Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема психологической готовности к школьному обучению детьми дошкольного возраста не только не теряет своей актуальности, но становится все острее. Как это не парадоксально, но активное внедрение в последние годы новых, достаточно усложненных школьных программ, а также построение инновационных учреждений, в конечном итоге привели к заметному увеличению числа детей, которые не могут справиться со школьной учебной нагрузкой. При этом данная проблема имеет глубокие психолого-педагогические основы.
Успешное освоение детьми образовательных программ, а также адаптация к школе определяются во многом именно степенью сформированности готовности будущих первоклассников к школьному обучению.
Сложность формирование у дошкольников готовности к школьному обучению обуславливается различными подходами к трактовке данного понятия, выделением различных составляющих готовности детей к школьному обучению, а также необходимостью подбора среди имеющегося многообразия наиболее эффективных форм, методов, средств и педагогических условий для формирования у дошкольников готовности к школе.
Методологическими основами данной проблемы явились концепции психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе (В.А. Аверин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Ф. Керн, И.Я. Кулагина, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, и др.); положения, которые раскрывают специфику психического развития дошкольников (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Также особый вклад в раскрытие различных аспектов данной темы внесли такие исследователи, как И.Н. Агафонова, К.Ю. Белая, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Н. Гуткина, Ю.В. Давыдова, В.П. Дуброва, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцов, Н.В. Нижегородцева, Л.А. Парамонова, К.Н. Поливанова, И.А. Хомченко и др.
В исследованиях отечественных авторов утверждается особая важность сформированности психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.
На основании анализа научных исследований мы отмечаем противоречие между увеличением количества дошкольников с психологической неготовностью к обучению в школе, и недостатком доступных методик диагностики, дающих возможность обеспечить количественную, и качественную оценку сформированности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: Какие методики можно использовать в детском саду для диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе?
Объект исследования: психологическая готовность дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования: показатели и методики диагностики психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель исследования: теоретическое изучение показателей и методик диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: отбор методик диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе должен производиться в соответствии с показателями интеллектуального, эмоционально-волевого и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть подходы к изучению психологической готовности к обучению в школе дошкольников в современных научных исследованиях психолого-педагогической направленности;
2) выделить показатели и методики диагностики психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста;
3) подобрать, обосновать и реализовать на базе детского сада методики диагностики психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
4) обобщить и представить результаты экспериментального исследования
Методы исследования:
– теоретические: терминологический анализ, метод анализа разного рода публикаций по рассматриваемой теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки и систематизации выявленной информации;
– экспериментальные: тест «Шифровка», методика «Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти», «Оценка оперативной зрительной памяти», методика по выявлению эмоционального отношения к деятельности, волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности, настойчивости, склонности к завершению деятельности, работоспособности, темпа деятельности, тест «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером), тест Керна-Ийерасика, ассоциативный эксперимент, методика «Домик» (Н.И. Гуткина), графический диктант;
– методы математической обработки данных: методы описательной статистики (таблично-графические методы представления данных, расчет параметров описания данных).
База экспериментального исследования: МДОУ «Детский сад № 38» г. Новокузнецк.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Подходы к проблеме психологической готовности детей к школе в отечественной психологии
Рассматривая подходы к проблеме психологической готовности детей к школе, в первую очередь укажем, что проблема готовности детей к систематическому обучению в редуцированном виде появилась, скорее всего, по мнению Н.В. Нижегородцевой, одновременно с образованием в качестве социальной формой взаимодействия людей различных поколений [17].
Однако при этом научное исследование проблемных вопросов готовности к обучению прослеживается с первых попыток анализа и обобщения фактов и экспериментального исследования вопросов, непосредственно связанных с началом школьного обучения.
Следует в этом отношении указать, что в качестве первых экспериментальных исследований детей, которые начинают систематическое школьное обучение, стали опубликованные работы во второй пол. XIX столетия в России (это исследования таких авторов, как А. Нечаев, В. Кистяковский, А. Павлов и др.) В обозначенный период проблема рассматривается на практическом уровне, обозначается круг вопросов, напрямую связанных с систематическим обучения, а также возможностями детей максимально эффективно усваивать знания в школе (А. Бине, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.П. Нечаев, Н.И. Пирогов, Н.Е. Румянцев, КД. Ушинский и др.). В это же время прослеживаются и первые попытки обобщить на научном уровне эмпирические факты (А. Нечаев и др.).
В свою очередь в теоретических исследованиях, пришедших на вторую половину XIX – нач. XX столетия, готовность детей к школьному обучению в качестве самостоятельной научной проблемы не выделяется и рассматривается именно в контексте более общих проблем возрастной и педагогической психологии, в первую очередь с позиции влияния обучения на духовное и нравственное развитие ребенка. Однако само понятие «готовности к обучению в школе» пока еще не применяется, тем не менее, весь комплекс вопросов, которые составляют современное содержание этой проблемы, уже ставится и достаточно активно исследуется. Зародившись в контексте сложностей начала систематического школьного обучения детей, проблема готовности к обучению в большинстве работ рассматривается относительно детей в возрасте 6–7 лет, которые поступают в школу [18].
В работах таких известных исследователей, как К.Д. Ушинский А. Бине и др. прослеживается идея целостности психического развития ребенка, а также тесной взаимосвязи разных психических функций. Тем не менее, идея целостности так называемой «системности» психического развития ребенка на данном этапе до ХХ столетия не была реализована в полной мере. Продолжительное время исследования готовности к обучению обладали только прикладным характером и ориентировались на разработку необходимых методик для проведения диагностики уровня развития детей с позиции требований школьного обучения.
