Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу управленческого отдела не организовать должным образом, то менеджеры компании не смогут работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если менеджер не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.
В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Управление имеет общие и специфические характеристики. Надлежащее управление всегда содержит определенную пропорцию и сочетание общего и специфического. Общие характеристики отражают стадию развития цивилизации, экономическую модель, социально-экономические потребности административных органов, уровень научно-технического прогресса и т.д.; специфические характеристики: национально-исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития конкретной страны, культура и т.д.
Учет особенностей российского менталитета, разнообразия и широты российских условий, а также осторожный и долгосрочный подход к формированию российской менеджмента является важнейшей стратегической задачей общества. Понимание российского менеджмента в мире имеет большое значение для практики развития управленческих функций в нашей стране.
Объект исследования - ООО «Московское управление технологического транспорта».
Предмет – особенности деятельности российского менеджера в современных условиях.
Цель работы – провести анализ особенностей деятельности российского менеджера в современных условиях, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени на примере ООО «Московское управление технологического транспорта». Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть этапы развития менеджмента в России;
2. Раскрыть личностные характеристики и профессионализм менеджеров;
3. Дать организационную характеристику организации;
4. Провести анализ личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления, на примере ООО «Московского УТТ»;
5. Дать рекомендации по повышению профессиональных качеств менеджеров ООО «Московский УТТ».
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты управленческих способностей российских менеджеров. Во второй главе проведен анализ особенностей деятельности российского менеджера в современных условиях на примере ООО «Московское управление технологического транспорта». В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические аспекты менеджмента и управленческих способностей менеджеров
1.1 Этапы развития менеджмента в России
В соответствии с условиями становления и развития, современное управление имеет много общих и специфических характеристик. Общие характеристики включают социально-экономическую формацию, экономические модели, уровень развития научно-технического прогресса. Специфические включают: этнические особенности общества, исторические особенности развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.
История развития менеджмента в России тесно связана с историей России. Государственное управление родилось не из воздуха, оно естественным образом сформировалось в процессе развития России, и его происхождение имеет глубокие исторические корни. Поэтому принципы копирования западного и восточного опыта, связанные с нашей страной, создали много сложных проблем для решения. Это связано с тем, что русский менталитет всегда отличался полярностью и противоречивостью, доводя любую ситуацию до крайности.
Начало развитию российского управления было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Известный русский экономист А. Л. Ордин-Нащокин, А. П. Волынский (министр кабинета министров с 1738 по 1740 год), В. Н. Татищев (старший управляющий минеральными заводами в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 по 1740 год) и знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов внесли огромный вклад в истории России и в мире в рамках совершенствования системы управления .
Особым периодом развития менеджмента в России стали петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Сфера управленческих действий Петра I очень широка, от изменений в хронологии до создания новых национальных органов управления. Законодательные акты Петра I (указы, постановления, директивы и контроль за их исполнением) регламентируют все сферы государственной деятельности. По сути, это государственное управление. Система управления, созданная Петром I, была необратима .
Управленческое мышление И.Т. Посошкова (1652-1726) также заслуживает внимания. Оригинальную идею И. Т. Посошкова следует отнести к разделению богатства на реальное и нереальное. Во-первых, это означает богатство страны и народа, а во-вторых - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принцип совершенствования экономического управления И. Т. Посошкова основан на ключевой роли государства в управлении экономическими процессами .
В целях улучшения управления российской экономикой, согласно указаниям Екатерины II, были изданы «Административные учреждения губерний Российской империи» .
Управлять страной старыми методами уже были невозможно, и высшая власть осознавала необходимость перемен. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX века произошли во время правления Александра I. В 1801 году была издана декларация о министерствах, основанных на принципах власти и личной ответственности.
М. М. Сперанский (1772-1839) сыграл особую роль в развитии российского менеджмента. Он описал цель преобразований следующим образом - придать самодержавной монархии внешнюю форму конституционного правления, основанного на силе закона. Предложение М. М. Сперанского о системе власти было разделено на три части: законодательную, административную и судебную .
В начале ХХ века трансформация управления была проведена под руководством С.Ю. Витте и А. С. Столыпин. План реформ А. С. Столыпина затронул все отрасли государственного управления и разрабатывался его автором в течение 20 лет .
Чтобы найти некапиталистическую форму правления на микро- и макроуровнях, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых явились следующие:
1. Введение в управление работой;
2. Создание Высшей комиссии по национальной экономике;
3. Местное экономическое и административное образование.
Период «военного коммунизма» характеризовался методом командования и руководства сверху вниз. В период новой экономической политики с точки зрения управления были выделены три уровня: верхний, средний и нижний .
Важная роль в развитии советской научной организации труда и управления принадлежала выдающемуся экономисту О. А. Ерманскому, он внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция ученого подверглась резкой критике, но, несмотря на критику, вклад О.А. Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А. Российский менеджмент: скрытые резервы экономики // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 6. - С.74-82.
2. Ефремов, С.А. Чтобы в России пошли реформы, ей нужна новая система управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. – С.119-127.
3. Ефремов, С.А. Чтобы в России пошли реформы, ей нужна новая система управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. - С. 119-120.
4. Иванова, И.А. Менеджмент: учебник и практикум. - 1-е изд. / И.А. Иванова. – М.: Юрайт, 2020. – 1 с.
5. Иванов, П.В. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / П.В. Иванова. – М.: Юрайт, 2018. – 333 с.
6. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: «Новое знание», 2021. – 215 с.
7. Картавый, М.А., Нехашкин, А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №3. – С. 56-62.
8. Картавый, М., Нехамкин, А. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №3. -С. 17-21
9. Комаров, Е., Комаров, А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века // Управление персоналом. – 1999. – №9. – С. 31–33.
10. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник. - 3-е изд., пер. и доп / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2018. – 566 с.
11. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебник / Э.М. Коротков. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2020. – 44 с.
12. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебник / Э.М. Коротков. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2020. – 154 с.
13. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект,2003. – 556 с.
14. Кузнецов, Ю.В. Менеджмент: учебник. - 1-е изд. - Сер. 68 Профессиональное образование / Ю.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2018. – 448 с.
15. Лобов, О.И. Менеджмент и международной сотрудничество // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - №4. – С. 13-16.
16. Маршев, В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы теории и практики управления. – 2015. - №3. – С.46-51.
17. Попов, Г. Фундаментальные задачи России и пути их решения // Проблемы теории и практики управления. – 2014. - №2. – С. 46-47.
18. Струкова, О.С., Пушных, В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №2. – С. 48-49.
19. Трапицын, С.Ю. Менеджмент: учебник и практикум для вузов в 2 частях. - 3-е издание, исправленное и дополненное / С.Ю. Трапицын. – М.: Юрайт, 2020. – 239 с.
20. Хант, И., Суворова, И., Агеев, С. Российский менеджмент: между прошлым и будущим // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 2. - С. 23-25.