Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особое значение для современной России, страны с огромной террито-рией и крайне различных географических, климатических и экономических условий производства и жизни людей, является вперед социально-экономическое развитие регионов. Политические и экономические преобра-зования, осуществляемые в стране, привели к регионализации - рост роли регионов во всех сферах экономической жизни.
В настоящее время субъекты Российской Федерации стали независи-мыми в принятии экономических решений, проведения определенной эконо-мической политики на территории, строить экономические отношения с фе-деральным центром, другими регионами и муниципалитетами.
В то же время резкого снижения роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная координация деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных торговых связей оказывают отри-цательное влияние на экономику ряда регионов страны
Если территории, обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, как правило, топлива и энергии, характеризуются стабилизацией и даже некото-рым ростом, то регионы с высокой плотностью населения и высококвалифи-цированным персоналом выдерживают глубокий экономический кризис.
Дифференциация результатов территориальных увеличения социально-экономического развития. В этих условиях повышение системы управления экономикой регионов, имеющих своеобразные исторические, природные и экономические, национальные особенности, требует глубокого теоретическо-го суждения.
Целью данной работы является стратегическое планирование развития региона на примере Администрации Новосибирской области Чистоозерного района.
Задачами работы являются:
провести теоретическое исследование основ стратегического планиро-вания развития региона;
провести анализ стратегического планирования развития региона;
разработать план развития района.
Объект Администрация Новосибирской области Чистоозерного райо-на. Предмет стратегическое планирование развития региона на примере Администрации Новосибирской области Чистоозерного района.
1 Теоретические основы стратегического планирования развития региона
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования развития региона
В условиях интенсивного развития российской экономики региональ-ный фактор начинает приобретать ведущее значение. Наиболее эффективным способом планирования развития территории является стратегическое пла-нирование (СП).
Стратегическое планирование как способ обеспечения экономического развития берет свое начало в исследованиях организационного поведения. И только после осмысления возможностей этого вида планирования на уровне организаций можно говорить об использовании его применительно к терри-ториям.
Поэтому одним из вариантов теоретического обеспечения территори-ального развития можно считать ориентирование на разработки планирова-ния на предприятиях и дальнейшее их совершенствование.
В настоящее время наука о стратегическом планировании прошла этап своего становления и находится в стадии развития своей теории и методоло-гии. В научной литературе можно наблюдать достаточно большое количе-ство работ, посвященных как теории, так и методам стратегического плани-рования, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Следует отметить, что с ускорением изменений конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, цифровизацией общества, ускорением инновацион-ных процессов, увеличивающейся динамикой политических процессов, стра-тегическое планирование приобретает роль стабилизирующего общество фактора, что обуславливает рост его значения как на макро, так и на микро-уровнях.
Анализ научных подходов к понятию стратегического планирования позволяет обнаружить следующие его трактовки: процесс, функция, интерес, система знаний [5], специфическую организационно-управленческую дея-тельность [ 6], набор действий, решений и др.
Для дальнейшего понимания стратегического планирования на регио-нальном уровне, обратимся к пониманию термина регион. Следует отметить, что интерпретация региона также не является однозначной в научной лите-ратуре.
Представляется, что многообразие взглядов на понятие региона явля-ется препятствием для выстраивания четкой системы стратегического плани-рования.
1.2 Характеристики стратегического планирования развития региона
Полагаем, что корректно будет придерживаться в интерпретации реги-она нормативно-закрепленного подхода, в рамках которого регион тракту-ется как субъект федерации.
Вследствие этого, объектом стратегического планирования является субъект Российской Федерации, обладающий следующими системными каче-ствами: наличие в регионе муниципалитетов, институтов гражданского обще-ства, власти и бизнеса предполагает такой признак, как комплексность, ха-рактеризующую территорию как систему, включающую различные элемен-ты, влияющие друг на друга; поскольку регион является частью более круп-ной системы – федерации, а в нем, в свою очередь расположены более мел-кие части – муниципальные образования, его можно рассматривать как иерархическую систему, включенную в систему более высокого уровня и со-держащая системы более низкого уровня; регион также обладает свойством территориальной идентичности, характеризующим ее самостоятельность, ре-гиональные особенности, связь населения с территорией, наличие собствен-ного территориального интереса.
Анализ научных подходов к исследованию стратегического планиро-вания территориального развития, а также эмпирических данных данного процесса позволяет выделить совокупность важнейших характеристик со-временного этапа развития изучаемого процесса:
Во-первых, характерной чертой стратегического планирования, отли-чающей его от иных подходов к долгосрочному планированию, является ви-дение и трактовка будущего. В системе долгосрочного планирования во всех его моделях – программно-целевой, ориентированной на результат – пред-полагается возможность предсказания, прогнозирования условий, результа-тов, показателей при использовании экстраполяции существующих тенден-ций роста и социально-экономического развития [29, с. 37-38].
