Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в связи с резко изменившейся военно-политической обстановкой в мире и в Российской Федерации происходит изменение взглядов на роль и значение гражданской обороны, а также на порядок ее ведения. При этом в теории и практике гражданской обороны, в первую очередь, ведущей целью должно стать именно усиление социальной направленности, формирование умения правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях, а также сохранение жизни человека, наконец, сохранения среды его обитания. По мере усиления угроз для жизни и здоровья населения в XXI столетии гражданская оборона будет усиливаться и ее значимость, ведь активное участие население в ликвидации практически любых чрезвычайных ситуаций нередко является просто необходимым.
Значимым аспектом гражданской обороны государства в настоящее время выступает обучение подрастающего поколения правилам и алгоритмам поведения в разного рода чрезвычайных ситуациях, а также в случае угрозы военной агрессии как со стороны других государств, так и террористических организаций. В рамках школьного обучения это осуществляется на уроках основ безопасности жизнедеятельности (далее по тексту – ОБЖ). Однако нередко учащиеся не понимают всей значимости изучению основ гражданской обороны на уроках ОБЖ, считает этот учебный предмет и указанную тематику менее значимым, нежели другие предметы и темы.
В связи с важно использования на уроках ОБЖ при изучении гражданской обороны такие педагогические технологии, которые будут способствовать повышению интереса обучающихся, а также повышения их учебной активности.
Таким образом, значимость изучения гражданской обороны, и проблема подбора педагогических технологий, повышающих заинтересованность и учебную активность учащихся, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Изучение гражданской обороны в школьном курсе ОБЖ» актуальным.
Цель работы – рассмотреть особенности изучения гражданской обороны в школьном курсе ОБЖ, и разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Задачами работы являются:
Объект исследования – преподавание гражданской обороны в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – особенности изучения гражданской обороны в школьном курсе ОБЖ.
Данная тематика нашла свое отражение в работах таких авторов, как: Н.П. Абаскалова [28], С.В. Абрамова [2], В.А. Акимов [3], Н.Ф. Виноградова [5], М.А. Картавых [7-9], В.С. Кузнецов [10], В.Н. Латчук [11], В.В. Марков, [12], Ю.А. Маренчук [13], М.А. Петров [15], С.Б. Санджиев [19], С.Н. Семенов [20], Ю.А. Талагаева [21], А.В. Шигаев [24] и др.
Однако комплексного исследования проведено не было.
Работа состоит из введения, двух глав с двумя параграфами, третьей главы, заключения, списка литературы и других источников, а также приложения.
Глава I. Особенности изучения гражданской обороны в школьном курсе ОБЖ: теоретический аспект
1.1 Гражданская оборона в школьном изучении на уроках ОБЖ
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите, а также по защите населения, культурных и материальных ценностей непосредственно на территории Российской Федерации от опасностей, которые возникают при военных конфликтах либо же в результате данных конфликтов, при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера [6].
В своей истории педагогическая проблематика, которая связана с организацией обучения населения гражданской обороне, насчитывает уже не одно десятилетие. Защита населения включается в непосредственную компетенцию системы гражданской обороны Российской Федерации, в соответствии с положениями Федерального закон «О гражданской обороне» [22].
На современном этапе подготовка населения в сфере гражданской обороны, согласно с указанным выше нормативным актом, является одной из базовых задач современной системы гражданской обороны.
Непрерывность, а также последовательность современного образования неизменно диктует необходимость изучения различных вопросов гражданской обороны начиная именно со ступени общего образования и в дальнейшем продолжаться на следующих уровнях. В рамках школьного обучения весьма важны как содержательные, так и технологические направления организации учебных занятий по гражданской обороне в качестве необходимых условий в плане формирования у школьников культурной личности безопасного типа поведения. Данному вопросу существенное внимание уделяли И.Б. Бичева, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, А.В. Кравцова, А.А. Михайлов, Л.А. Михайлов, Л.В. Попова, П.В. Станкевич непосредственно в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, а также в системе подготовки педагогов [7, 8, 9].
В рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности изучение гражданской обороны важен отбор наиболее адекватного содержания. Это потребовало обращения к основным нормативным документам, которые регламентируют образовательный процесс – то есть Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего общего образования [17, 18]. В этом плане существенный интерес представляют требования, которые предъявляются к предметным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.П. Абаскалова – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2018. – 208 с. – Текст : непосредственный.
2. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. – Южно- Сахалинск : изд-во СахГУ, 2017. – 244 с. – Текст : непосредственный.
3. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие / В.А. Акимов. – Москва: Высшая школа, 2007. – 244 с. – Текст : непосредственный.
4. 4Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса / Л.К. Великанова. – Новосибирск, 2016. – 98 с. – Текст : непосредственный.
5. Виноградова, Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 классы : метод. пособие / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. – Москва: Вентана-Граф, 2017. –103 с. – Текст : непосредственный.
6. Гражданская оборона. – URL: https://89.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/god-grazhdanskoy-oborony/o-grazhdanskoy-oborone/grazhdanskaya-oborona-osnovnye-ponyatiya-i-zadachi (дата обращения: 29.07.2022). – Текст : электронный.
7. Картавых, М.А. Методика организации и проведения учебных занятий по гражданской обороне / М.А. Картавых, И.В. Прохорова, И.А. Воронина. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 17-21.
8. Картавых, М.А. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 18-22.
9. Картавых, М.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования / М.А. Картавых, И.А. Камерилова, И.А. Воронина. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-3. – С. 111-114.
10. 12Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. – Москва: ВАКО, 2016. – 176 с. – Текст : непосредственный.
11. 14Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – Москва: Дрофа 2015. – 188 c. – Текст : непосредственный.
12. Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Методика преподавания / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – Москва: Просвещение, 2018. – 302 с. – Текст : непосредственный.
13. Маренчук, Ю.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Ю.А. Маренчук. – Ставрополь, СКФУ, 2016. – 198 с. – Текст : непосредственный.
14. Маткаримов, А.М. Применение технологии проблемного обучения в преподавании ОБЖ / А.М. Маткаримов. – Текст : непосредственный // Проблемы науки. – 2017. – № 7 (20). – С. 78-80.
15. Петров, М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций (Темы 1-7) / М.А. Петров. – Москва: Военные знания, 2015. – 160 с. – Текст : непосредственный.
16. Петров, С.В. Недостатки массового обучения оказанию первой помощи / С.В. Петров, Ю.А. Талагаева. – Текст : непосредственный // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии – Саратов : Саратовский источник, 2018. – С. 507–514.
17. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в МинюстеРоссии 01.02.2011 № 19644). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 20.07.2022). – Текст : электронный.
18. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 4480). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 20.07.2022). – Текст : электронный.
19. Санджиева, С.Б. Особенности изучения раздела «Гражданская оборона» на уроках ОБЖ / С.Б. Санджиев. – Текст : непосредственный // NovaInfo.Ru. – 2020. – № 115. – С. 83-84.
20. Семенов, С.Н. Проведение занятий по гражданской обороне: метод. пособие / С.Н.. Семенов. – Москва: Высшая школа, 2000. – 96 с. – Текст : непосредственный
21. Талагаева, Ю.А. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Ю.А. Талагаева. – Саратов : Саратовский источник, 2018. – 88 с. – Текст : непосредственный.
22. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/ (дата обращения: 20.07.2022). – Текст : электронный.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897) (в ред. от 29 дек. 2014 г. № 1644). – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (Дата обращения: 10.09.2022). – Текст : электронный.
24. Шигаев, А.В. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 104 с. – Текст : непосредственный.