Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время психологи, педагоги бьет тревогу о том, что все большее количество молодых людей испытывают чувство одиночества. Они не могут найти себе друзей, а иногда, в поисках их, вовлекаются в опасные компании.
Одиночество во все времена носило негативный оттенок. Его изучением занимались различные психологи, такие как Р. Вейс, К. Мустакас, Л.Э. Пепло, К. Роджерс, а также отечественные ученые – С.Г. Корчагина, Ж.В. Пузанова и другие. Но, несмотря на значительный вклад в раскрытие механизмов и признаков одиночества, до сих пор не выявлены причины его возникновения.
Глава 1 Теоретические предпосылки влияния тревожности на ощущение одиночества у студентов
1.1 Чувство одиночества и тревожности в психолого-педагогической литературе
Именуемый в науке «феномен одиночества» активно исследовался в различных областях науки.
Следует отметить, что понятие одиночества интерпретируется неоднозначно в зависимости от негативной или позитивной интерпретации этого чувства, многие из которых считают, что для человека одиночество является негативным явлением.
К. Роджерс считает, что одиночество - это реакция человека на страх быть отвергнутым другими, полагая, что, по его мнению, переживание одиночества порождается личным восприятием [17].
Психолог Э. Пепло считает, что одиночество представляет собой субъективно ощущаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием декоммунизации [14].
E. Фромм рассматривает одиночество как универсальный, устойчивый опыт, который предшествует свободной личности на каждом этапе ее развития [21].
В Большом психологическом словаре термин «одиночество» рассматривается как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близости, отсутствием положительных эмоциональных связей с людьми и / или страхом потерять их в результате императивных или психологических причин социальной изоляции [9]. В рамках этой концепции различают два разных явления — положительное (одиночество) и отрицательное (изоляция) одиночество - но чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.
Согласно результатам исследований Уильям А. Садлер и Томас Б., одиночество - это переживание, которое выражает определенную форму сознания и вызывает сложную и острую эмоцию, которая демонстрирует разделение фундаментальной реальности сети отношений и связей внутреннего мира человека [19].
Следует также отметить разнородные подходы к концепции и последствиям переживания чувства одиночества в разных культурах мира. Например, страны Востока ориентированы на коллективизм в отношениях, на работе, в принятии решений. Одиночество считается своего рода «аномалией», отклонением. В то же время в западной культуре одиночество является одним из условий формирования личности и определяет ее отделение. Одним из наиболее важных положений в американской культуре является способность человека терпеть одиночество. Однако в то же время человек не должен производить на окружающих несчастливое впечатление одиночества.
Положительные моменты, которые несет одиночество, важны. Человеку, несмотря на активную общественную жизнь и постоянное общение с другими членами общества, нужно только время, которое он посвящает анализу собственных чувств, эмоций и переживаний. Учитывая психологические особенности подросткового и студенческого возраста, кажется, что это время особенно ценно для молодых людей.
Однако за позитивным желанием молодых людей следует тщательно следить, чтобы он не превратился в психопатологическое состояние, чтобы «замкнуться в себе», на время изолироваться от внешнего мира, проанализировать текущую ситуацию, сделать положительные выводы на основе анализа, добиться большей социальной адаптации перед лицом изменений ситуации, физиологических и психологических преобразований.
Несмотря на выявленные положительные стороны, большинство ученых-психологов описывают чувство одиночества как своего рода негативный статус.
В дополнение к прямым попыткам психологов определить понятие «одиночество», было проведено множество исследований, позволяющих провести различие между типами и видами одиночества.
Р. Вейс делит одиночество на два типа: эмоциональное и социальное. В то же время, эмоциональное одиночество связано с отсутствием тесной интимной привязанности, будь то в любви или в браке. Как отмечает автор, человек, испытывающий подобное одиночество, испытывает чувство, подобное «тревоге брошенного ребенка». Социальное одиночество - это результат отсутствия значимого общения или чувства общности, которое может выражаться в тоске и чувстве социальной маргинальности [3].
1.2 Взаимосвязь чувства одиночества и тревожности подростка
Юность и молодость - это трудные временные точки во всей жизни человека, связанные с вступлением во взрослую жизнь, установлением новых, взрослых социальных отношений, профессиональным самоопределением и обучением.
