Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена значимостью для каждого управленца, менеджера понимать организационные процессы и уметь их систематизировать, формировать на основе полученных данных правильные управленческие решения, разрабатывать корпоративную стратегию и всячески способствовать развитию компании.
В современной литературе представлено множество самых разнообразных подходов к управлению организацией, каждый из которых занимает важное место и отражает определенные аспекты: функциональный, системный, социальный и т.п. Однако, универсального, применимого абсолютно для каждой компании нет и не может быть, так как каждая организация – это уникальная система и развивается она в уникальной среде. Именно поэтому при формировании стратегии и тактики развития важно проводить комплексный анализ организации, учитывающий все ее особенности, целеполагание, ресурсный потенциал и среду ее развития, что и обуславливает актуальность заявленной темы.
Цель данной работы – провести анализ конкретной организации с позиции системного подхода.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть теоретические аспекты применения системного подхода в анализе организации,
- провести анализ базисных аспектов функционирования компании - организационно-правовой формы, целей, миссии, задач,
- выявить особенности организационной структуры,
- изучить систему мотивации и формирования KPI для сотрудников,
- рассмотреть особенности организационной культуры.
Материал исследования представлен данными об организации и теоретико-методологическими основами, представленными в научных трудах современных авторов.
Объект исследования – процессы управления организацией, подлежащие анализу и корректировке для достижения ею поставленных целей.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения, происходящие в организации.
Теоретическая база исследования представлена трудами автором, которые занимались анализом системного подхода, менеджмента и управленческих функций, таких как А.П. Панкрухина, Л.П. Алехина, Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Егоршина А.П.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы анализа и синтеза, сравнительного анализа.
Структура работы представлена пятью главами, в которых последовательно рассмотрены:
- понятие и сущность организации как системы,
- системы целеполагания,
- анализ функций управления,
- анализ внешней и внутренней среды,
- анализ организационной структуры,
- анализ роли руководителя и системы мотивации.
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие «система», свойства и виды систем
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи [Акимова, 2019, с. 45]. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
При рассмотрении системы, ученые А. Богданов, В Садовский, А Пригожин, Д. Гвишиани выделяют следующие основные ее компоненты: структуру системы, подсистему, элементы системы, взаимоотношения между элементами.
Первым компонентом системы выступает ее структура, по которой понимается совокупность связей и взаимоотношений между всеми элементами системы, между ее подсистемами, между системой и внешней средой.
Вторым компонентом системы является подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которое возможно объединить схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основных функций подсистемы: внутренних и внешних.
Третьим компонентом системы является элемент системы – ее минимальная целая часть, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Кроме функциональной характеристики, минимальность определяется самим субъектом исследования как достаточная часть, удовлетворяющая познавательной и преобразовательной потребности.
Четвертым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функциональными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.
Если рассматривать совокупность всех связей внутри системы, то такая структура будет внутренней. Если рассматривать совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой такая структура называется полной структурой [Гапоненко, Панкрухина, 2019, с.106].
Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы. Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов. Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов — это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.
Система управления организацией и эффективность менеджмента – основополагающие понятия в деятельности любой организации, поскольку задействуют все основные элементы. Необходимость совершенствования системы управления и повышения эффективности менеджмента на современном этапе определяется многими факторами [Игнатьева, Максимцов, 2018, с.30].
Системный подход к управлению организацией позволяет выявлять взаимосвязь всех ее частей и факторов влияния, определять «слабые» места и точки роста потенциала, тем самым формировать тактику и стратегию совершенствования и развития.
1.2. АО «Новосибхлеб» как организационная система
Название организации – АО «Новосибхлеб», дата создания 19.11.2002
Основным видом деятельности (по ОКВЭД) 10.71 АО «Новосибхлеб» является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Ассортимент производимой продукции:
- хлебобулочные изделия (14 видов хлеба, 4 вида батонов),
- кондитерские изделия,
- торты,
- пирожное,
- печенье,
- сухари,
- вафли,
- пряники.
АО «Новосибхлеб» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами, Уставом (посл. Редакция 12.04.2020 г.).
Численность персонала составляет 328 чел.
Компания за период с 2008 года в 2022 году показала прирост по объемам реализации продукции в 2,3 раза. Однако, прибыль увеличилась только на 32%.
