Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
Жизнедеятельность человека невозможно представить без управления как способа организации социальной жизни и решения проблем, возникающих в политической, экономической и культурной сферах. Многообразие управленческих отношений включает в себя и политическое управление, выступающее центральным элементом всего политического процесса . Однако в современном политическом дискурсе отсутствует единое понимание политического управления, прежде всего, в силу того, что довольно часто понятие политического управления отождествляется с понятием государственного управления, отсутствуют методология и подходы к их изучению, что затрудняет однозначное восприятие этих управленческих механизмов, не позволяет выделить их сущностные признаки и специфику .
Политика и управление имеют между собой тесную взаимосвязь. Так, политика представляет собой особый вид отношений, который происходит среди больших групп людей, институтов власти. Данные отношение ориентированы на реализацию жизненно важных интересов. При этом политическая власть заключается в возможности проявлять влияние на поведение иных объектов общества, навязывая собственную волю в политике. Данный процесс влияния субъекта политики на ее объект и есть управление. В данном случае, политическое управление выступает функцией политической власти.
В современных условиях отечественными политологами справедливо отмечены специфические признаки политического управления, которые заключаются в следующем:
- общественное управление, основанное на политико-властных отношениях;
- самоорганизация политического субъекта находит свою реализацию в трансформации различных политических сил, в определенную организованную общность относительно четко поставленной политической программы;
- взаимосвязь между политической обратной связью и политической властью, которые возникают вследствие процесса управления государством, а также иных организационных структур политического процесса.
Проведенные исследования в области политологии в результате сведены к одному, общераспространенному пониманию политического управления. Оно основывается на раз личных сторонах этого явления, а именно – непрерывности и особой ориентированности исследуемого процесса влияния политического субъекта на объект общественной жизни. Следовательно, политическое управление является механизмом, обеспечивающим достижение поставленных целей.
Политическое управление имеет свою специфику, в зависимости от типа государственного устройства.
Целью данной работы является рассмотрение механизмов политического управления в унитарном государстве.
Задачи:
- рассмотреть сущность политического управления;
- проанализировать механизмы управления в унитарном государстве;
- изучить государственное устройство Испании как унитарного государства и механизмы политического управления в нем.
Объект исследования – политическое управление в унитарном государстве. Предмет исследования – специфика правления в унитарном государстве на примере Испании.
Степень научной разработанности.
Проблема унитарной формы государственного устройства всегда была в центре внимания ученых - государствоведов. Особую актуальность эта тема приобретала в эпоху Просвещения на Западе, во время реформ второй половины XIX века в России. Унитарная форма государственного устройства в западной политико-правовой мысли нашла свое отражение в трудах Г. Еллинека , Д.Мадзини , К. Маркса, Ф. Энгельса и др.
Исследованию форм государственного устройства посвящены работы и современных зарубежных ученых: С. Дейвиса, К. Дейча, Э. Катца, Д. Крейна, О. Кельрейтера, Р. Уоттса, Дж. Фильда, которые в основном сходятся во мнении, что формы государственного устройства отличаются разнообразием и являются сугубо индивидуальными, зависящими
Методы исследования – системный, сравнительный.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы политического управления в унитарном государстве
1.1 Сущность политического управления
Что такое политическое управление? Традиционно политическое управление предстает как процесс выработки и реализации властно-управленческих решений, политических курсов управленцев на основе прямого и (или) опосредованного участия в нем граждан, социальных, этноконфессиональных и территориальных групп и общностей и их организаций . Иными словами, политическое управление есть воздействие субъекта политики на политическую систему, политические процессы, политические отношения в интересах определенных социальных сил.
Управлять предполагает вовлечение в отношения, причем, не только в политические . Так как политика – это сосредоточение всех сторон жизни социума, политические управление проявляется в приоритете политики по отношению к отношениям. Так обеспечивается политическое решение тем экономического и духовного развития общества .
Политическое управление – сознательная и целенаправленная деятельность по урегулированию и упорядочению общественных
отношений преломленная сквозь призму политико–властных отношений» .
