Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие о времени у славян 5
1.2. Понятие и особенности времени 7
Выводы по первой главе 9
2. Практическая часть 11
2.1. Представление об праздниках в народных традициях 11
2.2. Современные особенности представления времени в словарях 18
Выводы по второй главе 21
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что представления о времени являются историко-культурной парадигмой, которая связана с социально-экономическими и культурными условиями существования различных этнических групп.
Время является той категорией, которая связана со всеми сферами жизни человека. Люди общаются друг с другом посредством определенных номинаций временных отрезков, языковых определений конкретного момента. Именно поэтому язык определенной этнической группы в большей степени разнообразен в сфере описания времени.
В каждый исторический период складывался свой «словарь» языковых единиц, которые связаны со временем. Зачастую названия частей дня, месяца или года у древних народов основаны на определенных событиях, которые регулярно происходят в одно и то же время (дату) или часть дня. Зачастую время отмеривается относительно урожая, праздников, необходимости выполнить какие-либо бытовые обязанности.
Степень изученности проблемы. Данный вопрос недостаточно изучен в научной литературе, в частности, существует мало информации о причинах возникновения тех или иных языковых единиц, которые обозначают моменты или временные рамки событий.
Цель исследования – провести анализ народных представлений о времени у древних славян на основе изучения «Русского народного календаря».
Объект исследования – представления о времени.
Предмет исследования – народные представления о времени у древних славян.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1) охарактеризовать понятие времени у славян;
2) определить понятие и особенности времени;
3) раскрыть представление о праздниках в народной традиции;
4) выявить современные представления о времени в словарях.
Эмпирическая база исследования: «Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь» [4].
Методы исследования: анализ научной и справочной (словарной) литературы, описательный, классификация, обобщение, историографический, исторический, хронологический, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен анализ источников научной литературы, посвященных проблеме восприятия времени различными этническими группами в определенные исторические периоды. Полученные в ходе теоретического анализа данные могут быть полезны для продолжения научных исследований в данной исследовательской сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных в ходе исследования данных для составления методических рекомендаций по курсу «Культура речи» по проблеме языковых особенностей восприятия философских категорий в различные исторические периоды.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка литературы.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о времени у славян
Жизнь наших предков, древних славян, существенно отличалась от нашей современной жизни. Они подчинялись другим законам, имели другой смысл жизни и даже считали время по-другому.
Славянские часы забыты нами вместе с древней верой, но их особый счет заставляет задуматься о современном быте. Славяно-арийские часы родом из легендарных времен, когда арийцы еще жили на загадочном континенте, на Северном полюсе. Всемирный потоп, и дальнейшее похолодание привели их в Евразию. Свое новое место жительства они назвали Россения.
Арийцы решили начать жизнь заново и начали новую временную шкалу. Прошло уже 111823 года после великого переселения народов. Древняя система отсчета времени сохранялась на протяжении многих веков, вплоть до насильственной христианизации.
Система была частично сохранена старообрядцами, но после указа Петра I правильным стал считаться только один календарь – григорианский. После этого все остальные системы счисления начали искореняться и больше не упоминаются в документации.
Славянские часы начинают свой отсчет не в полночь, как это принято сейчас, а ночью. Когда все сделано на сегодня, начинается новый день. Летом это 19:00, а зимой на час раньше. Только в славянской языковой группе есть такое понятие - один день. Как будто день и ночь сплелись, или соединились.
Отсчет начинается именно ночью, легенда гласит, что именно в это время на земле появился человек, и это стало отправной точкой. Современные люди привыкли использовать его 24 часа в сутки, стандартные ходунки ходят два раза в день. В славяно-арийской системе измерения в сутках 16 часов. Это не означает, что у древних был более короткий день или другой биологический ритм, просто славянское время включает в себя 90, а не 60 условных минут.
Суточный цикл делится на четыре равные части, на каждый час дня приходится 4 часа: вечер, ночь, утро и день. Каждый час имеет свое значение и особое название, отражающее его суть:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапкина Т. А. Ильин день // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 402-405.
2. Агапкина Т. А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: ива, верба, ракита (род Salix) // Славянский альманах. 2014. Вып. 1-2. С. 283-302.
3. Андреева В.С., Смирнова А.О. Праздники и традиции в литературе. История отечественной и иностранной мысли. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
4. Атрошенко О.В., Осипова К.В., Кривощапова Ю.А. Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь. – М.: АСТ-пресс, 2020. – 544 с.
5. Белова О. В. Илья Св. // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 405-407.
6. Большой толковый словарь донского казачества / ред.: В. И. Дегтярев, Р. И. Кудряшова, Б. Н. Процен-ко, О. К. Сердюкова. М.: Русские словари: Астрель: АСТ, 2003.
7. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Отражение времени в литературе. Цели. Задачи. Особенности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
8. Власкина Н. А. Ильин день в донской традиции: народные представления и паремии / Н. А. Власкина // Наследие веков. - 2022. - № 1. - С. 26-33
9. Дианова Т. Б., Мухачева И. А., Соколова О. В. Рукописные календари из Усть-Донецкого района // Живая старина. 2012. № 4. С. 11-15.
10. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Отражение времени в справочной литературе. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
11. Добровольская В. Е. «Грозные» праздники в системе календарных дат Муромского района // Живая старина. 2005. № 2. С. 18-21.
12. Дубровина С. Ю. Представления об Илье-пророке в традиционной культуре Тамбовщины // Живая старина. 2002. № 1. С. 29-33.
13. Жилина Е.Ю. Отражение времени в справочной литературе. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
14. Лалаева Д. И. Лексико-семантическое поле «время» в донском казачьем диалекте: этнолингвокультуро-логический аспект исследования: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2007.
15. Лебедев О.М., Носов М.С. Понятие «время» в этнических словарях. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
16. Макашина Т. С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. К. Соколова. М.: Наука, 1982. С. 83-101.
17. Махрачёва Т. В. Народный календарь Тамбовской области (этнолингвистический аспект): монография. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008.
18. Медведева Н.А. Петрова М.С. Отражение времени в справочной литературе. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
19. Моргунова О. В., Кривощапова Ю. А., Осипова К. В. Русский народный календарь: этнолингвистический словарь / науч. ред. Е. Л. Березович. М.: АСТ-Пресс книга, 2015.
20. Морозов И. А. Ильин день // Рязанская традиционная культура первой половины XX века: шацкий этнодиалектный словарь / Авт.-сост. И. А. Морозов, И. С. Слепцова, Н. Н. Гилярова, Л. Н. Чижикова. Рязань: [Б. и.], 2001. С. 182-184.
21. Никифорова О. В. Структурно-семантическое оформление календарного праздника в честь дня пророка Илии в нижегородских говорах // Карповские чтения: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. А. Кур-дин. Вып. 7. Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. С. 243-249.
22. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Отражение времени в справочной литературе. Современные особенности. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
23. Семенов О.В. Борисов А.В. Отражение времени в справочной литературе. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
24. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому фольклору. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
25. Тихонова Е.Е. Теория и практика российского фольклора. Справочник. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
26. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика отражения времени в справочной литературе. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
27. Фадеева А.Ю. Отражение времени в справочной литературе. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
28. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Отражение времени в справочной литературе. В России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.