Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С давних времен несение военной службы было призвано обеспечить безопасность государства и защиту населения от внешних угроз. В последнее время наше государство является активным участникам урегулирования разногласий на международной арене, в том числе посредством привлечения вооружённых сил. Россия ведет активную миротворческую деятельность в Эфиопии, Грузии, Приднестровье и Сирии, а так же веления специальной военной операции на Украине. Для успешной реализации поставленных задач военного характера необходимо эффективное правовое регулирование. В настоящее время отсутствует единый нормативный акт, а различные федеральные законы и иные нормативно правовые акты имеют противоречивую природу. Все это обусловило актуальность исследования.
Обязанность по несению военной службы закреплена в Конституции Российской Федерации. При этом исполнения обязанности по призыву является обязательным для всего мужского населения Российской Федерации. В последнее время развивается активно и альтернативные способы несения военной службы. При этом отсутствует единый нормативный акт, а различные федеральные законы и иные нормативно правовые акты имеют противоречивую природу. В связи с этим вопросы несения военной службы стали предметом рассмотрения Конституционным судом РФ, в том числе Постановления Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 15-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 22.05.2018 г.№ 19-П в части рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки несения военной службы.
1.2. Понятие несения военной службы, правовое регулирование в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации определяет приоритет защиты суверенитета и территориальной целостности Отечества. Это можно назвать делом всего народа. Законодательство Российской Федерации обязало граждан активно участвовать в обеспечении безопасности страны, укреплении ее обороноспособности. В связи с этим особую роль играют основы места и роли вооруженных сил государства.
Например, теоретиком военного дела С.Н. Михалевым, как и другими специалистами в этой сфере, разработаны основы теоретического анализа места и роли военной организации в жизнедеятельности общества. Им рассмотрено влияние вооруженных сил на политику современного государства и выделено влияние политики государства .
Существует четкое определение понятия военной службы в армии. И если обратиться к нему, то согласно ФЗ РФ «Об обороне»: «Армия - это военная организация, деятельность которой направлено на отражение агрессии, для защиты государства, его территории и целостности, а так же населения и выполнения условий международных договоров» . Это определение приводит нас к следующей формулировке.
«Оборона государства – представляет собой совокупность политических экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты государства от внешних угроз » .
Государство четко выстраивает приоритеты в оборонной политике, так как грамотно выстроенная стратегия в области обороны дает весьма ощутимый эффект. События «Крымской весны» - это веское тому доказательство. Оборона государства зависит, прежде всего, от системы работы множества военных ведомств.
При этом армия, не может быть вне идеологии государственной политики.
Особенностью института армии является то, что армия являет собой отражением существующих в стране политических процессов. Каждое государство проводит определенную политику, которая формирует собственный образ Вооруженных сил. Некоторые авторы называют политикой саму службу в Вооруженных Силах РФ.
В настоящее время современную российскую армию можно назвать многочисленным, активным, дисциплинированным коллективом. Кроме того, в последнее время армия стремится к наращиванию значительного интеллектуального потенциала, который при определенных условиях может оказывать огромное влияние на жизнь современного российского государства.
Итак, служба в армии - это важнейшая обязанность гражданина, которая обеспечивается на законодательном уровне. Государство постоянно совершенствует нормативно правовую базу по обеспечению воинской службы граждан, это и наказания за уклонения от армии. Все эти вопросы рассматриваются на законодательном уровне. Так, совсем недавно рассматривался вопрос о возможном запрете на государственную службу тех, кто не служил в армии .
Сегодня армия РФ вышла в своем развитии на новый уровень, и по престижу служба в армии становиться все более и более привлекательной для граждан, многие из которых, отслужив, остаются служить по контракту.
И все равно, существуют люди, которые не желают идти служить в армию и ищут способы уклонения от нее.
1.3.Альтернативная гражданская служба в России: понятие, предназначение, основания предоставления
Частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, если военная служба противоречит его убеждениям или религии, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, вправе заменить ее альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в Российской Федерации интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящие в запасе, имеют право на замену срочной военной службы альтернативной гражданской службой. , лично подал заявление на альтернативную гражданскую службу. в военный комиссариат о желании заменить призыв на военную службу альтернативной гражданской службой и в отношении которого призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом № 53, принято соответствующее решение.
