Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях для всей рыночной экономики имеет огромное значение работа коммерческих банков, так как они взаимосвязаны со всеми секторами экономики. Основной задачей банка является бесперебойное снабжение денежного оборота и оборота капитала, в работе кредитных отделов, и формирования условий для накоплений клиентов.
Важнейшим направлением работы на сегодняшний момент у структур банка являются кассовые операции. Основным критерием функционирования организаций кредитных выступает надлежащая организация кассовых и расчетных операций, жестко регламентированная Банком Российской Федерации.
Кредитные организации РФ уделяют наибольшую заинтересованность кассовым операциям коммерческого банка, а именно выдаче, приему, обмену размену, обработке, содержащей в себе пересчет, формирование, сортировку, упаковку наличных средств.
Правильная организация учета денежных средств кредитной организации регулярный анализ их движения является важным участком в деятельности банка, что подтверждает актуальность темы исследования.
Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы бухгалтерского учета наличных денежных средств и анализа их движения в кредитной организации.
Объектом исследования является АО «Райффайзенбанк».
Цель исследования – изучение методов учета денежных средств и анализа их движения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать теоретико-методические основы учета денежных средств и анализа их движения;
раскрыть организацию бухгалтерского учета денежных средств в АО «Райффайзенбанк»;
провести анализ движения денежных средств в АО «Райффайзенбанк».
1.2. Денежные средства как объект учета и анализа
Деньги сегодня представляются неотделимым атрибутом жизнедеятельности любой хозяйственного предприятия. А значит сделки, которые, взаимосвязаны с поставками ценностей товарно-материальных, и предоставлением разного рода услуг, оканчиваются расчетами при помощи денег. Подобные расчеты осуществляться могут как в безналичной форме, так и с помощью наличных денежных средств. Визитной карточкой каждого банка выступает организация кассового обслуживания.
Результативность действий кредитного объединения зависит напрямую от оперативности поступления сведений и ее качества. Жаль, далеко не каждому банку свойственен значительный уровень организации кассовых операций [15].
Денежные средства подразделяются на наличные и безналичные.
В настоящее время кассовые операции выступают важным вектором всей работы банковских структур. По существу состоят они из некоторых компонентов: отпуск финансовых ресурсов, зачисление финансовых средств, кроме того их поступление на счет и сохранность в банковском учреждении.
Чтобы труд кредитной организации был прибыльным для его учредителей, необходимо, в первостепенно, удовлетворить требования своей клиентской базы. Когда будет отлажен труд коллектива, тогда потребители будут полагаться на банк и доверять ему в пользование свои деньги.
Разумеется, что из кассовых операций соткана вся трудовая деятельность кредитной организации. Получая денежные средства от клиентов, кредитная организация повышает свой резерв и, тем самым, проводит активные операции, которые позволяют ей получать прибыль.
Для выдачи и приема денежных ресурсов, прочих ценностей в коммерческой организации основывается кассовый узел, включающий подразделения:
приходную;
расходную;
приходно-расходную;
кассу пересчета;
вечернюю кассу и иное.
Возглавляет отдел кассовых операций - заведующий кассой (старший кассир), он напрямую возглавляет отдел и проверяет работу этого подразделения банка.
В любом банке формируется операционная касса это совокупность наличных денежных средств, которая находится в банке и применяется для выполнения кассовых операций. Эти операции по проведению налично- денежных расчетов реализовываются через кассовое подразделение на основе договора, заключаемого между клиентом и банком и за произведение которых кредитная организация взимает определенное вознаграждение.
Кассовые операции в кредитной организации реализовываются работником кассы на основании распоряжения ответственного исполнителя, нужно которое оформить определенными кассовыми документами. За проверкой легальности и верности оформления кассовых операций менеджер счета подписывает документы, фиксирует их в кассовых журналах, и передает кассиру [18].
1.3. Организация автоматизации учета денежных средств на
счетах в банках
Бухгалтерский учет является одним из самых трудоемких и сложных процессов учета. По этой причине возникла необходимость использовать компьютерные технологии с целью обработки информации. Таким образом, стал применяться автоматизированный учет хозяйственных операций, и в частности автоматизированный учет денежных средств предприятий, организаций, фирм на счетах в банках. Данный вид учета позволяет облегчить работу бухгалтера обрабатывая, например, первичные документы, а также дает возможность удостовериться в учете и повысить его эффективность [4].
Составление форм бухгалтерской отчетности, легкое и быстрое получение информации, точный подсчет данных – все эти действия можно осуществлять при автоматизированном бухгалтерском учете. Любая компьютерная система, предназначенная для ведения бухгалтерского учета, должна обеспечивать все требования и функции, которые к нему предъявляются.