В настоящий период компания входит в 5-ку лидеров отрасли в Новосибирском регионе.
В компании есть сформированная и достаточно эффективная организационная структура, персонал, производственные средства и мощности, применяется система управленческих методов для решения поставленных задач, целеполагание и система управления изменениями, которая позволяет организации выживать и развиваться в динамично меняющейся внешней среде.
Вывод по главе 1.
Каждая организация – это организационная система, характеризующаяся определенным составом элементов и связей между ними. Залог успеха – оптимизировать качество управления взаимосвязями и добиваться этим поставленных целей, к чему и стремиться АО «Новосибхлеб».
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Содержание метода управления по целям
Современные условия бизнеса определяют особую активность предприятий и организаций, вызванную необходимостью постоянно работать над своей конкурентоспособностью. Считается, что развитие невозможно без целеполагания, определения перспективных показателей, к которым нужно стремиться и достигать, используя имеющиеся ресурсы или привлеченные извне.
В то же время, не каждая компания понимает и умеет правильно определять миссию и свои цели, формулировать их, облекать в нужную для понимания и адаптированную для бизнес-процессов форму.
В действительности целеполагание – это чрезвычайно важный для любой организации процесс, определяющий вектор ее развития, движения к поставленным целям, направленный на воплощение миссии. Важно отметить, что в целеполагании участвует практически весь персонал предприятия, определяя и достигая цели на своем участке работы. Сбой в целеполагании хотя бы в одном звене накладывает свой отпечаток на общую систему целеполагания и непременно отражается на эффективности деятельности компании.
В современных условиях компании функционируют в активной конкурентной среде и находятся под влиянием множества различных факторов, что обуславливает необходимость постоянной адаптации и изменений (ассортиментных, технологических, ценовых, логистических и т.п.). Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке необходимо вносить изменения в менеджмент, ориентируя его на рыночные потребности, развивать стратегический маркетинг.
Стратегический план – это комплекс ее целевых ориентиров и видение ее будущего положения на рынке. Ее разработка относится к категории первоочередных мероприятий по планированию развития бизнеса и является отправной точкой и вектором для реализации последующих шагов по формированию производственной, маркетинговой, сбытовой и стратегии управления человеческими ресурсами.
Уже на этапе разработке стратегии руководство компании приходит к пониманию какие специалисты будут необходимы для достижения поставленных целей и задач. Это обуславливает специфику дальнейшей работы по поиску и подбору персонала, его адаптации, обучению, развитию, мотивации и высвобождению. Таким образом, бизнес-стратегия определяет основные аспекты стратегии управления человеческими ресурсами.
Следует отметить, что бизнес-стратегия не только обозначает концептуальные основы работы с кадрами, но и определяет изначальное позиционирование предприятия в отношении процесса управления человеческими ресурсами. Если в ней признается, что персонал – основной ресурс компании и необходимо создавать условия для привлечения только высококлассных специалистов, ориентируясь на их высокую эффективность, то в этом случае стратегия управления человеческими ресурсами будет иметь перфекционистскую направленность. В ее реализации первостепенными задачами будет качество персонала и нивелирование фактора издержек на процессы по управлению персоналом.
Стратегия предприятия определяет ключевые аспекты работы компании с кадрами и развитие системы управления персоналом:
- формирует базис для структурного расположения системы управления персонала в компании и определяет ее роль,
- выделяет особенности корпоративной культуры,
- формирует основные принципы коммуникаций между специалистами и структурными подразделениями,
- создает регламентацию внутриорганизационных отношений, как формальных, так и неформальных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
2. Алехина Л.Л., Кучинова Я.С. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в условиях современного развития экономических отношений в России // научные записки ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.89-95.
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2020
4. Гелих О.Я. Философия и методология управления: учебное пособие для вузов / О.Я. Гелих, А.В. Нестеров / 2-е изд. – СПб.: Книжный Дом, 2018.
5. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
6. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – С.30-31
8. Лукина О.А., Ивасенко А.Г. Разработка стратегии антикризисного управления современного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 517-517
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./Общ. Ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.Ю. Сачнова. – М.: Прогресс, 2018.
10. Раппопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем. – М., . 2019
11. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
12. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
13. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во ПРЕСС, 2018. – С. 106-112