Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению взаимосвязи культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи.
Актуальность. Сегодня активно проводятся исследования по проблеме организации рационального питания студентов (Грошева Е.С., Картышева С.И., Полетаева И.А., Кондусова Ю.В. и др.). Зависимость пищевого поведения от эмоционального состояния обучающихся – довольно важная тема, потому что она затрагивает вопросы здоровья населения и в частности молодого поколения.
Молодые люди с пищевыми расстройствами чаще всего испытывают внутренние конфликты, с которыми они не в силе справиться не пищевым путем, находятся в легком депрессивном состоянии, что осложняет им жизнь и самочувствие, снижая культуру питания.
1. Теоретические основы взаимосвязи культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи
1.1. Понятие культуры питания
В данном параграфе определим понятие культуры питания.
Культура питания — это совокупность форм и способов питания, определяющих привычный для человека стиль пищевого поведения: выбора пищи, способов и форм её потребления [20].
В культуру питания входят не только отношения к еде, но также и ее состав. Характер пищи человека определяется экономическими возможностями, наличием продуктов питания, климатом и национальными традициями. Еще в середине прошлого столетия большая часть населения употребляла «живые» продукты, получаемые из собственных хозяйств или из природы. Современное меню включает в себя, прежде всего, специально выращиваемые растения, а также животного происхождения продукты. В пищу резко увеличилось потребление количества белков животного происхождения, а не растительных. 3/4 состава мяса и молока, 2/3 яиц, все зерно перерабатывается промышленно. Вместо ягод и плодов мы применяем рафинированные сахара.
Современный человек принимает большое количество продуктов относительно дорогих, но очень содержащих углеводы. Это, прежде всего, высококалорийные продукты муки, которые не содержат большого количества биологически активного вещества – макароны и хлеб. Человек не получает большого количества природных биологически активных веществ, выделяемых из исходной продукции при их переработке. Неправильное употребление пищи приводит к развитию заболеваний, вызванной нарушением обменных процессов, к заболеваниям сердца, сосудов.
По результатам исследований ВОЗ, в развивающихся странах, например, в Индии, миллионы людей ежегодно умирают от голода, в то время как в развитых странах с каждым годом увеличивается число людей, страдающих от лишнего веса и от связанных с ним заболеваний: сахарного диабета, гипертонической болезни и атеросклероза, болезней печени и почек (25% населения США) [19].
Главное правило рационального (здорового) питания заключается в соответствии количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Рекомендуется употреблять пищу, которая состоит на 15 — 20% из белков, на 30% из жиров (10% животного происхождения, 20% растительного). Оставшиеся 50 — 55% должны приходиться на углеводы, которые содержатся во фруктах, овощах, злаках, орехах.
Здоровая пища - ограничение жиров, соли и сахара, значительное повышение доли овощей и фруктов, круп и изделий из грубой муки. Источник белка должен быть бобовый, нежирный молочный продукт, рыба или мясо постное. Желательно не смешивать в одном приеме пищи белки мяса и «быстрые» углеводы макарон, риса, хлеба, жареного картофеля, сладких десертов, в том числе фруктов. Лучше усваивается мясная пища с овощными продуктами. Овощи нельзя подвергать длительному кулинарному воздействию, потому что оно разрушает витамины, полезнее паровые или запеченные овощи на гриле. Лучше из масел – масло кукурузы, оливкового или подсолнечного отжима. Также желательно использовать нерафинированные сахара, не очищенные химикатами.
Результаты переваривания и химического взаимодействия являются получением строительных материалов для сохранения жизнедеятельности ткани организма; выделением энергии, образуя вещества для обмена веществ, которые обеспечивают гомеостазис - динамическое постоянство внутривенной среды кровяных, лимфатических, тканевых жидкостей и гормонов, а также основных физиологических функций кровообращения, дыхания и т.д.
1.2. Эмоциональные и поведенческие особенности молодежи
Как считает психология, молодость считается периодом обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска собственного особого пути достижения успеха и счастья.
В отечественной психологии молодость ограничивается возрастом с 21 года до 33 лет [2].
Это время предполагает, что личность решает сразу несколько задач в развитии, что приводит к образованию молодежного новообразования – достижения социальной зрелости. Она определяется в зависимости от содержания задач в каждом конкретном возрастном этапе. Молодость – это приобретение ответственности за свой внутренний мир и ядро собственной личности, развитие самостоятельности. В качестве главного новообразования молодости авторы назвали изменение отношения человека к настоящему и будущему. В самых широких понятийных контекстах молодежь считается обширной совокупностью групповых объединений, образованных на основе признаков возраста и относящихся к ним основных видов деятельности.
В узком социологическом смысле молодёжь понимается как социальная группа, которая выделяется на основе возрастных особенностей социальной ситуации молодежи, ее места и функции в социальной системе общества и специфические интересы и ценности [27].