Следует отметить, что политическое управление связано с властным началом и коллективной направленностью. Взаимосвязь коллективных интересов с распределением ресурсов в обществе получает свое выражение в практической деятельности субъекта политического управления, использующего власть в качестве инструмента распределения.
Следовательно, концептуализация власти является необходимым условием при определении сущности и специфики политического управления.
Так как политическое управление неразрывно связано с приобретением и удержанием власти, его следует различать с государственным управлением, использующим, главным образом, рациональные или бюрократические механизмы. Бюрократическая модель управления, ориентируясь на экономическое представление о рациональности, исключает политическую активность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусов А. Б., Парадоксы вертикали власти: ретроспекция, воображение, травмы // Полис: Политические исследования. — 2020. — № 6. — С. 173-180.
2. Володенков С. В., Политический менеджмент и управление современными политическими кампаниями. — Москва : Проспект : РГ-Пресс, 2021. — 583 с.
3. Демченко Е.С. Унитарные государства и принципы их организации// Сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2-х томах. Ответственные редакторы: С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, М.Н. Лопатина, К.Ю. Сергиенко. - Том. 1, 2020. С. 32-34
4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб: Юридический центр Пресс, 2004.
5. Жаворонков А. В., Политическое поле и зона власти: опыт эмпирической верификации // Общественные науки и современность. — 2019. — № 5. — С. 60-78
6. Ирхин И. В., Концепция территориальной автономии и особенности ее реализации в зарубежных странах // Российский юридический журнал. — 2018. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 9-20.
7. Камари Д. М., Капитализм и идеология // Россия XXI. — 2021. — № 3. — С. 162-171.
8. Каренно М.А. Институты местного самоуправления в Испании//ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ВОСТОК – ЗАПАД. Материалы XХ научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Российский университет дружбы народов. Москва, 2020. С. 359-367
9. Клисторин В. И., Федеративные отношения, региональная политика и проблема деформации экономического пространства России // Регион: экономика и социология. — 2013. — № 3. — С. 79-95.
10. Конституция Испании. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/149 (дата обращения 22.10.2022)
11. Лапкин В. В., Государство во временах и пространствах: многообразие и изменчивость // Полис: Политические исследования. — 2020. — № 6. — С. 148-162
12. Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления Испании // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/60/8788/ (дата обращения: 22.10.2022).
13. Новиков С. С., Государственная интеграция в условиях унитарной формы государственного устройства // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 4. — С. 33-35
14. Новиков С. С., Международная деятельность субъектов современных федераций: международно-правовое измерение // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 5. — С. 128-130
15. Разуваев Н. В., Разделение суверенитета в федеративном государстве // Известия вузов. Правоведение. — 2016. — № 4. — С. 64-91
16. Семененко И. С., Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению // Полис: Политические исследования. — 2019. — № 3. — С. 7-26.
17. Семёнов А.В., Политическое управление: личностное измерение: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 177 с.
18. Тавокин Е. П., Политическое управление: Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 209 с.
19. Федорец М. Н., О федеративности и унитарности государственно-территориального устройства России // Современное право. — 2016. — № 12. — С. 40-44.
20. Федорец М. Н., Конституционно-правовой поиск модели формы государственно-территориального устройства Российской Федерации // Право и политика. — 2014. — № 11. — С. 1661-1669
21. Федорец М. Н., Становление и развитие государственно-территориального устройства России // Право и политика. — 2014. — № 12. — С. 1830-1834
22. Царьков А. П. Проблема политического управления в современном дискурсе//Актуальные вопросы устойчивого развития России в контексте ключевых целей национальных проектов. Материалы XVIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции : в 2 ч.. Челябинск, 2020, С. 24-26
23. Mazzini G. From a Revolutionary Alliance to the United States of Europe. A Cosmopolitanism of Nations. Giuseppe Mazzini's Writings on Democracy, Nation Building and International Relations. Recchia S., Urbinati N. (eds.) 2009. Princeton University Press, p. 132-135.