У этих людей, особенно у первокурсников, появляются новые контакты, часто теряются старые связи, не всегда легко и успешно устанавливаются новые полноценные отношения.
Учащийся сталкивается с новым процессом обучения, к которому он должен адаптироваться, и с необходимостью адаптироваться к новым социальным отношениям, особенно со сверстниками и преподавательским составом. Чаще всего состояние такой адаптации для человека непривычно, он может ощущать недостаток коммуникативных навыков, его самооценка может упасть из-за неудовлетворительных результатов адаптации. Все может быть связано с адаптацией к процессу обучения и причинами длительного состояния одиночества, которое может и не закончится в первые годы обучения.
Способы недопущения одиночества среди студентов включают очевидные поведенческие факторы, такие как коммуникация или развитие инициативы, но не только с ними. В своем исследовании К. Кутрона обнаружил, что самая важная причина избавиться от одиночества перед обучением в первый год – это личностная вера в возможность не допустить одиночество. Не менее важно было сохранить их первоначальные требования к качеству социальных связей. Студенты, которые снизили требования к качеству общения, с большей вероятностью оставались одни к концу года [8].
Таким образом, одиночество среди студентов, по-видимому, является серьезной проблемой. Актуальность становится все более актуальной в период пандемии коронавирусной инфекции, для которой проводилось это исследование. В условиях дистанционного обучения адаптация к новой социальной среде кажется еще более сложной, чем обычно, при поступлении в колледж. Общение с учителями и одногруппниками становится затруднительным, интернет не всегда могут помочь развить коммуникативные навыки, необходимые для преодоления одиночества. Качество обратной связи ухудшается, восприятие желаемого качества отношений все меньше совпадает с реальностью. И, конечно же, физическая изоляция сама по себе может служить объективной причиной чувства одиночества.
Глава 2 Практическое изучение влияние тревожности на ощущение одиночества в подростковом возрасте
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Для выявления зависимости между одиночеством и тревожностью, мы предположили, что существует взаимосвязь между показателями субъективного ощущения одиночества и личностной тревожностью.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось на базе университета. Среди студентов всех курсов очного обучения (58 девушек и 54 юноши). Средний возраст респондентов составил 18 лет, большую их часть представляли студенты первого и второго курсов.
Исследование включало следующие этапы:
1 Подготовка: проанализируйте исследовательские задачи, затем выберите методы сбора данных;
2 Фактическое исследование: инструктаж и тестирование участников;
3 Подведение итогов: обработка результатов, анализ полученных данных, их интерпретация и выводы.
Для сбора эмпирических данных использовались психологические тесты, которые включали следующие методы:
Модифицированная шкала измерения одиночества UСLA Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсон;
Дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3 Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева;
Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики:
- Описательный анализ;
- Корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона);
- Сравнительный анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Приведем небольшое описание выбранного диагностического инструментария.
Модифицированная шкала измерения одиночества UСLA Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсон (Приложение 1).
Шкала одиночества UCLA (University California Los-Angeles) была разработана как глобальный или одномерный подход к измерению одиночества и была основана на общем опыте широкого круга людей. Работа была запущена Д. Расселом и его коллегами в 1976 году. Они стремились создать шкалу, которая была бы психометрически адекватной и простой в использовании.
2.2 Представление и обсуждение результатов исследования
Ниже будут представлены результаты, полученные в ходе исследования.
Результаты показывают, что у 25 человек был отмечен высокий результат с помощью этого метода. Для этих людей мы можем говорить о чувстве одиночества, выраженном во время интервью. Можно предположить, что отсутствие близких эмоциональных контактов является для них насущным или что желаемый уровень общения значительно отличается от реального. Скорее всего, для этой группы опрошенных наиболее характерны проблемы адаптации к учебному процессу (частично или полностью возникающие дистанционно).
Большинство респондентов указали на среднее чувство одиночества – 81 человек. Для этих участников существует менее очевидный недостаток тесного общения, вероятно, потому, что для них проблема сплоченности, по крайней мере, частично решена. Но даже в этой категории можно предположить индивидуальные трудности в адаптации и формировании желаемых социальных связей.
Довольно небольшое количество респондентов (6 человек) продемонстрировали низкий уровень чувства одиночества. Данной категории студентов характерна наиболее успешная адаптированность к своему социальному взаимодействию и не предъявляющих никаких претензий. Они наименее воспринимают себя как одинокие люди.
