Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во все времена аспекты изучения индивидуальности, идентичности, Я-концепции личности интересовали исследователей психологии, педагогики, социологии, медицины, специальной психологии и др. в силу уникальности личности и неисчерпаемости ее исследования. Одним из активных и кризисных периодов формирования компонентов личностной идентичности, Я-концепции является период юности.
Общество сегодня транслирует ценности личностной активности, осознанности, ответственности, развитой субъектности личности. Социальный запрос современного общества – развитие в себе таких качеств, как адаптивность в меняющемся обществе, уверенность, способность смело и уверенно презентовать себя в обществе, наличие лидерских качеств, способности показать и представить себя. При этом самооценка в контексте перечисленных качеств имеет одно из приоритетных значений. Предпосылки формирования подобных личностных качеств закладываются уже в детстве, но одним важных этапов, на котором индивид проявляет свою конкурентоспособность, адаптивность и получает возможность еще раз оценить себя, является юность.
Несмотря на изученность темы Я-концепции, как одной из базовых в психологии личности, современное общество и современные юноши несколько отличаются от представителей предыдущих поколений. Сегодня мир наполненный информацией и максимально ускоренный, включен в киберпространство, в котором люди активно проводят время и осуществляют обучение и общение, что оказывает влияние на формирование личности, на формирование социальных взаимодействий и эмоциональной сферы. Вот почему рассмотрение особенностей Я-концепции сегодняшних юношей должно рассматриваться в контексте нынешнего времени и пространства, с учетом их особенностей. То, что было актуально раньше не может однозначно в том же контексте рассматриваться сегодня.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Формирование образа «Я» в юности.
Кроме того, отраженная актуальность исследования позволяет определить следующую проблему для данного исследования – поиск и подбор наиболее эффективных условий для формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
Степень разработанности темы исследования.
Тема формирования образа «Я» в науке была достаточно подробно изучена отечественными и зарубежными авторами, среди которых: У. Джеймс (выделил зависимость образа Я от взаимосвязи самооценки и успеха, первый из исследователей определил компоненты Я - сознающее и объект осознания); Ч. Кули и Дж. Мид (раскрыли влияние социума на Я-концепцию), Э. Эриксон (исследования области формирования идентичности и ее основ), К. Роджерс («Я» человека является его внутренней сущностью, образующейся в процессе самонаблюдения и самопознания на основе импульсного влияния на фоне влияния окружающих людей, их цивилизованности и собственного Я). Изучением Я-концепции, самосознания и его особенностей в отечественной науке занимались B.C. Агеев, И.С. Кон, Налчаджян, В.В. Столин, Т. Шибутани, С.Р. Пантелеев и др.
Объект исследования: феномен образа «Я» личности.
Предмет исследования: формирование образа «Я» в юности.
Цель исследования: изучить формирование образа «Я» в юности.
Гипотеза исследования: формирование образа «Я» в юности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– проработка компонентов самооценки юношей (эмоциональный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный);
– включенность личности в процесс формирования собственной идентичности, принятие ответственности за свою жизнь.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость решения ряда задач:
рассмотреть историю изучения в отечественной и зарубежной литературе формирования образа «Я».
определить понятие образа «Я».
представить методологические основы изучения формирования образа «Я» в юности.
сформировать модель исследования и представить анализ специфики формирования образа «Я» в юности
дать практические рекомендации по профилактике нарушений формирования образа «Я» в юности.
обобщить результаты исследования.
Методологическая основа исследования: понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн) и др.
Теоретическая основа исследования.
теории о развития и формирования личности в процессе онтогенеза отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин);
идеи развития и идентичности и Я-концепции личности К. Изарда, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Х. Шакурова;
исследования становления образа «Я» (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова и др.);
Организация и методы исследования: исследование было проведено в группе юношей и девушек в возрасте 18-19 лет. Было обследовано 30 юношей и девушек, работающих в компании АО «Фаберлик». Были использованы методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической, методологической литературы, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме исследования);
2) эмпирические (эксперимент, опрос, тест, анкетирование, наблюдение);
3) методы качественно-количественной обработки данных (среднее арифметическое, сравнение, номотетические методы интерпретации);
Диагностический инструментарий представлен методиками:
1. Методика Дембо-Рубинштейн для измерения самооценки в модификации А.М. Прихожан.
2. Методика МИС Р.С.Пантелеева.
Указанные методики представлены в Приложении.
Научная новизна исследования заключается в поиске методов работы с Я-концепцией юношей. Был выбран интегрированный подход, включающий различные методы работы (групповая тренинговая работа, применение медиатехнологий, арт-терапевтический метод и др. Разработаны рекомендации по формированию адекватной самооценки юношей.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в практической работе
Структура и объем работы: структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения формирования образа «Я» в юности
1.1. История изучения в отечественной и зарубежной литературе формирования образа «Я»
Основоположником изучения «образа Я» принято считать У. Джемса. Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме). Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект) [17].
В первых десятилетиях ХХ века в социологии «образ Я» изучали Ч.Х. Кули [8] и Дж.Г. Мид [12]. Авторы развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «образа Я». Развитие «образа Я» происходит на основе двух типов сенсорных сигналов: непосредственного восприятия и последовательных реакций людей, с которыми человек себя идентифицирует. При этом центральной функцией «Я-концепции» является идентичность как генерализованная позиция в обществе, происходящая из статуса индивида в группах, членом которых он является.
«Образ Я» является когнитивно-эмоциональным комплексом с флуктуирующим уровнем осознанности и выполняет адаптационную функцию преимущественно в новой ситуации, а условием развития «образа Я», с позиции интеракционистских представлений, является идентификация с позицией значимого Другого, с его статусом и его референтной группой [17]. Однако с этих позиций не изучено, с помощью каких внутренних механизмов происходит осознание личностью отраженных внешним окружением ее характеристик и почему «образ Я» представляется социальным по происхождению и отрицается самодетерминация поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. – М.: Прометей, 2022. – 708 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1999. – 495 с.
3. Аминова Д.К., Мугадова С.Т. Шпаргалки по общей психологии. – Киев: Финансовая Рада Украины, 2017. – 163 с.
4. Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: автореферат диссертации кандидата психологических наук / Рос. акад. образования. – Казань, 2004. – 19 с.
5. Белоусова Н.С. Методы психологической диагностики: учеб. пособие / Н.С. Белоусова, С.Л. Алмазова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – 116 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7. Блохина Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» И «образ Я» //Акмеология, 2017. № 3 (63). С.23-28.
8. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2019. – 281 с.
9. Джемс У. Психология / Под ред. Е.А. Крылова – М.: Рипол-Классик, 2018. – 616 с.
10. Ельникова О.Е. Общая психология в схемах и таблицах: учебное пособие. – Елец: ЕГУ, 2017. - 59 с.
11. Колышко А.М. Психология самоотношения. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
12. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «БАХРАХ-М», 2007. – С. 45-96.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. – 5-е, испр. и доп. изд. – М.: Смысл, 2020. – 526 с.
14. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева и др.; под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 679 с.
15. Марцинковская Т.Д., Солодников В.В., Карпук В.А. Образ Я и Образ мира: варианты сочетания в современной субкультуре // Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование 2019 №02. – М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета. — 168 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.
17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 652 с.
18. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М., 2010. – 672 с.
19. Храмов М.Ю. Взаимосвязи организованности и свойств темперамента военнослужащих-спортсменов: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. – Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – М., 2018. – 222 с.
20. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.