Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня сложно представить коммерче-скую организацию без анализа и прогнозирования ее деятельности. Анализ позволяет оценить текущее финансовое положение, а также определить даль-нейшие пути к развитию. Принято считать, что в современных нестабильных рыночных условиях, многим руководителям вовсе не до взглядов на пер-спективу: они заняты решением насущных задач. Но если бизнес успешно функционирует долгие годы, занимает лидирующее положение на рынке, предприниматель так или иначе вынужден заниматься стратегическим пла-нированием. Перед руководителем стоит задача разработать финансовую стратегию или другими словами, генеральный план по обеспечению органи-зации денежными потоками, получению прибыли. Для этого требуется про-анализировать факторы внешней среды: деятельность конкурентов, ситуа-цию на рынке, политику органов государственной власти и др., и также осо-бенности внутрифирменного управления. Поскольку умение руководителя определять приоритетность текущих финансовых задач с будущими потреб-ностями, является главным в вопросе укрепления конкурентных преиму-ществ предприятия.
Российские и зарубежные исследователи в вопросе понимания сущно-сти финансовой стратегии разделились:
- одни анализируют стратегию управления предприятием, в общем, не выделяя финансовую, часто используется понятие «корпоративная страте-гия»;
- большинство же отделяют финансовую от общей стратегии и называ-ют главной ее составляющей.
Роль стратегии для предприятия крайне важна. Она состоит в том, что сотрудники предприятия действуют согласно выбранной стратегии в процес-се принятия решений и добиваются более высоких результатов только после того, как определяются в основных направлениях развития, целях и принци-пах действия. В рыночных условиях любое предприятие имеет свою страте-гию, при этом не обязательно документально оформленную. Как правило, у любой организации имеется свой сценарий поведения на рынке, определен-ные подходы к принятию решений и т.д. Финансовая стратегия не так давно рассматривается в экономической литературе, как обособленная стратегия. Выделение данной стратегии произошло из-за выявления ключевой роли финансовых ресурсов на предприятии, т.к. именно данный вид ресурсов мо-жет быть преобразован в любой другой с минимальным временным интер-валом.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Концептуальные основы финансовой стратегии предприятия
В условиях рыночных отношений, самостоятельности организаций, а вместе с тем уровня ответственности за результаты собственной деятельности есть определенного рода необходимость установления тенденций финансово-го положения, ориентации в возможностях финансового характера и пер-спективах (получение кредита банковского учреждения, привлечение инве-стиций от иностранных субъектов), оценки финансового положения иного рода компаний. Решение данного рода вопросов обеспечивает финансовая стратегия компании.
Финансовая стратегия является генеральным планом действий по обес-печению компании денежными средствами [22, с.83]. Ею охватываются как теоретические вопросы, так и практические вопросы, по формированию фи-нансов, их планированию и обеспечению. Финансовой стратегией компании решаются задачи, которые обеспечивают уровень финансовой устойчивости компании в условиях хозяйствования рыночного типа.
Теорией финансовой стратегии исследуются закономерности рыночных условий хозяйствования объективного характера, разрабатываются способы и формы по выживанию в рыночных условиях подготовки и ведения финан-совых операций стратегического характера.
Финансовой стратегией компании охватываются все стороны ее функ-ционирования, включая и оптимизацию основного и оборотного капитала, распределение полученной прибыли, расчеты безналичным способом, нало-говую и ценовую политику, политику в сфере инвестирования в ценные бу-маги и пр.
Финансовой стратегией обеспечивается определенного рода соответ-ствие финансово-экономических возможностей компании условиям, которые сложились на рынке продукции, принимая во внимание возможности компа-нии финансового характера и представляя характер факторов внешней и внутренней среды. Иначе компания может стать банкротом [18, с.66].
Финансовая стратегия выступает в качестве базиса финансовой полити-ки компании. Финансовая политика выступает как форма реализации непо-средственным образом самой идеологии финансового характера и финансо-вой стратегии компании по самым важным аспектам ее финансовой деятель-ности на отдельно взятых этапах ее ведения [20, с..].
На современных предприятиях финансовая политика может быть пред-ставлена в качестве целой системы необходимых идей и взглядов, установок целевого характера и способов формирования и развития финансовых ре-сурсов предприятия для достижения его важнейших целей. В качестве особо важных целей финансовой политики предприятий в современных условиях рыночных отношений выступают такие: максимизация нужной величины прибыли, оптимизация структуры финансовых ресурсов, обеспечение нужно уровня финансовой независимости предприятия, повышение степени его ка-питализации, увеличение уровня конкурентоспособности и усиление позиций предприятия на рынке, достижение определенной степени прозрачности ин-формационного характера во всей его финансово-экономической деятельно-сти, обеспечение привлекательности предприятия в инвестиционном плане, формирование эффективного механизма управления субъектом экономики.
1.2 Концепции разработки финансовой стратегии предприятия за рубежом
Зарубежная практика разработки финансовых стратегий предприятий показала особенность формирования концепции в рамках отдельных стран. В следствии множественных исследований выделены три ключевые модели разработки финансовых стратегий предприятий в зарубежной практике.
Англосаксонская модель разработки финансовой стратегии предприя-тия. Данная модель характерна для бизнес-структур США и Англии. В рам-ках этой модели разработки стратегий предприятий владельцы и главы кор-поративных структур ориентируются в большей степени на кратковремен-ный результат управления капиталами, нежели на стратегическое развитие отдельных бизнес-единиц в рамках компании. Англосаксонская форма раз-работки стратегий фирм нацелена на формирование сознательно новых под-ходов к управлению финансами. Кроме простых субъектов, в данною модель управления капиталами включаются разнообразные посреднические струк-туры, в первую очередь экономические. Основными отличительными черта-ми англосаксонской модели разработки финансовой стратегии предприятий считаются [14, с.22]:
преимущественное ориентирование процессов развития стратегий на получение прибыли;
направленность на кратковременный результат от формирования стратегий;
существенная роль посредников в ходе формирования стратегий;
соответствие темпам глобализационного развития мирового хозяй-ства.
Европейская модель разработки финансовой стратегии предприятия. Данная модель характеризуется особенным отношением к корпорациям, ко-торые рассматриваются как отдельные институты, направленные как на фи-нансовое, так и на общественное формирование общества [16, с.342].
Европейская модель разработки стратегий фирм существенным обра-зом сконцентрирована на создании и поддержании общественной ответ-ственности бизнеса. Помимо этого, значимым отличием европейской модели от англосаксонской считается преимущество стратегического характера дей-ствий, направленность на долговременное последовательное развитие финан-сово неустойчивой фирмы. Вследствие анализа европейской модели разра-ботки финансовой стратегии предприятий обнаружены следующие харак-терные черты этого вида системы:
большой уровень социальной ответственности бизнеса;
стратегический, долгосрочный характер управления финансами;
усиленный интерес населению к основам и морально-этическим усло-виям ведения бизнеса.
Японская модель разработки финансовой стратегии предприятия. В рамках этой модели особенное внимание уделяется обстановке, в которой со-вершается развитие стратегий, нацеленных на увеличение финансовой ста-бильности. Разработка финансовой стратегии предприятия в рамках япон-ской модели носят консервативный вид. Увеличение финансовой стабильно-сти поддерживается постоянством профессионального состава, что отвечает основам местных традиций ведения бизнеса [18, с.69].
В рамках японской модели разработки стратегии фирм должно произ-водиться с участием профсоюзов и объединений сотрудников, тем самым обеспечивая социальную результативность фирм и сохранение японских ме-тодов и традиций бизнеса. Главным доводом в сторону выбора той либо другой стратегии финансово неустойчивой фирмы считается мнение сотруд-ников, служащих предприятий.
Таким образом, ключевые характерные черты японской модели разра-ботки финансовой стратегии состоят в следующем:
большой уровень социальной ответственности фирм;
направленность на общественную результативность;
стратегический, долговременный характер управления финансами фирм;
существенное воздействие работников компаний на процессы управ-ления финансами фирм;
преимущество традиций над принципами результативного управле-ния финансовыми бизнес-процессами.
