Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Вводные замечания к главе 1 6
1.2. Диалогическая коммуникация 6
1.3. Невербальная коммуникация 6
1.4. Молчание в диалогической коммуникации 6
1.5.Выводы по главе 1 7
ГЛАВА 2. … 8
2.1. Вводные замечания 8
2.2. Название 8
2.3. Название 8
2.4. Прикладные аспекты исследования 8
2.5. Выводы по главе 2 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Научная литература 10
Электронные ресурсы 11
Художественная литература 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Список примеров 12
Таблицы 12
Диаграммы 12
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Акт молчания в человеческой речи является объектом изучения лингвистики в различных аспектах, таких как коммуникативный, психологический, эстетический и другие. В зависимости от контекста молчание может иметь разную коммуникативную нагрузку и нести различную когнитивную и эмоциональную информацию. Многообразие функций, которые молчание может выполнять в человеческой речи, делает его актуальным для изучения в лингвистике и смежных дисциплинах (в риторике, психологии, социологии и др.). Однако пока все коммуникативное многообразие молчания раскрыто недостаточно полно.
Научная проблема. Сложность описания молчания в диалогической речи индивидов, в том числе и персонажей художественных произведений, обусловлена большим разнообразием коммуникативных функций, которое оно может выполнять, а также множеством способов интерпретации самих актов молчания с позиций коммуникативной лингвистики, прагмалингвистики, психолингвистики, социолингвистики и других наук, исследующих вербальное и невербальное взаимодействие людей.
Исследовательский вопрос. Какие коммуникативные функции выполняет молчание в диалогической речи персонажей романа Ш. Бронте «The Professor»?
Гипотеза. Молчание в диалогической речи персонажей художественного произведения чаще всего выполняет функцию выражения отрицательных эмоций.
Цель работы – выявить коммуникативные функции молчания в диалогической речи персонажей художественного произведения.
Задачи исследования:
1. систематизировать концепции лингвистов по проблемам диалогической вербальной и невербальной коммуникации;
2. разработать понятийно терминологический аппарат исследования молчания в диалогической речи;
3. выбрать эпизоды описания актов молчания в процессе общения персонажей произведения;
4. описать ситуации диалогического общения с отсутствием вербальных реплик персонажей;
5. выявить диалогические контексты с актами молчания;
6. установить связь коммуникативных функций актов молчания с особенностями личностных характеристик персонажей;
7. определить количественные показатели рассмотренных параметров;
8. описать прикладные аспекты проведенного исследования.
Объект исследования – диалогическое общение с актами молчания персонажей романа Ш. Бронте «The Professor».
Предметом исследования являются коммуникативные функции молчания в диалогической речи персонажей романа Ш. Бронте «The Professor».
Материал исследования представлен в виде 30 авторских описаний актов молчания, извлеченных из диалогических единств в общении трёх основных персонажей романа Ш. Бронте «The Professor». Впервые произведение было опубликовано в 1857 г. Роман написан на британском варианте английского языка.
Метод сбора материала - сплошная выборка.
Методы исследования:
1) метод научно-теоретического анализа лингвистических концепций – для их систематизации и уточнения понятийно-терминологического аппарата исследования;
2) контекстуальный анализ – для выявления диалогических контекстов с актами молчания;
3) прагмалингвистический анализ – для выявления интенций использования актов молчания в диалогической речи персонажей;
4) коррелятивный анализ – для установления зависимости коммуникативных функций молчания от контекста, в котором оно используется, и от личностных характеристик персонажей;
5) прием количественного анализа – для определения частотности использования персонажами акта молчания в диалогической речи;
6) описательный метод – для описания прикладных аспектов проведенного исследования.
Новизна работы состоит в том, что исследование проведено на новом, недостаточно изученном материале.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в рамках лингвистических научных направлений и смежных дисциплин, таких как прагмалингвистика и психолингвистика, а также для более эффективного решения проблем диалогического вербального и невербального общения.
Прикладное значение данной работы обусловлено тем, что на ее основе можно составить рекомендации для преподавателей высших учебных заведений по специальностям «лингвистика» и «психология», при изучении вербальных и невербальных способов коммуникации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена описанию теоретических основ исследования диалогической вербальной и невербальной коммуникации. Во второй главе рассматриваются основные коммуникативные функции молчания в диалогической речи персонажей произведения. В заключении даются выводы по приведенному исследованию и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблематики. Список литературы насчитывает 10 источников, из которых 7 на русском и 3 на английском языке. Приложение включает полный список авторских описаний актов молчания персонажей в произведении Ш. Бронте «The Professor».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная литература
1. Власова А. А., Щербак Н. Ф. Лингвистика молчания: базовые функции и функциональный потенциал силенциального акта // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 4 – С. 74-80.
2. Копылова Т. Р. Молчание в коммуникации: специфика нулевого акта // Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Ижевск, 2022. – С. 205-209.
3. Крестинский С. В. Молчание как средство коммуникации и его функции в языковом дискурсе // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». – 2011. – № 1 – С. 34-37.
4. Крестинский С. В., Голубева В. А. Невербальные средства коммуникации и акт молчания // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». – 2019. – № 4 – С. 127-133.
5. Путина О. Н. Молчание: дефиниции и функции // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 – С. 419-420.
6. Ephratt M. The functions of silence // Journal of Pragmatics. – 2008. – № 40. – P. 1909-1938
7. Linell, P. Towards a dialogical linguistics // Proceedings of the XII International Bakhtin Conference Jyväskylä, Finland, 18–22 July, 2005
8. Диалогическая лингвистика: коллективная монография // Научный редактор Н. Н. Шпильная. – Барнаул: АлтГПУ – 2019. – 320 с.
9. Крестинский С. В. Коммуникативно значимое молчание в структуре языкового общения // Монография. Тверь: Тверской государственный университет. – 2022. – 252 с.