2.1. Фактические обстоятельства дела гр. П.А. Спиридонова перед обращением в Конституционный Суд РФ
Поводом для обращения в Конституционный суд стала отказ в предоставлении отсрочке при поступлении в магистратуру, выдача решения о призыве П.А. Спиридонова в связи с тем что он два раза воспользовался предоставленной отсрочкой, при достижении 18-летия во время учебы в школе и при поступлении в образовательное учреждение высшего образования.
Заявитель указал на нарушение принципа равенства в отношении призыва на военную службу. Принцип равенства характеризуется стремлением установить одинаковые условия исполнения воинской обязанности для всех призывников. Однако существуют исключения, поэтому в Российской Федерации женщины не призываются на военную службу и устанавливаются различные отсрочки и освобождения от призыва. Таким образом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля, № 15-P 2018 года указано, что принцип равенства подразумевает равный подход к формально равным субъектам, , которая не требует предоставления идентичных гарантий лицам, относящимся к различным категориям, но не исключает необходимости учета законодателем фактических различий между различными лицами
2.2. Фактические обстоятельства дела, подлежавшего рассмотрению Бугульминским городским судом Республики Татарстан перед обращением в Конституционный Суд РФ
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданина П. А. Спиридонова и ходатайство Бугульминского городского суда Республики Татарстан. Основанием для рассмотрения дела стала выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями конституции РФ закону.
Заявителю по делу гражданина Спиридонова П.А., родившегося 10 марта 1994 года, была предоставлена отсрочка от призыва в соответствии с пунктом 2 подпункта "а" и подпунктом "г" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и профессиональной службе" как достигшему призывного возраста (18 лет) до окончания средней школы и прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, на период до 1 октября 2012 года и повторно - в конце седьмого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 той же статьи на период предварительной подготовки по направлению подготовки "Строительство" на архитектурно-строительном факультете Мордовского исследовательского университета им. Н.П. Огарева по программе бакалавриата до 12 августа 2016 года. После получения высшего образования по программе бакалавриата П.А. Спиридонов получил степень бакалавра по той же специальности.
2.3. Фактические обстоятельства дела, подлежавшего рассмотрению в Ленинском районном суде г. Санкт-Петербург
В производстве Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга, имеется административное дело по административному иску гражданина И. А. Соловьёва призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург Екатеринингофского муниципального района и военного комиссариата города Санкт-Петербурга о признании решения призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский муниципальный район «Екатеринингофский» о незаконном призыве на военную службу и отмене этого решения.
Соловьёв, родившийся 29 сентября 1998 года, окончил среднюю школу в 2017 году и 1 сентября того же года поступил в Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учебное заведение "Колледж управления и экономики" Александровский лицей "для обучения по программе среднего профессионального образования. 1 декабря 2017 года призывная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург Екатеринингофского муниципального района приняла решение призвать Соловьёва И. А. на военную службу, два рабы была предоставлена отсрочка, в силу пп. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с достижением призывного возраста до школы и в сил пп. «г» как успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования - за период до 1 октября года прохождения образовательной указанной аттестации. Посчитав их права нарушенными, И.А. Соловьев обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с соответствующим иском .
Конституционный суд рассмотрел данное заявление, в связи с тем, что указанные обстоятельства указывают на нарушение принципа равноправия доступа граждан к воинской службе, связанное с получением образования.
2.4. Цель и особенности предоставления отсрочки, обучающимся очной формы по программам среднего профессионального и высшего образования
Анализируя текст постановлений Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан" и Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2018 N 19-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга» можно отметить, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованным государством образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения этих образовательных программ, но не позднее установленных сроков для получения среднего общего образования, установленного федеральными государственными образовательными учреждениями. стандарты (пункт второй); в организациях образования и научных организациях по аккредитованным государством программам бакалавриата, если эти обучающиеся не имеют степени бакалавра, специалиста или магистра, - в период освоения этих образовательных программ, но не позднее сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами для получения высшего образования по программам бакалавриата (пункт седьмой); в организациях образования и научных организациях по аккредитованным государством программам магистратуры, если эти обучающиеся не имеют диплома специалиста или степени магистра и обучаются по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата - при освоении этих образовательных программ , но не позднее сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый);