры личности на её развитие.
Цель работы: проанализировать особенности мотивационной структуры и выявить ее влияние на развитие и успешность деятельности личности.
Задачи:
1.Определить сущность и психологическое содержание мотивационной структуры личности.
2.Рассмотреть возраст как фактор, влияющий на мотивацию при развитии личности.
3.Определить способы повышения мотивации для повышения эффективности деятельности личности.
4.Предложить методические рекомендации по повышению мотивации личности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа. Заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения мотивационной структуры личности
1.1.Сущность и психологическое содержание мотивационной структуры личности
Любая деятельность человека – это фактор его развития. Эти процессы невозможно рассматривать в отрыве от сопровождающих этот процесс мотивов. Под мотивами следует понимать то, ради чего учится или трудится, или то, что побуждает его делать то, или иное. Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности. Именно поэтому они имеют такое важное значение для понимания характера отношения человека к развитию. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Пристальное внимание исследователей привлекает мотивация деятельности и её воздействие на развитие мотивационной сферы личности [15].
Мотивация деятельности стала предметом изучения А.В. Захаровой, В.Ф. Моргуна и др. В исследованиях А.И. Донцова, Т.Ю. К.М. Никиреева, В.А. Петровского освещены вопросы мотивации общественной деятельности. Развитие мотивационной сферы личности – это сложный процесс, включающий в себя изменения, происходящие на разных возрастных этапах. Существует прямая взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью деятельности. Не останавливаясь подробно на мотивации какой либо деятельности субъекта, можно остановиться на мотивации успеха, поскольку именно успех всегда стимулирует человека на дальнейшее продолжение действий. к примеру, люди с высокими показателями мотивации успеха будут всегда более успешны в трудовой деятельности, нежели сотрудники с несформированной мотивацией.
Понятие мотив в буквальном смысле слова обозначает побуждение. Понятия мотив и мотивация включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях и побуждениях, которые имеются у человека. Речь также идёт о внешних факторах, которые заставляют человека вести себя тем, или иным образом. Мотивация всегда шире, чем просто мотив. В современной психологии мотивация обозначает систему факторов, предопределяющих поведение человека. Сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека.
Психологи выделяют два типа мотивации и соответственно, два типа поведения.
1. Внешняя мотивация и внешне мотивированное поведение.
2. Внутренняя мотивация и внутренне мотивированное поведение.
Внешняя мотивация описывает поведение в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне её поведения. Внутренняя мотивация описывает такой тип поведения, когда инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированная деятельность не имеет поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.
Подобная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Психологические факторы, которые существуют внутри человека и определяют его поведение, психологи называют личностными диспозициями. Они говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения субъекта. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми.
Диспозиция может актуализироваться под влиянием определенной ситуации. И наоборот, активизация определенных диспозиций, то есть, мотивов, потребностей приводит к изменению ситуации. Внимание в подобных случаях становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из личных интересов и потребностей. В связи с этим, любое действие человека следует рассматривать как диспозиционно и ситуационно предопределённое [12].
Психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию. У разных людей эти оценки не совпадают. Один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, где субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация при этом мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений субъекта на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения. Из всех возможных диспозиций для человека наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что ему требуется. Потребность активизирует организм и стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она ведет за собой организм и приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, - 2018. – 256 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 367 с.
3. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики [Текст] / Г. Айзенк, М. Айзенк. М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. – 480 с.
4. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / С.В. Баженов. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2018. – Том 7. – No4. с. 84-85.
5. Бехтерев, В.М. Феномены мозга [Текст] / В.М. Бехтерев. – М.: Аст. 2014. – 320 с.
6. Богатова, Е.В. Психология XXI века. Российская психология в контексте мировой науки [Текст] / Е.В. Богатова, В.Е. Василенко. // Материалы международной научной конференции молодых ученых. – СПб.: Скифия-принт. 2016. – 336 с.
7. Верещагина, Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала [Текст] / Л.А. Верещагина, И.М. Карелина. – М.: Гуманитарный центр. 2012. – 156 c.
8. Водяха, Ю.Е. Психологическая диагностика сферы личности:
лабораторный практикум [Текст] / Ю.Е. Водяха. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2018. – 220 с.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст] / Е.П. Ильин. − СПб.: Питер. 2002. – 512 с.
10. Кныш, О.Р. Мотивация личности. Теория Маслоу [Текст] / О.Р. Кныш. – М.: SelfPub. 2019. – 32 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл-Академия. 2005. – 352 с.
12. Минков, Е. Г. Мотивация. Структура и функционирование [Текст] / Е.Г. Минков. – М.: Феникс. 2014. – 416 c.
13. Мычка, С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях [Текст] / С.Ю. Мычка. // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. с. 74–77.
14. Надеждина, В.М. Практическая психодиагностика. Тесты и методики [Текст] / В.М. Надеждина. – Минск: Харвест. 2011. – 640 с.
15. Панченко, Т.К. Психологические особенности людей / Т.К. Панченко [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/17924/ (дата обращения 20.06.2022).
16. Психология личности: т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия [Текст] / Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. – 512 с.
17. Психология личности: т. 2. Отечественная психология. Хрестоматия [Текст]/ Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. – 544 с.
18. Редькина, О. А. Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток) [Текст] / О.А. Редькина, Е.Ю. Тавакалова [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2017. – No23. – с.
19. Финансовый университет при Правительстве РФ. Экономическая
психология: проблемы и возможности [Текст] / Финансовый университет при
правительстве РФ. // Материалы панельной дискуссии. – М.: СВИФТ.
2017. – 363 с.
20. Хорни, К. Борьба личности за самоосуществление [Текст] / К. Хорни. – СПб.: Астер-Х. 2013. – 112 с.
21. Чалдини, Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться
успеха [Текст] / Р. Чалдини. – М.: Эксмо. 2019. – 416 с.
22. Чигарева, Л.В. Стремление к власти / Л.В. Чигарева [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru. – Электрон. Дан. – Режим доступа:
https://www.b17.ru/article/10782/ (дата обращения 20.06.2022).
23. Щербатых, Ю.В. Психология выборов [Текст] / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо. 2010. – 400 с.