Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных рыночных условиях рациональное использование труда и человеческих ресурсов является одной из важнейших задач социально-экономического развития. Чтобы решить эту проблему, необходимо объективно оценить всю рабочую силу, которой в настоящее время обладает общество.
Анализ рабочей силы позволяет увидеть скрытые резервы для повышения производительности и более эффективного использования количества сотрудников и рабочего времени.
Организация и нормирование работ, основанных на научных данных, становятся все более актуальными. Во многом это связано с тем, что высокая организация трудовой деятельности и научно обоснованные нормы определения стоимости рабочей силы являются непременным условием эффективной работы организаций. Это создает растущую конкуренцию, так что производительность, которую можно повысить за счет максимального использования всех навыков каждого отдельного сотрудника в процессе работы, становится все более важной.
1. Теоретические аспекты организации труда в некоммерческом секторе
1.1. Сущность организации труда
Поскольку есть работа, есть и методы ее организации. Не довольствуясь достигнутым, человек всегда стремился улучшить организацию труда. По мере развития общества развивалась и организация труда. Русский публицист Д.И. Писарев считал, что «счастье человечества может быть достигнуто только через целенаправленную организацию труда».
Он утверждал, что «достаточно объединить знания и труд и дать знания людям, которые при необходимости извлекут из них все замечательные выгоды, и богатство страны и народа будет расти с невероятной скоростью» [5, с. 37]. Сегодня о научной организации труда часто говорят как о чем-то совершенно новом, появившемся в наш стремительно развивающийся век. Это правда, что научная организация труда вышла на качественно новый уровень с появлением науки о самых общих основах менеджмента.
Но это естественно: улучшение части бизнеса требует улучшения его в целом. А администрирование, в свою очередь, является одним из наиболее важных частных разделов организации в целом. Существует мнение, что основоположником научной организации труда является американский инженер Ф. Тейлор. Однако его заслугой является лишь разработка и практическое применение основных принципов организации труда, а сами эти принципы были определены, исследованы и сформулированы другими. Впервые в истории сущность труда и основы его организации были глубоко научно исследованы К. Марксом и Ф. Энгельсом, представителем реформистской педагогики.
Они дали всесторонний анализ не только общих, но и конкретных вопросов организации труда. Таким образом, К. Маркс провел классический анализ трудового процесса, рабочего дня, исследовал такие принципы, как разделение труда и их совместная работа. Многие из его положений являются основополагающими для современной научной организации работы. Важность анализа работы и досуга неоценима. «Экономия времени, а также систематическое распределение рабочего времени между различными отраслями промышленности остаются первым экономическим законом, основанным на коллективном производстве» [3, с. 63].
1.2. Организация труда в образовательных организациях
В начале 30-х годов в силу ряда объективных и субъективных причин работа по научной организации труда в школе заметно ослабла.
Только в 70-е годы начался новый этап движения идей научной организации труда, связанный с научно-техническим прогрессом, успехами в экономическом и социальном развитии нашей страны. Это движение имеет современное продолжение. Современные представления о научной организации труда можно разделить на ряд периодов.
Первый из них - это поиск учителями путей улучшения образовательного процесса, в том числе его организации.
Второй период связан с первоначальным продвижением забытых идей научной организации труда, теоретическим анализом существующей литературы и опыта, разработкой рекомендаций по совершенствованию организации педагогической работы.
Третий период - это период последовательного внедрения в практику образовательных организаций и педагогов основных идей и принципов научной организации труда. Работа по научной организации труда все еще затруднена из-за различных обстоятельств. Педагогика и ее отрасли еще недостаточно занимаются организацией педагогической работы. Необходимо рассматривать организацию как целостную динамическую систему, изучать ее элементы и основные направления в диалектическом единстве.
Внедрению научной организации труда в практику современной школьной работы препятствует также недостаточная проработка ряда психолого-педагогических проблем. Пока педагогические и психологические науки не располагают детальной системой знаний о сути учебного процесса, преподавателям остается опираться только на традиции и стараться совершенствовать свою работу со всеми неизбежными потерями и ущербом для самого дела. Кроме того, идеи страдают из-за слабого использования существующих достижений педагогической науки и практики [22, с. 74].
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда в организации некоммерческого сектора примере МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 4
2.1. Характеристика деятельности организации
Основным видом деятельности организации является дошкольное образование (до получения начального образования), имеет 8 лицензий.
Вид деятельности: проведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, уходу и надзору за детьми, адаптированным образовательным программам, а также дополнительным общеразвивающим программам.
Осуществляет свою деятельность в соответствии с объектом и задачами деятельности, которые определены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставами.
Объектом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по реализации услуг, предусмотренных федеральными законами, территориальными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - проведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, адаптированные образовательные программы, а также дополнительные программы общего развития.
2.2. Исследование проблем организации труда в МБДОУ детский сад № 4 и пути их решения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 осуществляет деятельность на основании устава учреждения, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «типовой оговоркой об учебном заведении», законодательством Российской Федерации, договором между учредителем и дошкольным учреждением, лицензией на право образовательной деятельности-регистрационный номер 15 от 20.01.2012 г., Серия» РО « № 028648.
В детском саду созданы все условия для полноценного воспитания и развития детей. Работа всего персонала направлена на создание уюта, уюта, позитивного эмоционального климата для учащихся.
Все помещения ДОУ находятся в хорошем состоянии, функционируют 3 группы, которые состоят из: групповые комнаты, спальни, раздевалки, мойки, туалеты.
В кабинете врача находятся приборы для проведения антропометрических измерений детей (рост, вес, объем головы, объем грудной клетки).
Офисы администрации ДОУ оснащены современным компьютерным и офисным оборудованием, необходимым для учебно-воспитательной работы с детьми.
Блок питания оснащен всем необходимым оборудованием: бытовые двухкамерные холодильники (2 шт.), электрическая плита (1 шт.), Электрическая мясорубка, электрический котел, шкаф для жарки.
Прачечная оборудована 2 стиральными машинами, центрифугой, электрическим утюгом.
Общая площадь детского сада составляет 2393,2 кв. м., застроенная-681,9 кв. м., с благоустройством территории-1711,3. Есть отдельные участки для каждой группы, на которых расположены игровые здания, клумбы. Есть площадка для физического воспитания.
Все основные элементы развивающей среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации различных видов деятельности детей по интересам.
Важным фактором высокого качества работы МБДОУ детского сада № 4 является разумная кадровая политика, предполагающая правильный оптимальный подбор, размещение и определение функций персонала. Одним из важнейших условий эффективного управления кадровой политикой является мотивация сотрудников, которая заключается в заинтересованности в улучшении качества работы, обеспечении эмоциональной привязанности к учреждению. Мотивацией следует назвать сложный комплекс ощущений, которые зависят от индивидуальных особенностей человека.
В исследовании не рассматривался гендерный подход к персоналу, поскольку все 30 сотрудников МБДОУ детский сад № 4 были женщинами.
В исследовании приняли участие 30 человек, только преподавательский состав. В возрастном диапазоне от 25 до 70 лет было выбрано 8 возрастных групп с интервалом в 5 лет.
Таблица 1
Возрастной состав МБДОУ детский сад № 4
Возрастной
диапазон 25-29 30-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 Старше
60
Кол-во
человек 1 5 7 3 4 2 4 4
Рис. 1. Диаграмма численности возрастных групп МБДОУ детский сад № 4
График показывает, что наибольшая возрастная группа 30-40 лет составляет 40%, следующая группа 41-60 лет-56,6%.
Возрастная группа старше 56 лет увеличивается с каждым годом. В 2021 году она составила 26,6%.
Специалисты считают, что организация выгодна, если соблюдается следующий баланс возрастных пропорций:
30-35% - работники до 30 лет; 30-35% - от 31 до 45 лет;
30-35% - старше 45 лет.
