Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Реформирование и инновационные преобразования всех ступеней современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами, связанными, прежде всего, с формированием личности обучающегося – целеустремленной, самостоятельной, мобильной, способной к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ставит новые цели и новые требования к освоению ООП НОО. Одним из требований ФГОС НОО является формирование языковой личности младшего школьника [22].
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование картины мира у младших школьников, представляющей собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление).
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой личностного становления ребенка. По мере ее формирования происходят качественные изменения сознания и личности в целом, совершенствуется способность более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в нем. Целостную картину мира можно считать своеобразной системой координат, которая определяет активность, жизненные приоритеты личности, направленность деятельности.
В настоящее время средством познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Одновременно иностранный язык является ключом для открытия уникальности и своеобразия культурного наследия своей страны, собственной самобытности.
В связи с тем, что учебный предмет «иностранный язык» Государственным стандартом общего образования (2004) включен в число дисциплин начального образования, особую значимость приобретает не только собственно процесс овладения иностранным языком, но в значительной степени развитие и воспитание ребенка как субъекта учебной деятельности. Анализ теории и практики педагогического образования свидетельствует о том, что внимание учащихся направлено в основном на практическое изучение иностранного языка, что оказывается малоэффективным, в то время как возможности иностранного языка для развития личности ребенка уникальны. В процессе овладения новым средством общения не только формируется правильное понимание языка как общественного явления, но и развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы, воспитывается готовность и культура общения в различных видах деятельности.
В процессе обучения языку в сознании формируется ребенка целостная картина мира, выраженная через единицы языка, то есть языковая картина мира (Ю.Д. Апресян, Н.Ю. Шведова, В.А. Маслова, Г.В. Колшанский). В сознании обучающегося формируется национально и индивидуально обусловленная картина мира (В.А. Маслова). Чем глубже познает ребенок родной язык, тем шире и разнообразнее картина мира в его сознании (Е.Ю. Никитина, Е.В. Тарасенко).
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников представления о целостной картине мира.
Предмет исследования: возможности формирования у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования: изучить возможности формирования у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить содержание понятия «языковая картина мира»;
2. рассмотреть особенности формирования целостной картины мира у младших школьников в процессе обучения иностранному языку;
3. провести обзор методической литературы по проблеме исследования.
4. дать методические рекомендации по формированию у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку.
Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит в разработке упражнений и заданий, направленных на формирование у младших школьников представления о целостной картине мира на уроках иностранного языка, которые могут быть использованы учителями начальных классов в процессе начального языкового образования.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку
1.1. Содержание понятия «целостная картина мира»
Такая общая категория как «картина мира» рассматривается во многих областях научного познания. Термин «картина мира» применяется:
1) с целью выделения мировоззренческой структуры определенной исторической эпохи. Синонимичными «картине мира» понятиями считаются «образ мира», «модель мира», «видение мира», которые так же описывают целостное мировоззрение человека, и имеют структуру категории культуры [1;5];
2) в значении мировоззрения как целостного образа мира, в котором живет человек. При этом образ мира включает в себя результат осмысления мира, набор знаний об окружающем мире, а так же систему ценностей конкретного человека. Таким образом, картина мира определяет характер мироощущения, человеческие переживания, возникающие в связи контакта с окружающим миром, разного рода оценку событий и явлений [23];
в) как аналог мироздания, синтезирующий в себе теоретические абстракции с чувственно воспринимаемыми образами действительности. При этом картина мира каждого человека формируется под воздействием всех форм сознания: обыденного, научного, философского, художественного, религиозно-мифологического. Порой в картине мира появляются образы, которые невозможно описать логически [2;8;14];
г) для обозначения сложнейшей системы представления об окружающем мире, об окружающих людях, о самом себе и собственной деятельности, которая характеризует не только физический мир, но и значения, воплощающие в себе обобщенные результаты общественной деятельности [10;12].
В контексте педагогической науки заслуживает внимания теория К.Д. Ушинского, согласно которой, целостная картина мира представляет собой «модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов». «Образ мира», который, согласно педагогической теории К.Д. Ушинского, человек строит самостоятельно, отражает единство связей и отношений окружающего мира. По словам ученого, он выступает в качестве «духовной призмы», преломляемой окружающий мир, который воспринимает человек. В соответствии с ней, вырабатывается отношение личности к миру определяется выбор стратегии поведения [21].
Во всех перечисленных случаях картина мира понимается как результат осмысления и чувственно-эмоциональной оценки человеком окружающей действительности. В настоящей работе мы будем придерживаться последней трактовки картины миры с точки зрения известнейших педагогических деятелей.
Картине мира присущи определенные функции, которые достаточно широко раскрываются в исследовании А.В. Лебедева.
1) Мировоззренческая функция картины мира является духовной основой жизнедеятельности человека, позволяет человеку ориентироваться в мире природных и социальных явлений. По мнению Г.М. Матвеева, данная функция выражает смысл и назначение человека, проблемы его существования, позволяет ориентироваться в мире природных и социальных явлений. Перед людьми возникает ряд вопросов, касающихся осознания человеком мира, в котором он живет, самого себя в этом мире. Мировоззрение, как явление интегральное, выражает особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру.