Для проведения сравнительного анализа по этой шкале мы взяли две группы – группу с высокими баллами (назовем эту группу условно «одинокие») и группу со средними или низкими баллами (группа №неодиноких»). Сравнительный анализ будет представлен после представления результатов для каждого метода.
Далее представлены результаты по методике Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева (ДОПО-3). Авторы методологии предлагают разделить максимумы и минимумы на такие шкалы, как: баллы, превышающие среднее значение стандартного отклонения, могут считаться высокими, а баллы, меньшие среднего значения стандартного отклонения, считаются низкими.
Следует отметить, что из данных о шкалах DOPO-3 в нашем исследовании только результаты по шкале коммуникационной зависимости были близки к нормальному распределению. Для двух других шкал выбор групп с высоким, низким и средним рейтингом таким образом может сопровождаться искажениями. Результаты для трех шкал метода DOPO-3 представлены на рисунке 2:
Заключение
Актуальность темы исследования обусловлена довольно сложным психологическим состоянием, в которое попадает современный студент. Темп и ритм жизни, новое обучение в Вузе, свободный доступ к виртуальному пространству снижают коммуникативные способности ребенка.
Задачи, поставленные перед автором в ходе исследования, были решены, и были получены следующие результаты.
В теоретической части настоящего исследования анализируются основные подходы к изучению феномена одиночества, предпосылки его возникновения и его связь с личностными особенностями. Также были описаны существующие варианты типологий одиночества, и были представлены исследования его внутренней структуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бакалдин, С. В. Одиночество и его связь с функциями «Я» : Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05. / С. В. БАкалдин. - Краснодар, 2008 – 25 с. – Текст : непосредственный.
2. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург. : Прайм-Еврознак; М.: ОЛМАпресс, 2003. – 666 с. – ISBN : 978-5-17-055693-9. – Текст : непосредственный.
3. Вейс, Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р.С. Вейс. – Москва : Прогресс, 1989. – С.114-128. – Текст : непосредственный.
4. Вердербер, Р. Психология общения: полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 416 с. - ISBN 5-93878-085-3. – Текст : непосредственный.
5. Волков, Б. С. Психология подростков / Б. С. Волков. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 240 с. - ISBN 978-5-49807-708-6. – Текст : непосредственный.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготкий. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с. – Текст : непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – Москва : Смысл, 2003. – 1136 с. – ISBN 5-699-02553-7. - Текст : непосредственный.
8. Драгунова, Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. - Москва, 1989. - 356 с. – Текст : непосредственный.
9. Киселева, В. Подростковое одиночество / В. Киселева // Школьный психолог. - 2002. - № 8. - С. 56-59. – Текст : непосредственный.
10. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. - Москва,1991. – 258 с. - ISBN 5-7155-0327-2. – Текст : непосредственный.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва, 1989. – 254 с. - ISBN 5-09-001053-6. – Текст : непосредственный.
12. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Л.В. Куликов // Психические состояния / Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. – Санкт-Петербург : Питер. - 2000. - С.11-42. – Текст : непосредственный.
13. Малышева, С.В. Особенности чувства одиночества у подростков / С.В. Малышева // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. - №3. – С. 61-65. – Текст : непосредственный.
14. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мораш // Лабиринты одиночества. – Москва : Прогресс, 1989 – С. 169-191. – Текст : непосредственный.
15. Петровский, А.В Основы теоретической психологии : учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – Москва : Академия, 2010 – 528 с. – Текст : непосредственный.
16. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2000 – 304 с. – Текст : непосредственный.
17. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – Москва : Прогресс, 1994 – 480 с. – Текст : непосредственный.
18. Сандлер, У. А. От одиночества к аномии / У.А. Сандлер, Т.Б.Джонсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. ст. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровский. – Москва : Прогресс, 1989. - С. 21 – 51 . – Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.
19. Садлер, У. От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон // Лабиринты одиночества. – Москва : Прогресс, 1989 – С. 21-52. – Текст : непосредственный.
20. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М, 1998 - ISBN 5-8291-0425-3. – Текст : непосредственный.
21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - Москва : Республика, 1994. - ISBN 978-5-096075-0. – Текст : непосредственный.