Существует множество компьютерных программ, которые помогают автоматизировать бухгалтерский учет денежных средств на счетах в банках. Одной из таких систем является система «Клиент-Банк», которая является неотъемлемой частью дистанционного банковского обслуживания, которое заключается в том, что без посещения банка он предоставляет услуги, опираясь на распоряжения клиентов, с использованием телефонных и компьютерных сетей.
«Клиент-Банк» - это система, представляющая собой комплекс программ, которые дают возможность обмениваться нужной информацией, необходимыми документами, а также совершать операции, используя счета в банке, не посещая его, то есть через компьютер, телефон или другие гаджеты происходит обмен информацией. Также, данная система позволяет получать из банка информацию о движении на счетах денежных средств, получать выписки по счетам и отправлять в банк платежи. Особенностью этой системы является то, что клиенту банк предоставляет: методическую и техническую поддержку на этапе установки системы; обучение персонала на начальном этапе; обновление программного обеспечения; дальнейшее сопровождение.
Система «Клиент-Банк» с рабочего удаленного местонахождения, обеспечивает ведение счетов как рублевых, так и валютных. Однако, отклоняясь от стандартов, которые установлены в мире, не все банки обеспечивают ведение счетов своих клиентов. Для безопасности прибегают к применению систем защиты информации, посредством криптографии. Они обеспечивают шифрование информации, которая передается в банк, а также контроль за ее целостностью. В России использование системы «КлиентБанк» наиболее популярно для обслуживания юридических лиц, но с развитием новых технологий и расширением законодательных баз, многие банки стали предлагать банковское дистанционное обслуживание и частным лицам [6].
Система «Клиент-Банк» делится на два типа. Система «Банк-клиент» или толстый клиент – это классический тип системы. Его сущность заключается в том, что отдельная программа-клиент устанавливается на рабочей станции пользователя. Выписки по счетам, документы, по которым происходят платежи и все другие данные хранятся на компьютере в программе-клиент. Через интернет или модем с банком происходит прямое соединение. Положительными сторонами системы «Банк-клиент» является то, что она имеет множество внутренних функций при разборе инцидентов и по разделению пользовательских ролей, а также то, что к банковской части не требуется постоянное подключение для непосредственной работы.
2. Методика учета денежных средств банка на примере АО «Райффайзенбанк»
2.1. Общая характеристика АО «Райффайзенбанк»
АО «Райффайзенбанк» – дочерняя структура крупного австрийского банковского холдинга «Райффайзен Банк Интернациональ АГ». Райффайзенбанк является развитой универсальной кредитной организацией, предлагающей широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам. Крайне активен на валютном и межбанковском рынках. Банк занимает сильные позиции как в розничном, так и в корпоративном кредитовании (в том числе субъектов малого и среднего бизнеса). После присоединения в 2007 году розничного ИмпэксБанка Райффайзенбанк стабильно занимает позиции в топ-15 российских банков по размеру активов и в топ-10 по объему частных вкладов и кредитов физическим лицам.
В 2021 году американское издание Forbes назвало Райффайзенбанк лучшим банком России. Годом ранее Райффайзенбанк возглавил список 100 лучших банков страны по версии журнала Forbes Russia.
В 2019 году кобрендинговая карта лояльности Лента-Райффайзенбанк победила в номинации «Лучшая кобрендинговая карта банка и ритейла» Международной премии Loyalty Awards Russia. В том же году Райффайзенбанк был признан лучшим иностранным банком в России по версии международного финансового издания Emea Finance.
В 2018 году международная консалтинговая компания Korn Ferry Haygroup (KFHG) по результатам исследований, проведенных в 2016 и 2017 годах, включила Райффайзенбанк в Топ-3 лучших работодателей России среди 50 компаний
По данным, представленным в таблице 4, можно сделать следующие выводы относительно динамики и структуры операционных расходов.