Далее, начиная с середины 40-х гг. ХХ века в отечественной психологии стали предприниматься попытки сформулировать теории готовности детей к школьному обучению. Выделяются и детально исследуются некоторые аспекты готовности детей к обучению, а именно: произвольность психических процессов и деятельности (в работах А.Н. Леонтьев), формирование у детей мотивов учения (разработки Л.И. Божович), развитие мышления детей (концепции А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), а также памяти (в трудах З.М. Истоминой) ребенка в качестве основы его обучения (труды А.Р. Лурия, А.В. Запорожец) и др. [4]. Названные и более поздние исследования (А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург, В.С. Мухина, Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин и некоторые др. [19]) были реализованы на базе аналитической стратегии. Скорее всего, педагогическая психология к применению системной методологии в плане проведения исследований готовности ребенка к обучению в рассматриваемое время не была готова. Подобная возможность возникает в результате развития именно системогенетического метода психологических исследований [18].
То есть история рассматриваемой проблемы – это закономерный переход непосредственно от целостного понимания сути явления к проведению аналитических исследований ряда составляющих и далее к изучению готовности детей к школьному обучению в качестве достаточно сложного системного образования, которое отражает общий уровень развития индивидуальности детей.
С точки зрения Е.Е. Кравцовой, «основная проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению конкретизируется в качестве проблемы смены ведущих типов деятельности, то есть это наблюдаемый у ребенка переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности» [16, c. 76]. Данный подход можно охарактеризовать как актуальный и значимый, однако готовность ребенка к учебной деятельности не охватывает в полной мере феномена готовности к школе.
Исследователем Л.И Божович еще в 70-е гг. прошлого века подчеркивалось, что готовность ребенка к обучению в школе формируется из конкретного уровня развития у него познавательных интересов, мысленной деятельности, а также готовности к произвольной регуляции, сформированности социальной позиции [3]. Подобные взгляды нашли свое развитие у А.В. Запорожца [12], который отмечал, что готовность ребенка к обучению в школе – это некая целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включающая специфики ее мотивации, уровня развития у ребенка познавательной, степень сформированности у ребенка механизмов волевой регуляции, а также аналитико-синтетической деятельности, На настоящий день является практически общепризнанным, что готовность ребенка к школьному обучению – это многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований.
Л.А. Парамонова выделяет общую и специальную готовность ребенка к школе. Под общей готовностью данным исследователем понимается гармоничное развитие ребенка, то есть подразумевается, что у него обязательно должны быть развиты все, а не отдельные стороны его личности. В свою очередь специальная готовность «предусматривает овладение детьми специфическими знаниями, а также навыками и умениями в учебном процессе» [20, c. 12].
Также Л.А. Парамонова подчеркивает, что общая и специальная подготовка вовсе не противоречат, а также не исключают друг друга.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 1999. – № 1. – C. 20 -21.
2. Белая, К.Ю. Родителям будущих первоклассников / К.Ю. Белая, М.М. Цапенко. – Москва: Школьная книга, 2019. – 148. – Текст : непосредственный.
3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка / Л.И. Божович. – Москва: Педагогика, 2016. – 172 с. – Текст : непосредственный.
4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва; Ленинград: Изд-во АПН РСФСР, 1978. – 288 с. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Л.С. Выготский. – Москва: «Смысл». 2013. – 486 с. – Текст : непосредственный.
6. Готовность к школе / под редакцией М.К. Дубровиной. – Москва: Педагогика, 2020. – 144 с. – Текст : непосредственный.
7. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.Н. Гуткина. – Москва: Психологич. образование, 2017. – 235 с. – Текст : непосредственный.
8. Давыдова, Ю.В. Как подготовить ребёнка к школе / Ю.В. Давыдова. – Москва: Эксмо, 2021. – 294 с. – Текст : непосредственный.
9. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / составитель Т.Д. Марцинковская. – Москва: Линка–Пресс, 2017. – 225 с. – Текст : непосредственный.
10. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Москва: Просвещение, 2018. – 322 с. – Текст : непосредственный.
11. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: учеб. пособие / В.П. Дуброва. – Минск, 2017. – 232 с. – Текст : непосредственный.
12. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – Москва: Педагогика, 1990. – 422 с. – Текст : непосредственный.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Педагогика, 2018. – 324 с. – Текст : непосредственный.
14. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Москва: Педагогика, 2007. – 278 с. – Текст : непосредственный.
15. Костромина С.Н. Психологическая готовность к школе / С.Н. Костромина, Н.И. Гуткина. – Москва: Педагогика, 1993. – 216 с. – Текст : непосредственный.
16. Кравцов, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцов. – Москва: Педагогика, 1991. – 276 с. – Текст : непосредственный.
17. Нижегородцева, Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 216-223.
18. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический подход к исследованию учебной деятельности и готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы V Всероссийской научно- практической конференции / под редакцией П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 32–35. – Текст : непосредственный.
19. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – Москва: Педагогика, 2018. – 135 с. – Текст : непосредственный.
20. Парамонова, Л.А. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) / Л.А. Парамонова. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 12 – 17.
21. Поливанова, К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция / К.Н. Поливанова. – Москва: Генезис, 2013. – 272 с. – Текст : непосредственный.
22. Порецких, Т. Ученик и родители: море проблем / Т. Порецких. – Текст : непосредственный // Мой кроха и я. – 2005. – № 11. – С. 98-100.
23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. – Москва, 2017. – 332 с. – Текст : непосредственный.
24. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – Москва: ВЛАДОС, 2019. – 288 с. – Текст : непосредственный.
25. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2019. – 672 с. – Текст : непосредственный.
26. Учите детей трудиться / К.П. Кузовкова, Г.Н. Година. – Москва: Просвещение, 2018. – 224 с. – Текст : непосредственный.
27. Хоменко, И.А. Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? / И.А. Хомченко. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2010. – № 6. – 2010. – С. 247- 253.