Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управление репутацией – одно из наиболее активное на сегодняшний день направление современного менеджмента. Ведь ни одно даже самое бла-гополучное предприятие не застраховано от скандала.
Вопрос оценки стоимости бизнеса и последующего управления изме-нениями этой стоимости становится все более актуальным. Как известно, сто-имость современных компаний зависит от качества как материальных, так и нематериальных активов. Но в последнее время возрастает роль именно не-материальных активов ввиду быстрого копирования новых технологий, гло-бализации мировой экономики.
Данная тенденция стимулирует поиск более эффективной системы управления нематериальными активами, которая позволит завоевать ста-бильно высокую положительную репутацию на рынке, сделать бизнес успешным, востребованным и устойчивым.
Поэтому в сложившейся ситуации необходимо обратить внимание на деловую репутацию, как на один из факторов влияния на стоимость бизнеса. Являясь инструментом конкурентной борьбы, деловая репутация определяет возможности предприятия в привлечении средств, поиске стратегических ин-весторов и партнеров, капитализации бизнеса, завоевании доверия покупате-лей и увеличении спроса, формировании долговременных отношений с по-средниками и различными контактными аудиториями.
Тем не менее, деловая репутация до сих пор является недооцененным нематериальным активом, в виду того, что не существует универсального ме-тода оценки ее стоимости и степени влияния.
Любая негативная информация, будь то претензии потребителей, про-иски конкурентов, ошибки контролирующих структур или последствия при-родных катаклизмов, способны нанести существенный вред компании.
Защитить бизнес можно лишь одним способом – сформировав поло-жительную репутацию фирмы.
В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о симметричности информации, которой располагают субъекты рынка, вы-двинутые в XIX и XX вв., на практике не работают.
Это обусловлено развитием производительных сил, изменением про-изводственных отношений, условий общественного воспроизводства и обще-ственной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информа-ции.
В настоящее время успех предприятия может во многом определяться его умением адаптироваться к ускорению изменений, происходящих во внешней и внутренней среде.
Необходимо отметить, что в мире, подверженном постоянным и не-прерывным переменам, одним из важнейших и стабильнейших конкурент-ных преимуществ является персонал.
Данный факт влечет за собой необходимость нового видения, понима-ния управленческих решений, основанных на организационной психологии управления, ориентированных на максимальное раскрытие человеческих ре-сурсов.
Формирование навыков и знаний, а также исследование социально-психологических основ управления оказывает колоссальное влияние на эф-фективность управления предприятием.
Проблема управления деловой репутацией предприятия, тесно свя-занная с проблемой поведения персонала в организации, содержат в себе большой научный и практический интерес, так как развитие рыночных от-ношений провоцирует переход от трудового поведения в организациях пла-ново-административной экономики к экономическому поведению в органи-зациях частного бизнеса.
Можно отметить, что для современной мировой экономики характер-на высокая активность рынка сделок поглощений и слияний компаний. Эти процессы, помимо прочего, и становятся причиной появления и укрепления роли такого понятия как «деловая репутация».
С постепенным развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, и их особенностью является отсут-ствие вещественно-натуральной формы – это нематериальные активы.
Индивидуальные преимущества и лидерство все больше начинают за-висеть от эффективного использования уникальных по своей природе факто-ров нематериального характера, которые включают в себя, помимо прочего, объекты интеллектуальной собственности.
В настоящее время, становится очевиден тот факт, что нематериаль-ные активы способны играть огромную роль в процессе получения предпри-ятием прибыли.
В число таких нематериальных активов входит деловая репутация.
Помимо вышесказанного, актуальность данной работы обуславлива-ется еще и тем, что понятие «деловая репутация» является применяемым на практике и влияющим на деятельность организации фактором, а значит, по-нятием, необходимым для ознакомления и рассмотрения.
Далее хотелось бы изучить основные функции и составляющие поня-тия деловой репутации, а также использовать необходимые в рамках данной работы теоретические методы исследования для более глубокого понимания рассматриваемой темы.
Данную тему исследовали следующие авторы: Богданчикова А.В., Денисова Д.П., Понукалин А.В., Добрынина Д.А., Ершова Е.Ю., Закриева З.М., Катаева Ю.В., Кульпин С.В., Новиков И.В., Обыденов А.Ю., Савинова О.В., Тоцкая Я., Саперов Н.В., Хомякова Г.С., Цедов В.В., Боева К.Ю., Цы-кина А.И., Шарков Ф.И., Юдкевич М.М.
Цель – оценить влияние деловой репутации фирмы на стоимости ком-пании. Задачи:
провести теоретическое исследование основ деловой репутации и сто-имости компании;
определить понятие деловой репутацией компании;
оценить влияние деловой репутации на стоимость компании;
выявить проблемы и возможности управления деловой репутацией компании с целью повышения стоимости;
выявить проблемы управления деловой репутацией компании;
определить возможности управления деловой репутацией компании с целью повышения стоимости.
