Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детская литература как одна из разновидностей художественного творчества представляется уникальным явлением, требующим от писателей серьезной работы, коррекции и правки. Юный читатель хотя и бессознательно, но ожидает от текста не только нестандартности формы, но и нетривиальности содержания, завораживающей интриги, и, конечно же, неординарной развязки. Можно констатировать, что это касается и прозаического формата, и лирического нарратива. Следовательно, сверхзадачей детской литературы на современном этапе становится обобщение и компиляция накопленного потенциально огромного общекультурного опыта, ориентированного и на моно-миф – античную форму познания мира – и на нео-миф, вбирающего в себя пределы новой окружающей нас реальности, действительности XXI века. [8]
Стоит отметить, что тематическое многообразие современной детской литературы, безусловно, впечатляет. Писатели, поэты, драматурги пытаются выстраивать художественные модели с учетом нового историко-социального среза. Фактическая, бытовая ситуация ориентирует на множественность вопросов: это история, общество, поступки и желания, страхи / фобии, нарочитая героика, приключения, путешествия в другие страны, покорение стихий, эмоции и чувства. Нельзя уже представить мир только в тонах и полутонах условностей, намеков, отсылок, необходима детализация, которая еще и акцентно пиктографична. Вообще, картина мира в современной литературе формата реализма / постреализма воссоздается как транспарента действительности. Все в тексте необходимо изобразить прозрачно, при этом выверенно, заблуждение не должно превалировать. Юный читатель разгадает обман сразу, далее же с его стороны – потеря доверия к писателю. Таким образом, рецептивная составляющая современного текста для детей расширяется, текст как многомерный конструкт предполагает разные варианты прочтений.[10]
Детская литература по определению должна обладать набором обязательных качеств, без которых ее вообще нельзя назвать художественной литературой. Это гуманизм, высокая художественность и образность, богатство языка и его выразительность, в то же время его доступность, юмористичность. В зависимости от жанра необходимы и такие признаки, как динамичность сюжета, психологизм, максимальная конкретность, наличие подтекста, фольклоризм. И все это должно быть с учетом детского восприятия, детской психики и возраста ребенка-читателя.[8]
На современном этапе развития литературы детская литература, к сожалению, находится в кризисной ситуации. На пальцах можно пересчитать произведения стоя и отвечающие требованиям к детской литературе.
С современной детской поэзией дело обстоит вообще очень плохо. Если в поэтическом произведении удается найти хотя бы гуманистическую идею или намек на юмор - это уже удача.
Объектом исследования являются образы детства в поэзии Г.Б. Остера
Предметом исследования являются способы и средства развития образы детства в детской поэзии.
Цель данной работы – дать анализ формирования образы детства в поэзии
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы о понятии образа детства в русской литературе
• Рассмотреть феномен образа детства в детской поэзии
Показать особенности развития образов детства в детской поэзии Г.Б. Остера
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь формирования образов детства в поэзии Г.Б. Остера при изучении литературы на современном этапе.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абгарян Н. Счастье Муры. М.: Издательство АСТ, 2020. – 317с.
2.Безруков А.Н. Диссолюция стиля и дискурса в пределах онтологического корпуса художественных нарраций // Актуальные проблемы стилистики. 2016. №2. С. 172-176.
3.Безруков А.Н. Поэтика интертекстуальности. Учебное пособие. Бирск: БирГСПА, 2005.-70с.
4.Безруков А.Н. Рецепция художественного текста: функциональный подход. СПб. Гиперион, 2015. -298с.
5.Безруков А.Н. Русская постмодернистская литература в корпусной матрице фреймов и концептов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. №3-2 (95). С. 14-23.
6.Безруков А.Н. Факторы семантической изотопии литературно-художественного дискурса // Нижневартовский филологический вестник. 2018. №2. С. 81-86
7.Бердникова Т. Н. От риторики к пиитике: к проблеме развития диалога в поэзии эпохи классицизма (на материале лирики А. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова) // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 18–22.
8.Бутенко, Н.В. Особенности эмоционального освоения эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка [Текст] / Н.В. Бутенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. – СПб.: СатисЪ, 2014.-44 с.
9.Воронова Н. О. и др. Писатели нашего детства: 100 имен. Биографический словарь: В 3 ч. М., 2000. Т. 3.С. 313.
10.Галицких Е. О. Условия присвоения смыслов поэзии: волшебство понимания и переживания / Е. О. Галицких. – Текст : электронный // На путях к новой школе. – 2015. – № 3. – С. 17-19. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25002473_89069650.pdf. – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
11.Гореванова Е.А. Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе // Психология образования: традиции и инновации: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Сост. и ред. С.В. Истомина. — Шадринск, 2020. — С. 180–186.
12.Гридина Т. А. Ассоциативные проекции игрового слова в «детской поэзии» (на материале произведений Михаила Яснова) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2018. № 189. С. 189–199.
13.Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Электронный ресурс]: учеб. пос. / Т.А. Гридина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2013. – 152 с. – режим доступа: http://e.lanbook.com (дата обращения: 22.07.2022).
14.Денисова М. А. Взаимоотношения ребенка и взрослого в современной поэзии для детей // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 13–17.
15.Зайцева Н. В. Приемы создания поэтического образа в произведениях для детей / Н. В. Зайцева. – Текст : электронный // Региональная Россия: история и современность : материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. (Комсомольск-на-Амуре, 11 декабря 2020 г.) – Комсомольск-на-Амуре, 2020. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44795610_30498788.pdf. – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
16.Коннова М.Н. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2012.-313с.
17.Кочеткова Н. Писатель Григорий Остер: Не надо любить власть, как собственных родителей // Известия. 2007. 27 ноября
18.Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004-271с.
19.Мазепа Е.А. Педагогический потенциал книги рассказов-перевертышей Г.Б. Остера «Дети и эти» // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 48–52.
20.Николаева Е.А. Изучение концептов детской литературы как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. №6A. С. 152-159
21.Остер Григорий. Вредные советы. — М.: АСТ, 2013. — 80 с.
22.Остер Г. Дети и Эти. М.: Издательство АСТ, 2018. -159с.
23.Остер Г. Петька-микроб и другие сказки. М.: Издательство АСТ, 2018.-192с.
24.Остер Г. Школа ужасов. Москва: Издательство АСТ, 2019.-160с.
25.Полева Е.А. Педагогические взгляды детского писателя Г. Остера и особенности их выражения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 6(134). С. 86–92.
26.Президент России — гражданам школьного возраста: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uznai-prezidenta.ru/
27.Порядина М. Григорий Остер: Есть о чем разговаривать // Критическая масса. 2002. № 2. С. 34.
28.Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. 1999. № 2–3. С. 28.
29.Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018.-392с.
30.Успенский Э.Н. Гарантийные человечки. Гарантийные возвращаются. М.: Издательство АСТ, 2018. Успенский Э.Н. Дядя Федор идет в школу, или Нэт из интернет. М.: Издательство АСТ, 2019.-320с.
31.Ускова Е. Ю. «Детская поэзия — игровое поле»: игра со смыслом и словом современных детских поэтов // Современная поэзия для детей и в детском чтении: сборник материалов областного семинара для специалистов муниципальных детских библиотек / ред. И. А. Знаменьщикова. Волгоград: Волгоградская ОДБ, 2018. С. 65–78
32.Чепига В. П. [Рецензия] / В. П. Чепига // Вопросы литературы. – 2020.– № 3. – С. 295-300. – Рец. на кн. : Детская комната французской поэзии. Переводы. Портреты. Встречи / М. Яснов. Москва : Центр книги Рудомино, 2019. 285 с.
33.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. 33 с.