В настоящее время наиболее известны два определения «молодежь». Одно из них дал В.Т. Лисовскии: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [16].
Приведем второе – более позднее – определение, принадлежащее И.С. Кону: «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [11].
Ещё одним важным новообразованием периода молодости является развитие жизненного плана с установкой на сознательное построение своей жизни, а также поиска её смысла. Как пишет Э. Эриксон: «кроме того, ни на какой иной стадии жизненного цикла ошибки в поиске себя, а также угрозе потери себя так тесно не связаны между собой» [4].
Научные интересы к проблемам смысловой ориентации в молодости чрезвычайно актуальны, поскольку человек на этой жизненной стадии склонен терять свою идентичность, а это может спровоцировать отчуждения личности от внешнего мира, а также последующую профессиональную самореализацию. В молодости человек решает сложные для себя задачи, такие как обрести дружбу, вступить в брак, осуществить профессию, рождать детей, но личность постоянно стоит перед выбором возможностей, так что смысловая ориентация этого периода определяет положение личности, придает смысл жизни человеку на всех стадиях его рождения.
Полученные определения свидетельствуют о том, что молодежь как социальная группа представляет не только социально-демографические и социальные характеристики, но также и социальную психологическую характеристику. Одним из главных измерений, которые конструируют многозначность понятия «молодежь», являются возраст. Действительно, наиболее поверхностный анализ свидетельствует о существенном влиянии возрастных особенностей молодых людей на все процессы без исключения. Молодость в качестве особого этапа жизни накладывает влияние на социальную, профессиональную, демографическую и иные переменные, характерные для этой социальной группы.
Конечно, целесообразно рассмотреть молодежь посредством понятия «возрастная группа», фокусируя внимание на соответствующих характеристиках.
В данном возрасте имеют важное значение такие состояния, как агрессия, расстройство, тревога, страх, ригидность. Основанием проявления такого состояния является совокупность характеристик, таких, как внутри- и межличностный конфликт, низкий уровень самооценки, проблемы с общением с другими, невозможность удовлетворения потребностей, проблемы профессионального самоопределения, зависимости и других. Испытывая такие отрицательные эмоции, молодые люди испытывают агрессию и к себе, и к окружающим людям. Также агрессия у молодёжи может быть вызвана стилем воспитания старших поколений, неудачей в учебных и познавательных занятиях. А агрессия может стать еще и тормозом для осознанного выбора стратегии поведения в различных ситуациях конфликта. Такая зависимость психического состояния в молодом возрасте выражается тем, что она выражает конкретные отношения всех психических компонентов, определяет на этом этапе развития личности все поступки и действия, и всю её психическую активность.
1.3. Взаимосвязь культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи
В данном параграфе определим взаимосвязь культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи.
Статистика ежегодных медицинских осмотров свидетельствует о том, что у 80-85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие их адаптации к новым жизненным условиям и полноценным социальным взаимодействиям [28].
Лидирующие позиции среди заболеваний традиционно занимают патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания зрения, нарушения пищеварения и заболевания желудочно-кишечного тракта. Важно отметить, что именно эти заболевания являются «болезнями образа жизни», потому что к их появлению приводит, прежде всего, неправильное поведение в отношении собственного здоровья.
Питание вместе с физической активностью относится к элементам повседневного поведения, формирующим здоровье человека. Это свидетельствует о том, что оптимизация питания является не столько медицинской, сколько социальной проблемой. Мотивация сохранения здоровья и сознательного использования основных факторов ЗОЖ в повседневной жизни является одной из важнейших задач формирования физической культуры личности.
Отношение к здоровью как к главной жизненной ценности мотивирует человека к самосохранительному поведению, к использованию основных факторов ЗОЖ в повседневной жизни.
Т.Н.Иванова, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинского государственного университета, рассказывает в своей статье «Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности» о питании, которое несет как физиологические, так и общественные функции.
Такой «феномен питания» является одним из особенно ярких явлений изменений в общей общественной системе. Автор научного труда анализирует структура и организацию питания молодых людей в контексте повышения качества жизни в качестве стратегического приоритета национальной экономики. Это понятие «качество питания» в контексте данной статьи считается целым комплексом многоаспектных продуктов питания, который является объектом внимания многих современных научно-исследовательских дисциплин [9].
Автор подчеркивает, что питание с момента возникновения общества является несомненно важным элементом социальной жизни и играет важное значение в процессе социального развития. По словам автора, особый интерес вызывает у людей разных социальной группы определение социального различия, создание социального самоопределения путем личных потребительских практик. Сегодня, как мы уже отметили, существование такого потребительского опыта становится одним из важнейших проявлений изменения в общественной системе в целом, начиная с периода юности. Т.Н.Иванова отметила, что развитие социального движения играет важную роль в повышении значимости пищи в процессе формирования различного стиля жизни. Такие социальное изменение не только создает благоприятное условие для формирования нестандартной субкультуры, идеи, но создает атмосферу образования, не существовавших ранее. Поэтому новые технологии питания, которые появляются в группах юношеского возраста, задают всем обществу направления для новой жизни.