Объект – деловая репутация. Предмет репутация фирмы и ее стои-мость.
Для разработки данной темы выполнен анализ экономической, финан-совой и юридической литературы, сделаны выводы методологического ха-рактера.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выбо-рочный; методы синтеза и анализа.
Значение термина «информация» различается в зависимости от сферы ее применения.
В общем виде слово информация происходит от латинского «in- formatio», что означает изложение, разъяснение.
В области философии существует следующее определение информа-ции: сообщение, описание факта; новость, новые сведения; уменьшение не-определенности в результате сообщения; передача, основа связи и управле-ния в живой природе и машинах.
Повышение роли информации связывается с формированием инфор-мационного общества и, соответственно, повышением роли информации во всех сферах этого общества.
Во многом это связано с тем, что пока информация не вовлекалась в товарооборот, ее во многом игнорировали в теоретическом анализе.
Проблема защиты прав и интересов всегда является актуальной темой для обсуждения. При пересечении интересов множеств людей в обществе, так или иначе, возникают конфликтные ситуации.
Все мы знаем выражение «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Несмотря на множественность актов, провозглашающих различные права и свободы, как на международном уровне, так и на уровне государства, мы все еще можем наблюдать недоста-точность регулирования тех или иных областей. Следует отметить, что эта недостаточность в настоящее время преимущественно состоит в отсутствии процедур или их неопределенности.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию является важней-шим комплексом прав, так как данные категории составляют морально-нравственную составляющую личности.
1 Теоретические основы исследования деловой репутации и стоимости компании
1.1 Понятие деловой репутацией компании
Что касается понятия «репутации», то, как можно заметить по данным в словарях определениям, его содержание очень близко по смыслу с поняти-ем «чести», так как в каждом из них определяющее значение имеет обще-ственная оценка.
Можно сделать предположение, что понятие «чести» шире и включа-ет в себя репутацию, а сама репутация представляет собой не просто оценку кого-то со стороны окружающих, а оценку именно его профессиональной деятельности. Это находит подтверждение в одном из постановлений ФАС, где под деловой репутацией юридического лица или гражданина предпола-гается оценка его профессиональных качеств .
При этом стоит учитывать, что осуществление профессиональной (чаще предпринимательской) деятельности является необходимым условием для возникновения у лица право на защиту деловой репутации.
Оно является частью правоспособности, возникает у гражданина с начала его профессиональной деятельности, а у юридического лица – с мо-мента его регистрации.
Наличие данного права имеет большое значение для гражданина и юридического лица, так как состояние деловой репутации напрямую влияет на то, насколько большое удовлетворение, моральное и материальное, при-несет данному лицу его профессиональная деятельность. При этом стоит от-метить, что в отличие от чести и достоинства, деловая репутация может быть отрицательной. Она подлежит защите в том объеме, в котором совпадает с общественной оценкой профессиональных качеств лица.
Понятие чести, достоинства давно известны Российскому обществу, ранее они рассматривались только как морально-этические категории. Со временем встал вопрос о возможности защиты права на достоинство, честь и деловую репутацию.
Вопрос о защите данного комплекса прав изучается российскими уче-ными на протяжении последних ста лет. Тогда как защита деловой репутации стала рассматриваться лишь в 90-х годах прошлого века.
В настоящее время законодатель не дает легального толкования таким категориям, как честь, достоинство и репутация. Это очень близкие понятия, характеризующие лицо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Богданчикова А.В. Деловая репутация - неотъемлемый актив ор-ганизации // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 175-178.
3. Богуш В.А., Коломиец Т.С. Оценка стоимости деловой репутации организации: проблемы и перспективы // В сборнике: От синергии знаний к синергии бизнеса. Сборник статей и тезисов докладов IX Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавате-лей. Омск, 2022. С. 18-22.
4. Васильева Н.А. Влияние деловой репутации на изменение стои-мости компании // Известия Института систем управления СГЭУ. 2020. № 1 (21). С. 85-87.
5. Горишняя А.А. Моделирование стоимости деловой репутации транспортных компаний в условиях цифровизации экономики // Интеллекту-альные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 2. С. 356-360.
6. Деловая репутация фирмы как инструмент управления отношени-ями с контрагентами / Кузовлева И.А., Коньшакова С.А., Филиппова Т.Я., Смирнова С.И., Бердник А.П. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75). С. 265-274.
7. Денисова Д.П., Понукалин А.В. Деловая репутация фирмы и ме-тоды ее оценки // В сборнике: Перспективы развития предприятий в условиях инновационной направленности экономики Материалы III Международной научно-практической конференции. Под редакцией В. И. Будиной, А. Н. Опекунова.. 2017. С. 28-32.
8. Джиоев А.В. Финансовая оценка деловой репутации компании // В сборнике: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Москва, 2020. С. 106-110.
9. Добрынина Д.А. Рынок с асимметричной информацией // Теория и практика современной науки. 2016. № 3 (9). С. 773-776.
