Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Вопросы правового государства и гражданского общества волновали человечество еще со времен античности.
Также понятие гражданского общества имеет различные подходы и обуславливается пониманием предназначения гражданского общества и его социальной роли. Правовое государство и гражданское общество взаимосвязаны. Вопросы деятельности и развития правового государства и гражданского общества, на наш взгляд, будет оставаться актуальной всегда, поскольку в условиях идеологического и политического плюрализма и правового нигилизма всегда будет происходить борьба за преобладающие общественные ценности и принципы построения гражданского общества.
1. Теоретические основы исследования правового государства
1.1. Понятие и сущность правового государства
Идея верховенства закона возникла давным-давно, но она нашла свое более четкое выражение в работах Руссо в его теории общественного договора, во взглядах французских политиков и их новой концепции прав человека и гражданина и, прежде всего, в работах немецких ученых.
Термин «правовое государство» активно обсуждается в последнее время. Некоторые ученые даже оспаривали эту концепцию, которая, по-видимому, является результатом путаницы и непонимания того, что она на самом деле означает. Правовое государство - это государство, которое управляется конституцией и законами, которые применяются ко всем гражданам без исключения. Как правило данная концепция характеризуется рядом признаков.
Во-первых, это государство институтов, которые гарантируют разделение властей через систему сдержек и противовесов, предотвращая посягательство любой власти на другую.
Во-вторых, это государство, построенное на мире, терпимости и гармонии, и отличается уважением и защитой плюрализма, уважением различных мнений и защитой всех членов сообщества, независимо от их религиозной или интеллектуальной принадлежности.
В-третьих, это государство, которое защищает права и гарантирует свободы, где все равны в своих правах и обязанностях. Так же, следует отметить, что это государство, к которому прибегают граждане, когда их права нарушаются. Она гарантирует религиозную свободу своим гражданам и закрепляет терпимость и уважение к другим в обществе. Оно защищает права женщин и меньшинств.
На наш взгляд, эти принципы составляют сущность гражданского государства. Вместе с тем это не синоним светского государства. В гражданском обществе религия является ключевым вкладчиком в систему ценностей и социальные нормы. Религия также является предметом конституционного регулирования в Российской Федерации. На наш взгляд, следует не позволять никому манипулировать религией, чтобы служить политическим интересам или выгодам для конкретной фракции.
Государство несет ответственность за поддержание верховенства закона на основе справедливости, равенства и честности. С другой стороны, граждане несут ответственность за соблюдение законов в своей повседневной жизни.
Можно определить, что государство - это не та реальность, которая скрывается за маской политической практики. Это сама по себе маска, которая мешает нам видеть политическую практику такой, какая она есть.
Некоторые следуют за блестящим и иконоборческим французским мыслителем Мишелем Фуко (1926–84), утверждая, что государство может быть «не более чем сложной реальностью и мифизированной абстракцией». Что имеет значение для Фуко – это не столько государство, сколько гораздо более общая практика «искусства управления» и соответствующая идея правительственности. Государство – это всего лишь одно место практики управления (понимаемое как управление «поведением поведения»). Сосредоточивать внимание исключительно на государстве – значит не суметь охватить весь спектр и интенсивность управленческих практик, которые пронизывают и опосредуют всю политическую систему (Фуко 1994). Важно, чтобы мы не упускали из виду эти довольно неортодоксальные взгляды. Однако большинство политологов, политических социологов и политических экономистов считают, что существуют политические структуры, институты и практики, которые имеет смысл попытаться объяснить под рубрикой государства. Хотя их попытки сделать это очень разнообразны, существует удивительно широкая область согласия относительно того, что составляет основные элементы современного государства. В этой главе мы попытаемся установить наиболее важные черты этого общего понимания современного государства.
Представляется целесообразным подумать об анализе состояния, характерно задав два вида вопросов. Первый и более нормативный или оценочный вопрос заключается в следующем: каким должно быть государство и что оно должно делать?
Во-первых, это побуждает нас рассмотреть надлежащие условия для установления и поддержания любой политической власти, для определения надлежащих отношений между государством и его членами и приемлемых пределов действий государства. Во-вторых, это было главной заботой политических философов.
