Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В самом начале, во времена великих политических потрясений во Франции, было неясно, продержится ли Пятая республика пять лет, не говоря уже о пятидесяти. Долговечность режима отчасти объясняется его гибкостью и адаптируемостью, что является темой, рассматриваемой как ниже, так и во всех материалах к этому специальному выпуску. Чтобы подготовить почву, в этом введении будут кратко освещены некоторые элементы конституционного урегулирования 1958 года, которые оказали важное влияние на его последующую эволюцию. Богатая и разнообразная структура французского республиканизма делает его, по мнению одного из комментаторов, «наименее точным и наиболее вызывающим к жизни понятием во французском политическом лексиконе» (Hayward 2007, стр. 343).
Институты и практика Пятой республики несли на себе отпечаток разнообразной смеси конституционных норм и политических практик, каждая из которых относилась к французской республиканской традиции: руссоистские представления о всеобщей воле, плебисцитарный бонапартизм, парламентаризм, якобинизм, дирижизм и республиканские представления об универсализме и эгалитаризме. В этом специальном выпуске рассматриваются некоторые интересные закономерности и динамика изменений и преемственности в отношении каждого из этих аспектов французской республиканской традиции за последние 50 лет.
Как и подобает в такую годовщину, каждый вклад будет содержать краткий исторический обзор рассматриваемой области, чтобы подчеркнуть сходства и различия между современным периодом и ситуацией 50-летней давности. В первом разделе этого введения излагаются некоторые из важных элементов конституционного урегулирования Пятой Республики. Французские демократические и республиканские традиции были вписаны в текст конституции, а также в ее последующее толкование. В тексте взаимодействие между общей и частной волей было перенесено в исполнительную власть и законодательную власть. В его интерпретации эти аспекты накладываются на дополнительные элементы взаимодействия парламентаризма, президентства и бонапартизма. Второй раздел связывает этот конституционный контекст и эту сложную и конкурирующую динамику с французской партийной системой и ее эволюцией.
1. Становление системы исполнительной власти в Пятой Республике во Франции
1.1. Развитие Пятой республики
К сегодняшнему дню в истории Франции принято различать пять республик. Под Первой республикой признается государственное образование, появившееся в результате революционных событий конца XVIII в., под Второй республикой – переходный период от реставрированного королевства, павшего в результате революции 1848 г., ко Второй империи (с 1852 г.); Третья республика была основана в 1875 г., начавшись, как и предыдущая, принятием новой конституции; Четвертая республика появилась после второй мировой войны в 1946 г., и, опять же, с принятия новой конституции страны[1].
Началу Пятой республики положил правительственный кризис, связанный с колониальной войной в Алжире. Для усмирения восставшей колонии и непокорных колониальных войск правящие круги сочли необходимым учреждение нового государства с сильной президентской властью. 28 сентября 1958 г. на референдуме была принята новая конституция, а во главе государства поставлен прославленный генерал Ш. де Голль, возглавлявший движение против установившегося после войны государственного порядка[2][3].
Военное окружение де Голля в короткий срок разработало новую конституцию, в которой ведущая роль принадлежала президентской власти; президент наделялся полномочиями, близкими к диктаторским[4]. Один из авторов Конституции 1958 г., М. Дебре, называл Пятую республику «республиканской монархией»[5].
Принципы, на которых основан государственный строй Пятой республики, заключаются в идеологии партии де Голля – голлистов – и вытекают из предыдущих республик и опыта государств с развитым парламентским институтом, сформированы в годы Сопротивления[6] и впервые последовательно озвучены де Голлем как возможный вариант развития при учреждении Четвертой республики в 1946 г.: разделение властей, рационализация, арбитраж. Эти принципы целиком войдут в остов Пятой республики, которую будет суждено основать де Голлю 12 лет спустя. Под разделением властей понимается независимая роль парламента, несмотря на прерогативу президентской власти; термин «рационализация» взят из английской политической системы и означает стабильность правительства при отсутствии у одной партии парламентского большинства; арбитраж президента обеспечивает единство суверенности государственной власти[7][8].
2. Анализ системы исполнительной власти в Пятой Республике во Франции
2.1 Президент в Системе исполнительной власти в Пятой Республике во Франции
Президент Франции с 1965 г. избирается по мажоритарной системе всеобщим прямым народным голосованием[9]. Для выдвижения кандидату необходимо собрать подписи 100 мэров городов Франции и внести денежный залог. С 1964 г. де Голль ввел закон, согласно которому кандидаты в президенты могут размещать рекламу в свою поддержку на государственном радио и телевидении. Время политической агитации в государственных средствах массовой информации регламентировано[10]. С 2000 г. президент избирается на 5 лет[11] и может получить не более двух мандатов, дающих право занимать эту высшую государственную должность6.