3. Высокая сумма (более 66 млн. руб.) и высокий удельный вес (более 31%) запасов как медленно реализуемых активов. На конец 2021 года сумма и удельный вес немного снижаются, но они все равно высоки для того, чтобы обеспечивать нормальную платежеспособность ООО «СтандартСервис».
Таким образом, в современных условиях проблема взыскания дебитор-ской задолженности и платежей задолженностей кредиторам для ООО «СтандартСервис» является весьма актуальной.
Это можно объяснить тем, что структура оборотных активов ООО «СтандартСервис» более чем на 50% состоит из дебиторской задолженности, а структура пассивов – более чем на 80% сформирована за счет кредитор-ской задолженности. При несвоевременной оплате дебитором своей задол-женности происходит дефицит денежных средств, что приводит к увеличе-нию потребности ООО «СтандартСервис» в оборотных активах для финан-сирования деятельности в текущем периоде, финансовое состояние при этом ухудшается.
Данное положение дел ведет к необходимости вносить изменения в рас-четные отношения между ООО «СтандартСервис» и покупателем, выраба-тывать рациональную политику предоставления кредита и инкассировании задолженности. Улучшение политики управления дебиторской задолженно-сти автоматически улучшает положение дел с кредиторской задолженностью.
На первом этапе нужно осуществить улучшение управления запасами ООО «СтандартСервис».
Можно предложить предприятию ООО «СтандартСервис» для улуч-шения управления запасами процедуру их нормирования, так как ее отсут-ствие, как показал проведенный анализ, приводит к росту запасов по всем группам за весь период анализа.
Расчет нужно проводить как минимум с установления норматива запа-сов по укрупненным группам.
Управление дебиторской задолженностью заключается в стимулирова-нии покупателей услуг к осуществлению досрочной оплаты счетов. Часто это производится посредством предоставления скидок с цены продажи или стои-мости поставки, но только в том случае, когда оплата производится ранее оговоренного в договоре срока.
Для поставщика выгода состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку. Регулирование дебиторской задолженности тради-ционно может проводиться через зачет взаимных требований.
Проведение зачета взаимных требований в обязательном порядке предполагает:
- оформление акта сверки взаиморасчетов, который составляется на ос-нове данных бухгалтерского учета у контрагентов;
- подтверждение первичными расчетными документами сумм дебитор-ской задолженности с выделением НДС;
- сверку величины задолженности, определенной в договорах, и в пер-вичных документах, подтверждающих ее возникновение;
- оформление акта взаимозачета, как финансового документа, который подтверждает прекращение обязательств.
У организации ООО «СтандартСервис» присутствуют некоторые контрагенты, которые ей должны, и которым она должна.
Одним из способов возврата дебиторской задолженности является ее продажа банку или другому кредитному учреждению - договор факторинга. Задолженность при помощи факторинга обычно продают в том случае, ко-гда предприятие испытывает острую потребность в денежных средствах. По-купают дебиторскую задолженность те организации, которые являются должниками дебитора.
Приобретая дебиторскую задолженность с дисконтной скидкой, они предъявляют ее к погашению должником по полной стоимости.
Факторинговая операция способствует экономии оборотных средств предприятия, отвлекаемых в расчеты, так как поставщик получает денежные средства еще до окончания расчетного периода от факторинговой компании.
Полученные суммы от улучшения управления дебиторской задолжен-ностью будут направлены на счета ООО «СтандартСервис».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая от 26.01. 1996 г. №14-ФЗ [Текст]: по со-стоянию на 1 мая 2022 года. – М.: Эксмо, 2022. – 640с.
2. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный за-кон от 06.12.2011 №402-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.21 г.) // КонсультантПлюс : справ.-правовая система, разд. Законодательство. – Москва, 1992–2022. – Загл. с экрана.
