Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы «Анализ себестоимости продукции предприятия» заключается в том, что для принятия оптимальных управленческих решений администрации предприятия необходимо разбираться в информации о своих текущих издержках и об особенностях формирования себестоимости.
Проблема исследования себестоимости продукции заключается в том, что современная экономическая наука предлагает различные методы калькулирования, однако при всем многообразии методов калькулирования себестоимости теоретический и методологический инструментарий каждого метода несовершенен: специалисты расходятся в трактовке конечного результата процесса калькулирования себестоимости, называют различный состав элементов метода калькулирования, предлагают различные методические подходы к калькулированию. Все это создает сложности в практическом применении теоретических разработок, формирует некорректные результаты калькуляции, что сказывается на качестве управленческих решений руководства предприятий.
Проблема анализа себестоимости продукции и поиск резервов для её снижения очень актуальна для российских компаний, так как от уровня себестоимости зависит размер получаемой выручки и прибыли компании, а также рентабельность её деятельности.
Анализ затрат, себестоимости на предприятии, причины в отклонении затрат от плановых норм, помогает выяснить их эффективность, установить, правильно проводить политику ценообразования, ассортиментную политику продукции (товаров, работ, услуг), планировать.
Исследования себестоимости продукции позволяют повысить эффективность деятельности компаний, прибыльность и рентабельность за счёт снижения себестоимости продукции.
Степень разработанности проблемы анализа себестоимости достаточно высокая: сущность, методика, проблемы анализа рассматриваться как в научной, так и в учебной литературе ((Вахрушина М.Л., Гусева И.В., Николаева С.Л. и др.), а также в периодических изданиях.
Целью написания данной курсовой работы является анализ и оценка себестоимости продукции (услуг, работ) предприятия и поиск путей её снижения.
Объект исследования данной курсовой работы – себестоимость продукции.
Предмет исследования – производственное предприятие АО «Средневолжский подшипниковый завод».
Для достижения поставленной цели выделены и решены следующие задачи:
- дать понятие себестоимости продукции, раскрыть её экономическую сущность;
- рассмотреть виды себестоимости продукции;
- выявить влияние себестоимости на благополучие предприятия;
- составить организационно-экономическую характеристику компании АО «Средневолжский подшипниковый завод»;
- проанализировать особенности формирования себестоимости продукции завода «Средневолжский подшипниковый завод»;
- разработать мероприятия по сниженияю себестоимости продукции завода.
В работе использовались такие основные экономические приёмы и методы, как изучение специальной научной и учебной литературы, наблюдение в виде документации, измерение, группировка и обобщение данных, метод сравнения.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что предложения, разработанные в ней, могут быть использованы в деятельности завода «Средневолжский подшипниковый завод» для снижения себестоимости продукции и повышения прибыльности и рентабельности.
Период исследования – 2021 год.
Теоретической базой послужили такие нормативные документы, как Налоговый кодекс РФ, ПБУ 10/99 «Учёт расходов», а также специальная научная, учебная литература и периодические издания («Российское предпринимательство»).
Информационной базой для написания курсовой работы послужили такие внутренние документы АО «Средневолжский подшипниковый завод», как Учредительные документы (Устав), штатное расписание, бухгалтерская (финансовая) отчётность, данные управленческого учёта.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования себестоимости продукции, в частности, вопросы понятия и экономической сущности себестоимости, виды себестоимости и её законодательное регулирование, влияние себестоимости на финансовое благополучие организации.
Во второй главе дана характеристика предприятию и рассмотрены особенности формирования себестоимости продукции в АО «Средневолжский подшипниковый завод».
В третьей главе рассмотрены вопросы и разработаны практические мероприятия по снижению себестоимости.
Курсовая работа размещена на 33 страницах, включает 10 таблиц, 11 рисунков, 22 источника использованной литературы и 3 приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 СЕБЕСТОИМОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
В российской экономике применяется категория «себестоимость» при определении затрат. Зайцев П.Л. дает следующее определение себестоимости: «Себестоимость - это финансовые затраты компании, направленные на обслуживание текущих расходов по производству, по реализации товаров и услуг компании. Себестоимость включает в себя издержки на МПЗ, накладные расходы, энергию, на зарплату, на амортизацию и др. Себестоимость учитывается и при определении налогооблагаемого дохода компании» [13, с. 153].
Г.А. Краюхина пишет, что себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией его продукции [19, с. 73].
По определению, данным в стать Шишковой Г.В. «Сравнение управленческого и финансового учёта», затраты - размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап [22, с. 27].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальные материалы
1. Налоговый кодекс РФ (ч.2) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 29.05.2022г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. О бухгалтерском учёте: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402 (ред. от 29.07.2021г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/..
3. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 29.07.1998г. № 34н (ред. от 24.12.2021г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.07.1999г. № 43н (ред. от 08.11.2021г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. ПБУ 9/99 «Доходы организации» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999г. № 32н (ред. 14.07.2020г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. ПБУ 10/99 «Расходы организации» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999г. № 33н (ред. 14.07.2020г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. ФСБУ 6/2020 «Основные средства» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 17.09.2020г. № 204н. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 19.11.2002г. № 114н (ред. от 20.11.2020г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 27.11.2006г. № 154н (ред. от 09.11.2019г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. План счётов бухгалтерского учёта [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России № 94н от 31.10.2000г. (в ред. от 08.11.2010г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Книги, учебники, учебные пособия
11. Вахрушина, М.Л. Бухгалтерский управленческий учёт [Текст]: Учебник / М.Л. Вахрушина. - М.: Омега, 2019. - 558 с.
12. Ермасова, П.Б. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебное пособие / П.Б. Ермасова. – М.: Омега-Л, 2020. – 291 с.
13. Зайцев, П.Л. Экономика компании [Текст]: Учебник / П.Л. Зайцев. – М.: Экзамен, 2018. – 624 с.
14. Карпова, Г.П. Управленческий учёт [Текст]: Учебное пособие / Г.П. Карпова. – М.: Омега-Л, 2019. – 351 с.
15. Максимова, В.Ф. Микроэкономика [Текст]: Учебно-практическое пособие В.Ф. Максимова. - М.: МЭСИ, 2020. – 204 с.
16. Николаева, С.Л. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции [Текст]: Учебное пособие. – М.: Аналитика-Пресс, 2018. – 240 с.
17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2019. – 336 с.
18. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2021. – 388 с.
19. Управление затратами на предприятии [Текст]: Учебник / под общ. ред. Г. А. Краюхина. - СПб.: Бизнес-пресса, 2018. – 257 с.
Статьи
20. Гусева, И.В. Управление затратами [Текст] / // Российское предпринимательство, 2021. - № 5 (29). - С. 69-73.
21. Красненко И.Ю. Эффективность управленческого учёта и контроллинга в машиностроении [Текст] / // Российское предпринимательство, 2022. - № 1. - С. 72-76.
22. Шишкова Г.В. Управленческий и финансовый учёт [Текст] / // Бухгалтерский учёт – 2021. - № 3. – С. 26-31.