Из диаграммы, приведенной на рис. 2, видно, что баланс возрастных групп в детском саду MДОУ № 4 нарушен из-за отсутствия молодых специалистов.
Рис. 2. Диаграмма равновесия возрастных групп
Полезные выводы позволяет сделать анализ сотрудников, места их работы и занимаемой должности. Так самая молодая возрастная группа – это младшие воспитатели (таблица 2), средний возраст всего коллектива – 47 лет.
Таблица 2
Средний возраст работников МБДОУ детский сад № 4
Должность Средний возраст, лет
Заведующая и методисты МБДОУ детский сад № 4 49
Младшие воспитатели 42
На данный момент штат МБДОУ Детский сад № 4 полностью укомплектован. Не требуются не только опекуны, но и технический персонал. Текучесть кадров, смена сотрудников практически отсутствуют.
Из 30 сотрудников МБДУ детский сад № 4, 16 имеют высшее образование, 14-среднее специальное.
Схема на рис.3 позволяет говорить о наличии в МБДУ детского сада № 4 высокопрофессиональной команды специалистов-100% педагогов имеют высшее и среднее специальное образование.
Заключение
В заключение необходимо сделать следующие выводы:
Каждое предприятие на протяжении всего своего существования тесно связано с необходимостью надлежащей организации труда. Особенностью рациональной организации труда является соблюдение и регулярная оценка всех факторов организационной системы. На конечный результат деятельности влияет выбор процедур оценки, методов выполнения, тем и методов. Эффективная организация работы - важный факт, который определяет актуальность темы исследования и, следовательно, цели.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2020. - 288 c.
2. Балашов Ю.К. Оценка персонала – основа кадровой политики зарубежных фирм / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. – 2018. – № 9. – С. 21-28.
3. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Феникс. 2020. – 129 с.
4. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 180 c.
5. Варенова А.В. Правовое регулирование аттестации персонала организации / А.В. Варенова // Руководитель автономного учреждения. – 2020. – № 1. – С. 74-79.
6. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2020. – 688 с.
7. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс организации: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: Инфра-М, 2021. – 282 с.
8. Горелов, Н. А. Оплата труда в бюджетных организациях: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 163 с.
9. Гущина И.А. Как уволить нерадивого сотрудника? Проведите аттестацию / И.А. Гущина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2018. – № 5. – С. 23-34.
10. Доронина О. Компетенции как инструмент менеджмента, ориентированный на практическую деятельность в организации / О. Доронина // Консультант. – 2021. – № 23. – С. 41-58.
11. Дырин, С.П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики / С.П. Дырин. – СПб.: Петрополис, 2021. – 216 с.
12. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новг.: НИМБ, 2020. - 320 c.
13. Журавлев, П.В. Управление персоналом: учебник / П.В. Журавлев. М.: Финстатинформ, 2020. – 198 с.
14. Забавникова, А. Совершенствование процедуры поиска и отбора персонала в фармацевтической компании / А. Забавникова // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. – 2018. – № 3. – С. 8-16.
15. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учебник / Т. В. Зайцева, Т. А. Зуб. – М.: Форум, 2020. – 336 с.
16. Зайцева Г.Г. Разрабатываем систему нормирования труда в учреждении / Г.Г. Зайцева // Руководитель автономного учреждения. – 2018. – № 2. – С. 18-21.
17. Залюбовский, И. Современным проектам резерва - современные технологии оценки и отбора / И. Залюбовский // Управление персоналом. – 2021. – № 14. – С. 19-23.
18. Зуденкова Е. Аттестация со знаком «плюс» / Е. Зуденкова // Практическая бухгалтерия. – 2018. – № 6. – С. 12-19.
19. Каштанова, Е. Положение о деловой карьере / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2018. – № 7. – С. 9-10.
20. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / А. Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2020. – 365 с.
21. Константинова, Д. С. Основы организации труда: учебное пособие для вузов / Д. С. Константинова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 176 с.
22. Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов / К. Г. Кязимов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 202 с.