Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема социальной защищенности населения выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной защиты населения включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере организационно-правовых форм социальной защиты населения.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией организационно-правовых форм социальной защиты населения.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие, организационно-правовые формы социальной защиты населения.
Целью курсовой работы является изучение особенностей правового регулирования организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть формирование понятийного аппарата в праве социального обеспечения;
- рассмотреть правовое регулирование форм социального обеспечения;
- выделить особенности государственной социальной помощи на основании социального контракта ;
- дать характеристику государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, доплат к пенсии и денежных выплат;
- обозначить проблему обеспечения контроля в сфере социального обслуживания граждан;
- рассмотреть актуальные проблемы организационно-правовых форм социальной защиты населения.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая три главы и шесть параграфов), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные понятия социального обеспечения
Право любого члена общества иметь социальное обеспечение, установлено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) , а также в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и гарантируется в нашей стране каждому.
Право каждого на социальное обеспечение, зафиксированное ст. 39 Конституции РФ, отдельные ученые-правоведы не причисляют к числу конституционных прав, указывая, что конституционный принцип, на основании которого Конституция РФ имеет непосредственное действие, а права и свободы человека выступают непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к этому праву не может быть применен, а, следовательно, в ч. 1 ст. 39 речь идет только о программной части Конституции РФ, которая обязана выступать ориентиром для законодателя . Несомненно, положение ст. 39 о том, что каждому дается гарантия на социальное обеспечение, не говорит о том, что тем самым гражданин наделяется определенным набором данных ему субъективных прав (к примеру, на получение пенсии в конкретном размере либо с определенного возраста, установленных социальных услуг).
Современное отечественное законодательство не устанавливает официального определения термину «социальное обеспечение», хотя и много раз применяет его в отдельных правовых актах. В правовой литературе можно найти разные определения «социальное обеспечение» . К примеру, ученые в сфере права социального обеспечения М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов, представляют его следующим образом: «Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса» . «Государственное социальное обеспечение - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством» .
Также можно увидеть и такое определение, как «социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» . Профессор Ржаницына Л. дает следующее определение «социальному обеспечению» - «распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» .
Представленные понятия включают в себя сущностные признаки такого явления, как социальное обеспечение и представляют его специфические особенности. Наиболее значимые из них, это: социальное обеспечение реализуется государством посредством целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно нацелено на выравнивание финансовых доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в закрепленных законодательством случаях: утраты либо снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потери кормильца и прочее .
Следовательно, под социальным обеспечением необходимо подразумевать систему формируемых государством юридических, экономических, а также организационных мер, нацеленных на компенсацию либо уменьшение последствий ухудшения материального и (либо) социального положения работающих граждан, а в случаях, которые отмечены отечественным законодательством, - других категорий граждан из-за возникновения обстоятельств, которые признаются нашим государством социально важными. К подобным обстоятельствам, к примеру, можно отнести такие, как: достижение установленного законодательством пенсионного возраста, возникновение инвалидности, утеря кормильца, заболевание, травмы, несчастные случаи на производстве либо разнообразные профессиональные заболевания, а также беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и иные события, которые закреплены законодательством РФ в области социального обеспечения.
1.2 Правовое регулирование форм социального обеспечения граждан
Социальное обеспечение выступает одной из форм социальной защиты населения, гарантии которой установлены в Конституции РФ (ч. 2 ст. 7). Социальное обеспечение осуществляет гарантии в следующих видах: в виде денежных выплат (пенсий, пособий, материальной помощи); натуральных поступлений (продуктов питания, лекарственных препаратов и прочее); безвозмездных и льготных услуг (обслуживание на дому, размещение в специализированном жилом фонде; льготы на проезд в транспорте, оплату жилья, санаторно-курортное лечение и т.п.) и прочее .
Таким образом, выделяется две организационно-правовые формы социального обеспечения. Первая касается исключительно работающего населения, помимо отдельных его категорий из числа служащих, вторая - всех других граждан из числа занятого населения, а также тех, кто не выполнял трудовую деятельность (социальное обеспечение не как работника, а как члена общества независимо от участия в трудовой деятельности).
В нынешний период времени социальное обеспечение граждан существенно трансформировалось. В первую очередь подобное касается всей системы, как управления, так и финансирования . Тут модификации спровоцированы принципиально иным подходом законодателя к проблемам разделения полномочий в области социальной защиты между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации .
За последнее время было принято огромное количество нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан. Так, например, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ , а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ .
Рассматривая нынешнее законодательство в сфере социального обеспечения, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, базируясь на анализе работы судов, указал ряд имеющихся на сегодняшний день проблем юридического регламентирования общественных отношений . Так, он отметил: нестабильность современного законодательства; отступление в отдельных нормативных правовых актах принципов правового равенства (когда однородные по своей природе отношения не регулируются одинаково); большое количество федерального регламентирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; тенденцию к широкому увлечению запретами; «крутые повороты» законодательства при осуществлении юридических реформ без какой-либо начальной адаптации граждан к новейшим правилам; возникновение все новых пробелов в самом законодательстве при замене одних законов другими, в связи с тем что не принимаются во внимание межотраслевые связи законодательных актов между собой; проведение правотворческой деятельности без полного анализа итогов правоприменительной деятельности в отношении ранее существующего законодательства.
Так, нестабильность законодательства, которое регулирует социально-обеспечительные отношения, делает акцент на том обстоятельстве, что за период одиннадцатилетнего действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в него каждый год (кроме 2006 - 2008 гг.) многоразово вносились разнообразные изменения. Кроме того, таким же образом обстоит дело и с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , в который на протяжении его двадцатилетнего действия было внесено более пятидесяти изменений, которые касались реабилитации инвалидов, оказания им необходимой медицинской помощи, образования инвалидов и иных вопросов. В период регламентирования социально-обеспечительных отношений Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в него также ежегодно вносились изменения. Список таких примеров может быть продолжен .
В настоящее время требуется социально-финансовая проработка нововведений, просторный учет взглядов специалистов-практиков в законодательстве РФ, в том числе федеральном. Новые законы должны быть в формате наукоемкости, кодифицированности, стабильности, легкодоступности в понимании, которые реализуют стремления жителей России на достойную степень пенсионного обеспечения в согласовании с международными стандартами, которые гарантируют право на жизнь.
Кроме того, мы считаем, что в данном случае также отсутствует системность, скоординированность решения вопросов в предоставленной области. Обновленные НПА ориентированы на поднятие социальной защиты граждан, предусматривают поднятие уровня пособий, пенсий, но одновременно с этим законодательство также остается трудным для осмысливания и применения.
Было бы значимым прочерчивание законной, научной экспертизы планов источников права на соотношение их всеобщим основам, целям, концепции установленной задачи, это дозволит законодателю избежать взаимоисключающих положений и обеспечить неконфликтные взаимоотношения в части правового регулирования.
При анализе регионального нормотворчества прослеживается стремление расширения возможностей субъектов РФ в части правового
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ) // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r202_ru.pdf, дата обращения 28.06.2022.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
3. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2004. - № 35. - Ст. 3607.
4. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
6. Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2014. - № 52 (часть I). - Ст. 7532.
7. Федеральный закон от 22.12.2020 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.2020. - № 52 (Часть I). - Ст. 8577.
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2059.
10. Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2021 № 3525-р (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2022 год» // Собрание законодательства РФ. - 20.12.2021. - № 51. - Ст. 8910.
11. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2022. - № 5. - Ст. 789,
12. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Справочно-правовая системаКонсультантПлюс, дата обращения 28.06.2022.
13. Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
Научная и учебная литература
14. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3. С. 172 - 177.
15. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
16. Барышникова Т.Ю. Право социального страхования как подотрасль права социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2015. № 2. С. 13 - 18
17. Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2012. № 1. Т. 1. С. 70 - 73.
18. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 26 - 30.
19. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2014.
20. Бондаренко Н.В., Кураков А.Л. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник Чувашского ун-та. 2010. № 1. С. 403.
21. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
22. Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. - М., 2013. - С. 201.
23. Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 7, 13.
24. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения // Российский юридический журнал. 2015. № 4. С. 113 - 126.
25. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. - М., 2009. - С. 228 - 229.
26. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. для бакалавров. М., 2014. С. 471.
27. Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 22.
28. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 155.
29. Морозова И.С. Теория правовых льгот: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 407.
30. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2016. № 7. С. 44.
31. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения // Проблемы общей части права социального обеспечения. М., 2017. С. 49.
32. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1. С. 31.
33. Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.С. 18.
34. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве. М., 2017. С. 448.
35. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. С. 119.
36. Электронный ресурс: https://bel.ru/news/society/20-12-2021/sotsialnyy-kontrakt-dlya-maloimuschih-v-belgorode-v-2022-godu/se3, дата обращения 29.06.2022.
Судебная практика
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. № 3-П // Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 28.06.2022.
38. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. № 2636-О «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 28.06.2022.