Второй и более основанный на фактах или эмпирический вопрос задает вопрос: на что на самом деле похожи государства? Это вопрос, который чаще всего задают политологи и политические социологи. На практике эти два подхода не могут быть так четко разделены. Для многих комментаторов описание и оценка пересекаются. Как для сторонников, так и для противников то, на что действительно похожи государства, подразумевает что-то о том, какими мы можем (разумно) предположить, что они должны быть. Тем не менее, наше основное внимание здесь будет уделено второму типу вопросов, хотя и с признанием того, что более оценочные утверждения никогда не бывают далеки от истины.
1.2. Справедливое судебное разбирательство основа правового государства
Функционирование правового государства невозможно без справедливого независимого суда. В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции РФ и со ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в ст. 8 расширяет содержание конституционного определения независимости судей и включает в это понятие также рассмотрение и разрешение дел в условиях, исключающих постороннее на них воздействие и запрещение любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия. Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.
Право на справедливое судебное разбирательство лежит в основе статьи 10, еще одного раздела Конвенции 1948 года Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), целью которой является предотвращение повторения
зверств гитлеровской Германии, где послушные судьи и суды служили целям
нацистского режима, а не делу правосудия в интересах народа. Некоторые гарантии справедливого судебного разбирательства, включая право на презумпцию невиновности, содержатся в статьях 6, 7, 8 и 11 Декларации. Право на справедливое судебное разбирательство было безоговорочно признано каждой страной (даже если они не всегда соблюдают его). Справедливые судебные процессы не только защищают подозреваемых и обвиняемых, они делают общество более безопасным и сильным, укрепляя доверие к правосудию и верховенству закона. Отличительными признаками справедливого судебного разбирательства являются: право присутствовать в суде; на быстрое публичное судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде; пользоваться услугами адвоката, который может быть предоставлен бесплатно (за счет государства). Также основополагающим является право на презумпцию невиновности до тех пор, пока вина не будет доказана, и право не быть вынужденным давать показания против себя. Они более подробно изложены в Международном пакте о гражданских и Политические права, юридически обязательная разработка некоторых основных принципов, изложенных во Всеобщей декларации прав человека.
Глава 2. Анализ института «Гражданское общество»
2.1. Понятие и признаки гражданского общества
Ранние европейские политические философы в основном определяли гражданское общество в контексте отношений между государством и обществом. В простой и упрощенной формуле можно сказать, что гражданское общество приравнивается к среде частных договорных отношений». В правовом государстве и гражданском обществе высшей ценностью является человек как личность, обеспечение его благополучия.
Гражданское общество обычно рассматривается как превосходная альтернатива варварскому, естественному, деспотическому, традиционному или досовременному социальному «другому». Такого рода идеи составляют неумолимую часть привлекательности термина в западном политическом воображении. Достижение густого леса групп, сетей и организаций, которые, по-видимому, стоят за пределами государства и вне досягаемости семьи и клана, остается для многих политических мыслителей основной частью того, что делает западную современность уникальной и желанной. При внимательном рассмотрении эта общая идея уступает место множеству различных видов проектов, фантазий и тревог о политике, обществе и экономике.
Гражданское общество является формой социальной организации, которая занимает среднее положение между семьей и государством. Некоторые мыслители считают, что это концепция, разработанная англо-американскими мыслителями. Но эта точка зрения не совсем верна. Немецкий философ Гегель (скорее всего, впервые) обратил наше внимание на важность гражданского общества.
Идея гражданского общества сыграла важную роль в управлении капиталистической системой общества, и идейный мыслитель-контрактист, возможно, является инициатором этой мысли. Это Джон Локк (1632-1704). В своем Втором трактате он категорически заявил, что создание гражданского общества (он также использовал термин гражданское правительство) является единственным средством от всех неудобств природного состояния и является самым мощным оружием, с помощью которого люди могут защитить свою жизнь, свободу и собственность.
К.B Макферсон и многие другие решительно утверждали, что только более богатая часть общества может думать о защите своей собственности путем создания гражданского общества, которое будет возглавляться правительством. В смысле Локка не было никакой разницы между гражданским обществом и государством; скорее, его гражданское общество было «доброкачественным государством», и это доброкачественное государство было законным политическим порядком.
2.2. Правовая культура
Понятие гражданского общества неразрывно связано с правовой культурой. В России был осуществлен ряд постепенных реформ, направленных на повышение правовой грамотности молодежи, был принят ряд законов и нормативных актов, направленных на повышение правовой грамотности молодежи.
Целью граждан России является свободное, демократическое построение гуманного правового государства и общества. Речь идет о построении сообщества, дальнейшие задачи по организации нового социального гражданского образования в процессе усложняются. До сих пор успех построения демократического, правового общества зависит от уровня социально-политического сознания граждан, гражданственности, от определения их качеств и показателей социальной активности. Социальная основа гражданство - это новые социально-экономические отношения, в которых личные интересы граждан сочетаются с интересами общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведенное нами исследование позволяет прийти к следующим выводам. Идея правового государства отражает устойчивые потребности и взгляды людей и общества на справедливое государство. Правовое государство - это государство, которое управляется конституцией и законами, которые применяются ко всем гражданам без исключения, такому государству присущи следующие признаки: 1) гарантия разделения властей через систему сдержек и противовесов, предотвращая посягательство любой власти на другую; 2) защита права и гарантия свободы, где все равны в своих правах и обязанностях; 3) справедливая судебная система; 4) гарантия религиозной свободы своим гражданам и закрепляет терпимость и уважение к другим в обществе; 5) защита права женщин и меньшинств; 6) высокая правовая культура граждан.
В целом можно выделить следующие четыре основных современных подхода к понимаю гражданского общества: 1) в контексте постсоциалистических преобразований, с основным акцентом на демократию и свободу личности; 2) как «третий сектор» в дополнение к государственному и рыночному секторам (неправительственные организации, которые обеспечивают работой значительную часть населения, платят налоги и решают острые социальные проблемы; 3) транснационализация гражданского общества – т.е. интеграция местных организаций гражданского общества в транснациональны гражданские сети активистов, которые могут столкнуться с последствиями от получения зарубежной помощи (особенно США); 4) реализация концепции «негражданского общества» как одной из структур гражданского общества, включающего в себя разные социальные группы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список нормативных правовых актов и литературы
Нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации // CЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 5-П. По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»:– Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Диссертации, монографии, статьи и иная научная литература
5. Антонов М.В. Об определении понятия правового государства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL https://cyberleninka.ru/article/n/ob-opredelenii-ponyatiya-pravovoe-gosudarstvo (дата обращения 27.09.2022).
6. Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита [Текст] : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Белик. – М. : Юрайт, 2016. – 195 с.
7. Вайнштейн Г. И. Роль гражданского общества в демократизации России: надежды и разочарования // Ассоциация Профессионалы за сотрудничество. // URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/vam.htm (дата обращения: 27.09.2022).
8. Денисенко М.В., Турова В.Е. Правовое государство. С. 99-104.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo (дата обращения 27.09.2022).
9. Елизова, Л. А. Базисные элементы формирования гражданского общества как исторической категории / Л.А. Елизова // Молодой ученый. – 2019. – №3. Т.1. – С. 220-223.
10. Жильцов, С.С. Коронавирус ударил по странам постсоветского пространства / С. С. Жильцов // Проблемы постсоветского пространства. – 2020. – Т. 7. – № 1. – С. 8–17.
11. Завьялова, И. С. Перспективы построения государства как гражданско-правового общества в России / И.С. Завьялова // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 143-145.
12. Игнатенко, В.А. О некоторых аспектах влияния Конституции Российской Федерации на правовую культуру российского общества / В.А. Игнатенко // Актуальные проблемы юриспруденции: Сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. № 9 (25). Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2019. – С. 49–56.
13. Канунников, А.А. Гражданское общество в контексте глобализации / А.А. Канунников // PolitBook. 2020. №2. – С. 63-66 .
14. Кириленко В.П., Фотопулу А. Проблемы цифрового государства в современном обществе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2. С. 49.
15. Косаренко, Н.Н., Филипенкова, О.Г. Социальное государство как феномен современного общества / Н.Н. Косаренко, О.Г. Филипенкова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (43). С. 40-44.
16. Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 266 с.
17. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: определение и сущность // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. №1 (97). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-pravovogo-gosudarstva-v-rossiiopredelenie-i-suschnost (дата обращения 27.09.2022).
18. Погребняк, П.П. Общество и государство: становление отношений / П.П. Погребняк // Достижения вузовской науки. 2019. № 25-1. С. 17-22.
19. Равочкин, Н. Н. Гражданское общество в философии права Г. В. Ф. Гегеля/Н. Н. Равочкин, Ф. А. Кононов//Экономика, социология и право. -2017. -№ 2. -С. 135 -137. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. / Л.П. Рассказов // РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 559 с.