Президент выполняет функции:
– представительские (вручение верительных грамот послам иностранных государств);
– председательские как верховный главнокомандующий;
– юридические (право помилования);
– парламентские (принятие законов);
– резервированные (все, что связано с обороной и национальной безопасностью находится в ведении исключительно президента как верховного главнокомандующего);
– назначения премьер–министра и утверждение состава кабинета министров;
– роспуска парламента;
– назначения новых выборов и референдума[12];
– по согласованию с Конституционным советом объявления чрезвычайного положения на срок не более 6 месяцев, при котором страна управляется президентом напрямую[13].
Президент ответственен перед парламентом только в случае обвинений в государственной измене, при подозрениях в которой обе палаты парламента формируют Верховный суд из 24 депутатов для процесса над президентом.
Необходимость преодолеть иммобилизм, который характеризовал дискредитированный партийный режим Четвертой республики, лежала в основе конституционного проекта 1958 года. Утверждалось, что правительству должно быть предоставлено превосходство над парламентом, и это превосходство было закреплено в новой конституции. Конституционный текст 1958 года недвусмысленно устанавливает верховенство исполнительной власти над парламентом (Elgie 1996a, pp. 57-59), с правительством, наделенным полномочиями посредством ряда «структурных активов», институционализирующих его доминирование над парламентом, и набором «конституционного оружия», которым правительство должно владеть в ответ на конкретные обстоятельства (Keeler 1993, стр. 521). Сартори (1997, с. 123) определяет французскую Пятую Республику как идеальный-типичный пример ‘полупрезидентского“ режима, ”двуглавой системы, главы которой неравны, но также колеблются между собой“ - «первая голова» по обычаю (условности конституций [«живых” и написанных]) президент, по закону (письменный текст конституции) премьер-министр, и колебания отражают соответствующий статус большинства одного над другим’. По мнению Элджи, в основе Французской Пятой республики лежит «прекрасно сбалансированная конституционная диархия» (Elgie 1999, с. 77), где «всенародно избранный президент на определенный срок существует наряду с премьер-министром, ответственным перед парламентом» (2001, стр. 107).
Заключение
Во Франции, как и в большинстве стран мира, исполнительная власть возглавляется двумя лидерами – президентом и премьер-министром, что должно было бы делать Французскую республику полупрезидентской, полупарламетской, однако значительный крен в сторону президентских полномочий очевиден.
Во времена Третьей и Четвертой республик во Франции существовал парламентский режим при доминирующей роли Национальной ассамблеи. Исполнительная власть была слабой, основную роль в ней играли президент Совета и премьер-министр. Президент республики, избираемый непрямым голосованием и без определенных полномочий, имел лишь представительские функции.
Некоторые французские аналитики вписывают общую схему внешнеполитического механизма Франции в следующую формулу: «Есть главный актер – президент, второстепенный актер – министр иностранных дел, статисты – члены правительства, парламентарии и публика – французы». Но эта образная формула, конечно, не охватывает всей сложности реальных отношений, складывающихся в системе государственных органов Франции в процессе выработки внешнеполитических решений.
Можно выделить три периода существования и развития исполнительной власти во Франции.
1. 1958–1986 гг. – голлистская республика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Constitution of the fifth republic: the organization of state power in France / Bartsits I.N., Simonishvili L.R., Bartsits V.I. // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 5 (115). С. 18-28.
2. Байрамкулова Т.Д. Историко-правовой анализ механизмов конституционного развития пятой республики во франции // В сборнике: NEW SCIENCE GENERATION. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 88-91.
3. Барциц И.Н., Симонишвили Л.Р. Конституция пятой республики во франции и российский конституционализм: сравнительный анализ организации государственной власти в российской федерации и французской республике // Москва, 2018. Сер. Научные доклады: государство и право.
4. Бочкарев С.В. Основные конституционно-правовые принципы пятой республики во франции // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 2 (27). С. 32-35.
5. Булгакова И.С. Предпосылки формирования политической системы франции режима пятой республики // В сборнике: ХVI Фестиваль науки в Москве. Сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых факультета гуманитарных и социальных наук. Под редакцией Н.С. Куклина, В.Б. Петрова, В.А. Цвыка. Москва, 2021. С. 381-395.