В связи со сказанным, важнейшее значение для реализации стратегиче-ского планирования приобретает разработка прогнозов. Во-вторых, плани-рование в целом и стратегическое в частности перестает входить в сферу ис-ключительной компетенции власти. В данный процесс ретроспективно вклю-чаются бизнесструктуры, институты общества, некоммерческие организации. В связи со сказанным, стратегическое планирование приобретает характери-стики открытости и прозрачности, максимального учета интересов всех участников территории. В данном случае стратегическое планирование эво-люционирует в механизм согласования интересов всех участников (стейкхол-деров) территории. В настоящее время стратегическое планирование – это открытый процесс, основанный на тесном взаимодействии всех институтов территории: власти, общества, бизнеса. В-третьих, в условиях интенсифика-ции общественных отношений, высокой динамики изменений окружающей среды требуется постоянный учет особенностей взаимодействия разных ча-стей территориальных систем, характера их изменений. В связи со сказан-ным первостепенное значение имеет не только способность к планированию, но и обеспечение его гибкости и адаптивности в меняющихся условиях. Ска-занное подразумевает не только разработку собственно стратегий, но и вы-работки возможных вариантов развития (сценарных стратегий), учета воз-можности вариантности развития событий. В-четвертых, современный пери-од развития научных представлений о государственном управлении регио-нальным развитием обнаруживает два конкурирующих подхода. Один по-стулирует о необходимости развития самостоятельности территорий, ста-новлении территориальной самоидентификации, что требует учета в страте-гических документах специфики региона, особенностей его резусного потен-циала и развития самостоятельности региональных и местных властей. Вто-рой подход говорит о необходимости централизации управления в целях по-ступательного развития государства в целом, что требует согласования стра-тегических направлений развития конкретных регионов в целях получения общего государственного синергетического эффекта. В настоящее время эф-фективность регионального стратегического планирования во многом зави-сит от следующих принципиальных моментов, обусловленных характеристи-кой современного региона:
Во-первых, интерпретация региона разработчиками региональной стратегии в качестве сложной социально-экономической системы, что требует учета интересов всех акторов территории; Во-вторых, необходимость управления развитием, а не применения совокупности управляющих воздей-ствий [1, с. 76]; В-третьих, необходимость управления портфелем отношений как способов гармонизации общественных отношений, учета специфики всех институтов территории, определения точек роста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акилджанова Ш.Ю., Юлдашева М.Ю. Алгоритм стратегического планирования инвестиционного развития экономики региона // Вестник Та-джикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. № 4 (81). С. 77-86.
2. Александрова К.О., Рассанова О.Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона // В сборнике: Управленческая экономика: теория и практика. Сборник материалов Региональной заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.П. Федоровой. 2018. С. 19-25.
3. Арутюнян Э.А., Канапухин П.А. Стратегическое планирование развития российских регионов // Современная экономика: проблемы и реше-ния. 2021. № 11 (143). С. 117-121.
4. Беляева Е.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона роль и значение // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 4-4. С. 59-67.
5. Бочарова Л.К., Веденкина Ю.В. Стратегическое планирование развития арктической зоны как инструмент стимулирования социально-экономического развития региона // В сборнике: Принципы стратегического планирования: методология и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. Всероссийская академия внешней тор-говли Минэкономразвития России. 2018. С. 87-93.
6. Булочников П.А. Эффективность функционирования системы стратегического планирования социально-экономического развития региона // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 2. С. 13.
7. Булыгина И.И., Булыгина Н.И. Стратегическое планирование развития туризма в регионе: постафактум // В сборнике: Стратегии и совре-менные тренды регионального туризма и гостеприимства. Материалы Все-российской научно-практической конференции. 2019. С. 73-96.
8. Бура А.Д. Стратегическое планирование как составляющая стра-тегии развитя региона // Сборник научных работ серии «Экономика». 2021. № 22. С. 5-19.
9. Бурковский П.В. Совершенствование методологических подходов к стратегическому планированию развития АПК региона // Вестник Акаде-мии знаний. 2018. № 1 (24). С. 47-59.
10. Габидуллина Ч.Ф. Стратегическое индикативное планирование и концептуальные модели управления устойчивым развитием региона // Эко-номика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 12-1. С. 171-183. 0
11. Галиуллина Ю.Ф., Лукин А.Н. Развитие у студентов вуза навыков экспертной оценки документов стратегического планирования развития ре-гиона // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2020. № 1 (4). С. 38-42.
12. Гарагуля О.Н. Роль стратегического планирования в развитии региона // В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития эконо-мики и управления бизнес-процессами. Сборник материалов I Региональной научно-практической конференции. Отв. редакторы Е.Е. Моисеева, Е.А. Во-ронина. 2020. С. 12-17.
13. Государственные инструменты стратегического планирования со-циально-экономического развития региона / Цыпкин Ю.А., Козлова Н.В., Ильичев К.С., Пакулин С.Л., Феклистова И.С. // В сборнике: Труды по науке и образованию: проблемы, перспективы и инновации. 2021. С. 1020-1030.