10. Екимкина А.И. Методы определения стоимости деловой репута-ции компании // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 93-95.
11. Ершова Е.Ю. Маркетинговый подход к управлению репутацией и имиджем фирмы // Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 4-2. С. 95-99.
12. Закриева З.М. ORM - он-лайн управление репутацией фирмы для начинающих // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернет-наука. 2017. № 9. С. 9-13.
13. Ильясова К.М. Понятие, правовая природа и защита деловой ре-путации по законодательству республики Казахстан: некоторые актуальные вопросы // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № 1 (59). С. 71-80.
14. Катаева Ю.В. Преодоление асимметрии информации на рынке жилищного строительства // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 2. С. 180-185.
15. Косорукова О.Д. Анализ влияния деловой репутации исполни-тельного органа и членов совета директоров на расчет ставки дисконтирова-ния в оценке бизнеса // В сборнике: XХXIV Международные Плехановские чтения. Сборник статей аспирантов и молодых ученых. Москва, 2021. С. 114-120.
16. Косорукова О.Д. Методика учета влияния деловой репутации ис-полнительного органа и членов совета директоров акционерного общества на стоимость бизнеса // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 80-96.
17. Кульпин С.В. Современные стратегии ценообразования на интер-нет-рынке // В сборнике: Стратегии развития социальных общностей, инсти-тутов и территорий материалы III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Научный редактор А. П. Багирова. 2017. С. 128-132.
18. Манойло В.А. Влияние открытости информации о компании на деловую репутацию // В сборнике: Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 108-111.
19. Манойло В.А., Иванова Н.Г. Деловая репутация как элемент оценки стоимости компании // В сборнике: Актуальные тренды в экономике и финансах. материалы межвузовской научно-практической конференции ма-гистрантов. Омск, 2020. С. 142-146.
20. Новиков И.В. Асимметричность информации и отрицательная се-лекция на рынке продовольственных товаров Москвы в условиях сокраще-ния потребительского спроса // Вестник научных конференций. 2017. № 1-2 (17). С. 85-93.
21. Новиков И.В. Отрицательная селекция на рынке продовольствен-ных товаров в условиях его стагнации и сокращения потребительского спро-са // Вестник научных конференций. 2016. № 2-1 (6). С. 73-79.
22. О новых факторах влияния на деловую репутацию и стоимость компании / Киселев Б.Г., Кожитов Л.В., Турилкина Л.С., Попкова А.В., Вер-хович В.С., Бебенин В.Г. // Инновации. 2020. № 10 (264). С. 11-20.
23. Обыденов А.Ю. Стратегическое конкурентное преимущество: ре-сурсно-институциональный взгляд // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-110.
24. Оценка вклада человеческого капитала и HR-службы в стоимость деловой репутации компании / Родин А.Ю., Бондарева Н.А., Ванданимаева О.М. // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 5. С. 143-153.
25. Савинова О.В., Тоцкая Я. Анализ имиджа и репутации фирмы // В сборнике: экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика сборник статей II Международной научно-практической конферен-ции. 2018. С. 375-377.
26. Саперов Н.В. Повышение конкурентоспособности онлайн-рынков доверительных благ с помощью репутационных механизмов // Современная конкуренция. 2013. № 5 (41). С. 44-64.
27. Уровень и стоимость деловой репутации строительной организа-ции / Филиппова Т.Я., Кузовлева И.А., Благодер Т.П. // В сборнике: Иннова-ции в строительстве - 2020. сборник докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию строительного института ФГБОУ ВО «БГИТУ». Брянск, 2020. С. 517-522.
28. Филипова Т.Я., Благодер Т.П. Деловая репутация строительной организации: значение и практические рекомендации по повышению уровня и стоимости // Modern Economy Success. 2020. № 2. С. 124-131.
29. Хомякова Г.С. Методики оценки репутации организации // Гума-нитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 5. С. 78-80.
30. Цедов В.В., Боева К.Ю. Честность в бизнесе как основа репутации фирмы // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2016. № 2. С. 85-90.
31. Цыкина А.И. Оценка и формирование деловой репутации фирмы // В сборнике: XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конфе-ренция Нижневартовского государственного университета Сборник статей. 2017. С. 491-495.
32. Черноярова Я.А. Оценка стоимости деловой репутации // В сбор-нике: современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материа-лы х международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2021. С. 275.1-275.4.
33. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы // Учебное пособие / Москва, 2019. (4-е изд., стер.).
34. Юдкевич М.М. Издержки измерения и эффективность института посредников на рынке доверительных товаров // Экономический журнал Высшей школы экономики. 1998. Т. 2. № 3. С. 358-378.
35. Якунина А.Д., Марков С.Н. Деловая репутация как фактор стои-мости компании // В сборнике: Актуальные тренды в экономике и финансах. материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов. Омск, 2020. С. 175-177.