6. Долгилевич Р. Франция: шестой президент пятой республики мсье саркози не уступил дорогу мадам руаяль // Управление персоналом. 2007. № 11. С. 94-95. 0
7. Дьяков Н.Н. Ислам в колониальной политике франции: от истоков - до пятой республики // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. № 5 (103).
8. Калиш Д.Б. Специфика трактовки конституционности в пятой республике во франции // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 3 (142). С. 125-140.
9. Канинская Г.Н. Значение избрания президентом франции Э.Макрона для истории пятой республики // Исторические Исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2018. № 2 (10). С. 34-41.
10. Канинская Г.Н. О ритмах экосистемы пятой республики во франции // Международная жизнь. 2011. № 5. С. 159-164.
11. Кашкина Е.В. Шарль де голль и внешняя политика франции в первые годы пятой республики // В сборнике: Актуальные проблемы мировой и европейской политики. материалы научно-практической конференции. Воронежский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2003. С. 7-11.
12. Керимов А.Д. Конференция председателей национального собрания франции (пятая республика) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 1 (216). С. 34-37.
13. Климова Д.Д. Тенденции рекрутирования и ротации политического класса франции в период пятой республики // В сборнике: Время больших перемен: политика и политики. материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Российский университет дружбы народов; Под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. 2017. С. 179-180.
14. Краснов Ю.К. Победа эмануэля макрона на президентских выборах во франции что это: спасение системы или пролог падения пятой республики? // В сборнике: инновационные научные исследования: теория, методология, практика. сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 313-316.
15. Кукаркин П.А. Министерство внутренних дел франции в политических кризисах пятой республики (1962-1968): автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.. Москва, 2011
16. Кукаркин П.А. Министерство внутренних дел франции в политических кризисах пятой республики (1962-1968) // диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.. Москва, 2011
17. Кучеренко П.А. Бицефальная система исполнительной власти франции: статус главы государства и премьер- министра в пятой республике // Юридический мир. 2011. № 8. С. 44-49.
18. Кучеренко П.А. Становление и развитие института государственного совета в пятой республике франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 2. С. 94-99.
19. Леонтьева О.А. Концептуальные основы внешней политики франции в период пятой республики // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19). С. 36-41.
20. Можина В.А. Модернизация управления культурой во франции при пятой республике (период президентства шарля де голля) // Общественные науки. 2010. № 1. С. 100-106.
21. Осипов Е.А. Праймериз и кризис пятой республики во франции // Политика и общество. 2017. № 5. С. 38-45.
22. Поджилкина К.А. Избирательная система и право во франции в период пятой республики // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 721-724.
23. Романовский А.А. Баланс политических сил как фактор возникновения и разрешения государственно-правовых конфликтов во франции при пятой республике // В сборнике: Новик. Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета Воронежского государственного университета. Министерство науки и образования Российской Федерации, Воронежский государственный университет, Исторический факультет. Воронеж, 2005. С. 105-115.
24. Романовский А.А. Модернизация политической системы франции при пятой республике / В книге: Власть и властные отношения в современном мире. Материалы IX научно-практической конференции, приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета. Екатеринбург, 2006. С. 317-320.
25. Романовский А.А. Общественное мнение и его влияние на характер сосуществования во франции при пятой республике // В сборнике: Власть и общество. История взаимоотношений. 2007. С. 162-164.
26. Рыбин Е.А., Колесова Е.М. Внутренняя политика франции: реформы, принятие конституции пятой республики // В сборнике: Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире. Материалы VI международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках. Под редакцией Н.Н. Сергеевой. 2019. С. 87-90.
27. Чернега В.Н. Латиноамериканская политика франции: эволюция в годы пятой республики // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 3 (115). С. 119-138.
28. Чихачев А.Ю. Три поколения внешней политики франции: российско-французские отношения в логике эволюции дипломатического курса пятой республики // В сборнике: Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности - 2017. сборник работ V Всероссийской студенческой конференции (с международным участием). 2017. С. 304-316.
29. Шустова Ю.В. Сравнительно-правовая характеристика положений конституции четвертой республики 1946г. И конституции пятой республики 1958г. Во франции // В сборнике: Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. 2019. С. 58-60.
30. Щеглова Я. Политико-правовые аспекты пятой республики во франции / В книге: COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2019. тезисы докладов Ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2019. С. 187-188.