3. Алиева, Н.М. Значение и источники информации анализа финан-сового состояния предприятия [Текст] / Н.М. Алиева // Наука: общество, эко-номика, право. – 2020. - №2. – С. 277-281.
4. Барышникова, Н.С. Развитие инструментария формирования фи-нансовой стратегии организации [Текст] / Н.С. Барышникова, Ю.А. Романо-ва // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. - №5-1. – С.12-18.
5. Бобылева, А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения [Текст] / А.З. Бобылева. – М.: Юрайт, 2018. – 332 с.
6. Бородавко, Л.С. Факторы, влияющие на разработку финансовой стратегии организации [Текст] / Л.С. Бородавко, Т.А. Панченко // Финансо-вые аспекты структурных преобразований экономики. – 2021. - №7. – С.153-160.
7. Бралгина, Е.Д. Сущность и значение финансовой стратегии орга-низации [Текст] / Е.Д. Бралгина // Молодой ученый. – 2020. - №19. – С.191-193.
8. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Бармистрова. – М.: Инфра-М, 2018. – 224 с.
9. Гаврилина, М.А. Процесс формирования финансовой стратегии [Текст] / М.А. Гаврилина, О.В. Бордоусов // Сборник научных статей маги-странтов ММА. – М.: ММА, 2021. – С.204-209.
10. Донцова, Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности [Текст]: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело и сервис, 2018. – 160 с.
11. Ибрагимов, Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы [Текст] / Р.Г. Ибрагимов. – М.: Юрайт, 2019. – 184 с.
12. Калафатов, Э.А. Финансовая политика и стратегия коммерческих и некоммерческих организаций [Текст]: учеб. пособие / Э.А. Калафатов, А.К. Джалал. – Ставрополь: Фабула, 2021. – 168с.
13. Козлова, А.С. Методическая разработка по курсу основ форми-рования финансовых стратегий предприятия [Текст] / А.С. Козлова, Н.В. Кучковская // Управление образованием: теория и практика. – 2022. - №1. – С.19-27.
14. Крестьянинов, Д.А. Финансовая стратегия организации [Текст] / Д.А. Крестьянинов // Студенческий вестник. – 2021. - №7-3. – С.22-23.
15. Маковская, Д.А. Разработка финансовой стратегии коммерческой организации [Текст] / Д.А. Маковская // Финансовый вестник. – 2021. - №4. – С.14-20.
16. Матвеев, В.В. Перспективные направления разработки финансо-вой стратегии предприятия [Текст] / В.В. Матвеев, И.В. Резвякова // Вестник академии знаний. – 2020. - №6. – С.340-346.
17. Милованова, О.Е. Финансовая стратегия организации и основные факторы ее формирования [Текст] / О.Е. Милованова // Формирование эф-фективной системы финансово-кредитных отношений в российской экономи-ке: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. – Воро-неж: Научная книга, 2020. – С.171-174.
18. Полюшко, Ю.Н. Роль и значение финансовой стратегии в общей стратегии организации [Текст] / Ю.Н. Полюшко // Учет и контроль. – 2020. - №5. – С.66-72.
19. Реброва, Н.П. Методологические подходы к разработке финансо-вой стратегии организации [Текст] / Н.П. Реброва // Двадцать седьмые ап-рельские экономические чтения: материалы всероссийской науч.-практ. кон-ференции. – Омск: Омский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2021. – С.38-41.
20. Симкина, С.А. Совершенствование финансовой стратегии органи-зации [Текст] / С.А. Симкина // Вектор экономики. – 2021. - №4. – С.11-13.
21. Толмачева, И.В. Системное управление финансами предприятия [Текст] / И.В. Толмачева, А.В. Ясенкова // Вектор экономики. – 2020. - №2. – С. 23-26.
22. Шульгина, В.В. Теоретические аспекты формирования финансо-вой стратегии организаций [Текст] / В.В. Шульгина, Л.В. Брянцева // Инно-вационные технологии и технические средства для АПК: материалы конфе-ренции. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С.83-87.