2) Гносеологическая функция является средством для получения новой информации; ей присуща целостность и системность. Она не только содержит знания, но и является средством для получения новых знаний об устройстве мира. Вся информация, полученная с помощью чувств, обрабатывается, оценивается, фильтруется нашим мозгом и сплавляется затем в единую картину.
3) Прогностическая функция связана с извечной заинтересованностью людей своей историей, возможностью предвидения будущего. Способность предвидения, построение прогнозов – одна из основных функций интеллектуальной деятельности человеческого сознания.
4) Аксиологическая функция выступает в качестве функционирующей системы ценностей и выражает отношение человека ко всему происходящему, способствует выработке целей и смысла жизни, дает оценку явлениям и внутреннему миру человека. Человек живет в мире ценностей: материальных, моральных, социальных и др. Бывают ценности общечеловеческие, общественные и личные. Знания об окружающей действительности обретают свой смысл лишь тогда, когда они получают ценностную оценку. Для нормального, полноценного мировосприятия и образа жизни недостаточно присутствия в сознании человека определенных знаний. Он нуждается в ценностях и идеалах, которые выполняют роль основы и опоры жизненной программы человека.
5) Коммуникативная функция способствует организации человеческого общения. Картина мира содействует не только коммуникации, развертыванию диалога, но и взаимопониманию между людьми. Оно опосредует человеческое общение, которое является средством, с помощью которого взаимодействуют общественное, индивидуальное, групповое мнения людей. В повседневной жизни люди обмениваются между собой знаниями, чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями.
6) Объяснительно-описательная функция раскрывает связи и отношения, существующие в системе представлений о явлениях природы и общества. Объяснить – значит выяснить какое-либо событие, явление, предмет, факт путем установления причин и условий, целей их происхождения, функционирования. Картина мира не только предполагает адекватное построение системы представлений об устройстве мира, но и способна объяснить впервые увиденные предметы природы или явления социального мира. Описание – это упорядоченное изложение обстоятельств, событий и явлений с тем, чтобы иметь четкое и ясное представление о них. Нередко описание помогает выяснить причины, объяснить и ответить на вопрос «почему».
7) Нормативно-регулятивная функция картины мира характеризуется системой установок и выражается культурным эталоном человеческой деятельности. Нормативно-регулятивная функция – это образец нравственного поведения, в котором убеждение имеет особый смысл и содержание. Убеждение – это осознанная потребность человека, побуждающая его действовать в соответствии со своими ценностями, ориентирами. Эта функция требует, чтобы человек регулировал свои отношения к природе, обществу, людям, Богу и т. д. В роли исходного ориентира выступает образец, норма, которые выражают культурную норму и являются эталоном в деятельности людей.
8) Прагматическая функция выражает стратегию и тактику деятельности субъекта (человека, коллектива). Она выступает в качестве основания для выработки программ в повседневной практической деятельности человека, решения жизненно важных проблем, возникающих в различных ситуациях [9].
Можно с уверенностью говорить о том, что для современной лингвистики характерен высокий интерес к проблеме отражения в языке картины мира. Термин «языковая картина мира» восходит к работам Л. Вингенштейна, который в «Логико-философском трактате», написанном в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балханов В.А. Реализация принципов фундаментализации образования в преподавании русской литературы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-fundamentalizatsii-obrazovaniya-v-prepodavanii-russkoy-literatury (дата обращения 28.06.22).
2. Борсяков Ю.И. Философские основания феномена повседневности. – СПб.: Питер. – 2019. – 290 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н .Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Афина. – 2018. – 287 с.
6. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 4-е изд., стер. - М. : УРСС, 2004. – 261 с.
7. Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка [Текст] / Г. В. Колшанский. - 3-е изд. - Москва : URSS, 2007. – 173 с.
8. Комиссаров Б.Д. Методолoгические проблемы школьного образования. – М.: Просвещение. – 2019. – 137 с.
9. Лебедев А.В. История формирования картины мира в теории культуры // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2016. – № 3. – С. 9-12.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл. – 2019. – 401 с.
11. Лобанова, Л. П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергейтическом описании [Текст] : [монография] / Л. П. Лобанова. - Москва : ЛЕНАНД, 2015. - 210 с.
12. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Наука. – 2020. – 369 с.
13. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филологическое образование" / В. А. Маслова. - Москва : Академия, 2008 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). – 264 с.
14. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности. – М.: Наука. – 2000. – 351 с.
15. Потёмкина Е. В. "Вторичная языковая личность" как объект лингводидактики // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика.- 2012.- № 4. -С. 59-64.
16. Психология младшего школьника: учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 109 c.
17. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: http://ou9.omsk.obr55.ru/files/2021.pdf (дата обращения 19.06.2022).
18. Сабитова, З. К. Лингвокультурология [Текст] : учебник / З. К. Сабитова. - Москва : Флита : Наука, 2013. – 521 с.
19. Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / / Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 66-68
20. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
21. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
23. Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Издательство Московского университета. – 1982. – 182 с.
24. Шорохова, О. А. Речевое развитие ребенка : анализ программ дошкольного образования / О. А. Шорохова. - Москва : Сфера, 2009. - 127 с.
25. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
26. Юзова, Н. Е. Научная картина мира в языке младшего школьника / Н. Е. Юзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 71-76.