Фрагмент для ознакомления
2
Государственный суверенитет является первичной категорией государ-ственного права. Понятие «государственное управление» и другие государ-ственно-правовые понятия выполняют служебную и подчиненную роль. В си-стеме этих дефиниций категория «государственный суверенитет» является, с одной стороны, правообразующей, а с другой стороны, получает нормативно-содержательное наполнение и соответствующее оформление. С этой точки зрения исследование суверенной национальной государственности как це-лостного и структурированного явления актуализируется на каждом этапе общественной эволюции, отличающемся индивидуальными особенностями.
Актуальность темы исследования также обусловлена следующими ос-новными причинами.
Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико-правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вы-зовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и тер-риториальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной суши и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих измене-ний и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению нацио-нальных интересов.
Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находи-лась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определенные гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целост-ности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отно-шений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы, регу-лирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
Государственный суверенитет является одной из основ конституцион-ного строя любой страны. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешне-политические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.
Существующая практика и двойные стандарты не позволяют единооб-разно толковать понятие государственного суверенитета. Поэтому проблему государственного суверенитета нужно изучать с учетом современной между-народной практики.
Актуальность тему обусловлена и тем, что в современных условиях глобализации незыблемость суверенитета государ¬ства ставится под вопрос, и это вызывает потребность в тщательном ана¬лизе и оценке феномена суверени-тета.
Цель курсовой работы – рассмотреть современные взгляды и подходы к государственному суверенитету.
Задачи курсовой работы:
- отразить государственный суверенитет как один важнейших признаков государства;
- раскрыть основные направления, способы осуществления государ-ственного суверенитета РФ;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функциони-рования суверенных государств.
Предмет исследования включает общие закономерности, понятия, принципы, цели установления и функциони¬рования суверенного государства.
В работе использованы общепризнан¬ные методы познания, а также частнонаучные особые методики: формально-юридическая, сравнительно-правовая и др.
Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, феде-ральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность государственного суверенитета
1.1 Правовая природа государственного суверенитета
Будучи неотъемлемым признаком (атрибутом) государства, суверенитет представляет собой системно связанную совокупность органически присущих государственной власти свойств верховенства, самостоятельности и незави-симости, единства и полноты . Только в совокупности этих свойств государ-ственная власть способна реализовать свой потенциал и свое предназначение. Основное же предназначение государственной власти – служение народу во имя общего блага.
Система свойств суверенной государственной власти не является ли-нейной. Свойство верховенства, рассматриваемое как высший авторитет, яв-ляется наиболее общим (родовым). Видами этого рода выступают единство и полнота государственной власти, ее независимость и самостоятельность от какой-либо другой власти. Видовые свойства власти суть необходимые и до-статочные характеристики высшего государственного властного авторитета.
В суверенном государстве высший авторитет может быть только еди-ным и единственным (эксклюзивным). Две суверенные власти с высшим авто-ритетом не могут одновременно существовать и функционировать в одной стране. «Это нелепость вроде квадратуры круга» . И если подобная «неле-пость» в переходный период жизни общества все-таки возникает, то одна из властей неизбежно сходит на нет (абсолютный эксклюзив). Поэтому не слу-чайно двоевластие в России, возникшее в 1917 г., В.И. Ленин характеризовал как явление временное, преходящее, вызванное к жизни исключительными и неповторимыми обстоятельствами . Действительно, все политические оппо-ненты большевиков очень быстро исчезли из публично-властного простран-ства. Был возможен и другой исход – признание политическими конкурента-ми доминирующего положения правящей группы, ее руководящей роли. Это произошло в социалистических странах Восточной Европы в 1945–1989 гг. (эксклюзив средней жесткости).
В странах западной демократии единая государственная власть принад-лежит народу, а осуществляют эту власть во всей ее полноте парламентские политические партии, победившие на выборах. Партии, проигравшие выборы, не исчезают из политического пространства, а уходят в конструктивную оп-позицию и ждут «своего часа». Это своего рода «челночная» структура демо-кратической власти, высший авторитет которой в его функционале вручается то одним, то другим политическим партиям в зависимости от степени их электоральной легитимности (мягкий эксклюзив).