14. Денисова Е.Д. Стратегическое планирование как способ достиже-ния устойчивого социально-экономического развития регионов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2 (75). С. 231-242.
15. Доменко Ю.Ю. Инструменты стратегического планирования со-циально-экономического развития региона // Экономика и управление: про-блемы, решения. 2021. Т. 5. № 12 (120). С. 63-69.
16. Калафатов Э.А. Методологические основы стратегического пла-нирования социально-экономического развития регионов аграрного типа // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7 (132). С. 495-497.
17. Концепция устойчивого социально-экономического развития ре-гионов в системе стратегического планирования россии / Архипова Л.С., Га-гарина Г.Ю., Волобуев Н.А., Мельникова Д.М., Сизова Д.А., Сизова Т.В., Сорокина Н.Ю., Чайникова Л.Н. / Москва, 2022.
18. Копылова Ю.В. Анализ этапов стратегического планирования развития региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 2 (66). С. 42-50.
19. Кремин А.Е. Опыт стратегического планирования развития мало-го и среднего предпринимательства в регионах РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-2 (57). С. 21-25.
20. Кремин А.Е. Работка методического подхода к стратегическому планированию развития малого бизнеса в регионе // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 3 (19). С. 60-70.
21. Кушнарёва М.Н., Ванг Шу.Ен. Совершенствование информаци-онного обеспечения стратегического планирования развития свеклосахарно-го подкомплекса региона // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 28-35.
22. Леонова О.В., Колесников Д.В. Социально ориентированное стратегическое планирование развития региона: организационно-методический аспект // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 257-262.
23. Мельниченко А.Ю. Стратегическое планирование развития му-ниципальных образований как драйвер развития региона // В сборнике: Ак-туальные направления теории и практики бухгалтерского учёта, экономиче-ского анализа и аудита. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Чистяковой. Новосибирск, 2019. С. 567-571.
24. Методологические проблемы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием региона / Новоселов А.С., Иценков О.О., Убоженко Е.В. // Проблемы современной экономики. 2021. № 1 (77). С. 115-119.
25. Многокритериальная модель как инструмент реализации про-граммно-целевого подхода при стратегическом планировании развития от-раслей в экономике региона / Злобина С.Л., Колесникова Е.Г., Котов Р.М. // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 6 (96). С. 252-255.
26. Назаренко В.С. Сбалансированное развитие в контексте страте-гического планирования социально- экономического развития региона // В сборнике: Проблемы развития национальной экономики на современном этапе. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы А.А. Бурмистрова [и др.]. 2020. С. 191-198.
27. Назаренко С.А., Кириллов В.П. Совершенствование стратегиче-ского планирования социально-экономического развития региона на приме-ре министерства экономического развития тверской области // В сборнике: Всероссийская конференция молодых исследователей «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2018». сборник материалов Всероссийской конфе-ренции молодых исследователей. 2018. С. 107-110.
28. Санович М.А., Мельков Т.К. Стратегия социально-экономического развития кировской области - основной документ стратеги-ческого планирования развития региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 1. С. 140-145.
29. Сиптиц С.О. Стратегическое планирование развития агропродо-вольственных систем регионов с учетом климатических изменений: концепту-альные положения // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 12. С. 11-15.
30. Стовба Е.В. Стратегическое планирование социального развития сельских территорий региона (на примере республики Башкортостан) // В сборнике: Стратегическое развитие субъектов российской федерации: феде-рализация, национальное самосознание, скрытые конкурентные преимуще-ства. Материалы международной научно-практической конференции в рам-ках празднования 100-летия образования Республики Башкортастан. 2018. С. 131-134.
31. Стратегическое планирование развития сельских территорий ре-гиона на основе форсайта / Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Ковшов В.А., Лукья-нова М.Т., Аскаров А.А. Москва, 2019.
32. Токарева П.В., Доменко Ю.Ю. Стратегическое планирование со-циально-экономического развития региона: проблемы и перспективы разви-тия // Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 12.
33. Тюрин О.С. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития регионов // Актуальные направления научных ис-следований XXI века: теория и практика. 2019. Т. 7. № 2 (45). С. 150-153.
34. Филатов В.И., Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения устойчивого научно-технологического и промыш-ленного развития регионов // Федерализм. 2018. № 4 (92). С. 153-168.
35. Формирование электроэнергетической инфраструктурной систе-мы региона как приоритетная задача стратегического планирования соци-ально-экономического развития территорий / Дьячков А.Г., Сурнина Н.М., Шишкина Е.А. // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 4. С. 1-13.
36. Якубова Э.Х.Т. Стратегическое планирование индустриального развития региона (на примере Наманганской области) // Экономика: анализы и прогнозы. 2019. № 1. С. 130-135.
37. Strategic planning of social and economic development of rural terri-tory of the region on the basis of foresight technologies / Askarov A.A., Stovba E.V., Stovba A.V. // В сборнике: Advances in Economics, Business and Man-agement Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Far East Con» (ISCFEC 2018). Editors: Denis B. Solovev. 2018. С. 458-460.