Наибольший удельный вес в структуре операционных расходов на протяжении 2019-2021 гг. занимали расходы на содержание персонала. При этом сумма расходов на содержание персонала увеличились на 3 883 234 тыс. руб. (темп изменения =+21,11% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье снизился с 44,08% в 2019 г. до 38,89% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов снизилась. Расходы по обеспечению деятельности кредитной организации увеличились на 2 740 059 тыс. руб. (темп изменения =+17,21% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье снизился с 38,16% в 2019 г. до 32,58% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов снизилась. Расходы от прочих операций и за счет корректировок, проведенных для составления Отчета о финансовых результатах увеличились на 10 822 844 тыс. руб. (темп изменения =+643,10% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье увеличился с 4,03% в 2019 г. до 21,83% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов повысилась. Расходы по привлеченным и размещенным средствам сократились на 1 459 742 тыс. руб. (темп изменения =-40,27% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье снизился с 8,69% в 2019 г. до 3,78% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов снизилась. Расходы по операциям с материальными ресурсами сократились на 436 407 тыс. руб. (темп изменения =-21,01% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье снизился с 4,98% в 2019 г. до 2,86% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов снизилась. Расходы в виде неустоек, штрафов, пени, платежей в возмещение причиненных убытков увеличились на 5 251 тыс. руб. (темп изменения =+22,85% в 2021 по сравнению с 2019 г.). Удельный вес доходов по рассматриваемой статье снизился с 0,06% в 2019 г. до 0,05% в 2021 г. Это означает, что роль данного вида расходов в формировании общей суммы операционных расходов снизилась. В итоге в целом за рассматриваемый период сумма операционных расходов банка увеличилась на 15 555 239 тыс. руб. с темпом изменения +37,28%, что негативно характеризует анализируемый аспект финансового состояния банка.
Заключение
Таким образом, денежные средства являются ключевым объектом учета и анализа в кредитной организации.
Распоряжения клиентов о переводе денежных средств с их счетов могут передаваться в Банк с применением системы дистанционного банковского обслуживания класса «Банк-клиент». Эти документы должны содержать электронную подпись либо аналог собственноручной подписи клиента, а также иные признаки, подтверждающие, что распоряжение дано уполномоченными на это лицами.
Порядок приема информации по системам дистанционного банковского обслуживания класса «Банк-клиент», защиты, оформления, подтверждения определяет Департамент транзакционных банковских услуг.
Распоряжения о переводе в электронном виде подлежат хранению в электронном виде и выводятся на печать по требованию.
Порядок и форму распечатки распоряжений клиентов о переводе денежных средств, переданных в электронном виде, на бумажных носителях, а также последующий документооборот этих документов до их исполнения Банком или аннуляции без исполнения определяются отдельными операционными инструкциями и другими внутрибанковскими документами.
В процессе управления наличностью в отделении возникают затраты по транспортировке, приемке и обработке купюр, а также страхованию и хранению денежных сумм.
В то же время, запас наличных денег должен соответствовать потребностям клиентов и обеспечивать оптимальные уровни обслуживания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Парламентская газета. – 2011. - № 54.
2. Андреев В.Д. Введение в профессию бухгалтера: Учебное пособие / В.Д. Андреев, И.В. Лисихина. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 192 c.
3. Бабаев Ю. А., Петров А. М. Теория бухгалтерского учета. 6-е изд. – М.: Проспект, 2021. – 256 c.
4. Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Феникс, 2021. – 188 c.
5. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
6. Бухгалтерский учет в условиях антикризисного управления: учебное пособие / под ред. проф. В. Э. Керимова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 312 с.
7. Керимов В.Э. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. – М.: Дашков и К, 2020. – 582 c.
8. Клаас, Я. А. Идентификация факторов риска банкротства кредитных организаций и их моделирование / Я.А. Клаас // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 1. – С. 19 -32.
9. Кобелева, И. В. Финансовая устойчивость теоретические аспекты определения категории / И.В. Кобелева // Научный вестник волгоградского филиала РАНХИГС. Серия экономика. - 2015. - № 2. - С. 71-75.
10. Мельникова, Л. А. Бухгалтерский учет финансовых резервов и оценочных обязательств: монография / Л.А. Мельникова, А.М. Петров. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 96 с.
11. Полковский А.Л. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. – М.: Дашков и К, 2020. – 270 c.
12. Пономарева, М.А. Финансовая устойчивость российских банков / М.А. Пономарева // Вестник РАЕН. – 2016. – № 4. – С. 40-45.
13. Смольникова Ю.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: Проспект, 2021. – 288 c.
14. Теория и организация бухгалтерского учета. Учебник / Алавердова Т. П. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020. – 196 c.
15. Теплая Н.В. Теоретические основы бухгалтерского учета. Учебное пособие для СПО. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. – 444 c.
16. Бухгалтерский учет в банке [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.klerk.ru/bank/articles/2655.
17. Ведение учета в кредитных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://assistentus.ru/buhuchet/v-kreditnyh-organizaciyah.
18. Материалы официального сайта ПАО «Росбанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.rosbank.ru.
19. Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://kpsu.ru/blog/bankovskoe-delo/organizatsiya-raboty-bukhgalterskoy-sluzhby.