Исходя из изложенного следует признать, что трехуровневая эксклю-зивность государственно-властного авторитета (абсолютный, средний, мяг-кий) основана на множественности способов организации и осуществления власти. Такой организационно-функциональный полицентризм институирует-ся в различных формах государственного правления. При этом одним из ос-новных начал системно-организованной власти традиционно признается «раз-деление властей». «Разделение» не означает ликвидацию свойства единства и полноты суверенной государственной власти.
«Разделение» суть распределение бремени осуществления власти между ее специализированными и аффилированными «ветвями» и «субветвями» (за-конодателями, исполнителями, судьями и др.). «Ветвистость» функционала единого древа государственной власти с ее высшим авторитетом на деле предстает как разделение труда между уполномоченными органами . В пре-делах
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном го-лосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
Литература
3. Cорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. 281 с.
4. Аникин С.Б. Административно–правовое регулирование предме-тов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов России: Автореф. дис. ... д–ра юрид. наук. Саратов, 2011. 29 с.
5. Балашов С.А. Проблемы международно-правового статуса Кры-ма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/problemy-mejdunarodno-pravovogo-statusa-kryma.
6. Бартерский М.В. Договор о Европейской безопасности: импульс к развитию отношений России и Европы. М., 2018. 321 с.
7. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: мо-нография. М.: ИНФРА-М, 2020. 128 c.
8. Ваничкин С.В. Чем опасно «Исламское государство» для России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2020. №36. С. 166.
9. Вихирев С.Р. Суверенитет Белорусской ССР в составе Союза ССР / под ред. В.А. Дорогина. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 1958. 128 с.
10. Воронцов. А.В. Ядерные проблемы Северной Кореи и Ирана се-годня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oko-planet.su/politik/politiklist/140351-yadernye-problemy-severnoy-korei-i-irana-segodnya.html.
11. Гайдук В. В. Федеративное государство: конституционно–правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъ-ектами. М., 2004. 252 с.
12. Гущин А.В. Россия и Украина: коридор возможностей. [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4811#top.
13. Денисов А.И. Сущность и формы государства. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 67 с.
14. Калугина Т.В. Конституционно–правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: на примере Дальневосточного федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2012. 31 с.
15. Карасева Т.Н. Пределы соответствия конституций и уставов субъ-ектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013. 32 с.
16. Конституционное право Российской Федерации. / Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. М., 2013. 567 с.
17. Кочев В.А. Публично-правовая природа государственного суве-ренитета // Вестник Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний. 2022. № 2(45). С. 120-125.
18. Лата В.Ф. Договор СНВ-3 и система ПРО США: перспективы стратегической стабильности и национальной безопасности России. [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=40#top.
19. Левин И.Д. Суверенитет. М.: Юрид. изд-во, 1948 (Образцовая тип. им. Жданова). 376 с.
20. Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочине-ний / Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. 5-е изд. Москва: Госполит-издат, 1962. Т. 31. 561 с.
21. Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества: Автореф. дис. ... д–ра юрид. наук. Сара-тов, 2010. 34 с.
22. Липчанская М.А. Институционализация конституционной систе-мы власти в федеративном российском государстве // Власть. 2013. № 7. С. 136–139.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издатель-ство политической литера¬туры, 1956. Т. 6. 669 с.
24. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы опре-деления понятия и содержания // Правоведение. 2021. № 1. С. 186-189.
25. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В. С. Афанасьев; [и др.]; ред. В. В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп . М.: Юристъ, 2020. 517 с.
26. Рубанова М.Е. Политическая культура как фактор обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации. // Россия–СССР–РФ в условиях реформ и революций. ХХ–ХХ1 вв. Материалы междунар. научн. конфер. / ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ»; Сарат. СЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Саратов, 2016. С.167.
27. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Феде-рации: доктринальные основы и особенности конституционно–правового ре-гулирования: Автореф. дис. ... д–ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011. 32 с.
28. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государ-ственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 24–32
29. Шевцов В.С. Суверенитет Советского государства. М.: Юрид. лит., 1972. 264 с.