Опубликована еще одна статья о повседневной практике питания для молодежи в журнале «Вестник МГИМО», автором которой стала А.В. Носкова. В своем труде она рассматривала научный подход к исследованию пищи и анализировала современные опыты питания студентов Московской области.
В первом абзаце автор демонстрирует различные научные подходы к пониманию смысла пищи: он рассматривает пищу в первую очередь как фактор здоровья человека, в вторую очередь как этнокультурная традиция, в третий — как социальная привычка и своего рода «маркер» социальной статусности.
2. Практические аспекты взаимосвязи культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи
2.1. Организация и методы исследования
Исходя из анализа литературы теоретического содержания по проблеме исследования, была сформулирована гипотеза исследования:
1) эмоциональные и поведенческие особенности молодежи являются главными факторами формирования культуры питания у студентов 20-23 лет;
2) существует разница в установках питания девушек и юношей студенческого возраста.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы проведено эмпирическое исследование, направленное на решение следующих задач:
1. Провести эмпирическое исследование на выявление пищевого поведения у студентов.
2. Выявить эмоциональные и поведенческие особенности студентов.
3. Интерпретировать полученные результаты, сформировать выводы и составить соответствующие рекомендации по работе над повышением культуры питания у студентов.
Объектом данного исследования является культура питания у студентов.
Респондентами исследования являлись 16 студентов, обучающихся очно в ГБПОУ НСО «Чулымский межрайонный аграрный лицей» города Чулым Новосибирской области. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте 20-23 лет (таблица 1).
В ходе исследования использовались методы опроса. В ходе анализа проводилось разделение по гендерному признаку и возрасту.
Для проведения данного исследования была использована экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер), которая выявляет уровень стрессоустойчивости: степень саморегуляции, эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Полученные результаты были преобразованы в процентном соотношении, подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретированы. В анализе результатов опроса сделаны выводы по каждому вопросу.
Обработка результатов экспресс-диагностика состояния стресса проведена в соответствии с установленными автором критериями:
0-4 баллов – умение регулировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями;
5-7 баллов – средний уровень стресса;
8–9 баллов – переутомление и истощение, не умение владеть собой, тенденция терять самоконтроль в стрессовых ситуациях.
Экспресс-диагностика представлена в приложении 1.
Для выявления типов расстройств пищевого поведения применяли Голландский опросник DEBQ, направленный на выявление ограничительного, эмоциогенного и экстернального типов пищевого поведения (приложение 2). Методика представлена 33 вопросами, с 5 вариантами ответа: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», оценивание которых проводится по шкале от 1 до 5, кроме 31 пункта, который имеет обратные значения.
Подсчет баллов проводился путем сложения оценок по каждому пункту шкалы и деления получившейся суммы на количество пунктов в данной шкале.
2.3. Формирование культуры питания у молодежи
Повышение осведомлённости студентов рекомендуется начать с просвещения о полезных веществах в организме, об их функциях. Питание не должно носить спонтанный характер. Учитывая число студентов, у которых наблюдаются проблемы с пищевым поведением, проблема улучшения путей организации рационального питания должна быть первоочередной целью для каждого.
Комплексное вмешательство, сосредоточенное на коррекции эмоциональной сферы и обучении навыкам управления стрессом, было бы эффективно для предотвращения развития нездорового пищевого поведения.
Интерес с данной точки зрения представляет работа Новоселовой Т.И. Общероссийская программа «Здоровое питание — здоровье нации», где определены направления деятельности с молодежью [20].
Таким образом, можно предложить студентам психологический тренинг по коррекции пищевого поведения и снижения зависимости питания от состояния повышенной эмоциональности. Стремление к потреблению пищи у молодых людей должно быть физиологически обусловленным - наличие чувства голода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) под культурой питания мы понимаем совокупность форм и способов питания, определяющих привычный для человека стиль пищевого поведения: выбора пищи, способов и форм её потребления;
2) существует взаимосвязь культуры питания с эмоциональными и поведенческими особенностями молодежи, когда снижается культура питания за счет повышенной эмоциональности, связанной с образом жизни студентов СПО;
3) выявлены пищевые отклонения у девушек в 22-23 по всем трем типам пищевого поведения. У молодых людей также обнаружено нарушение пищевого поведения. Данные нарушения чаще всего связаны с эмоциональным состоянием молодежи;
4) студентов СПО необходима организация профилактической работы по коррекции неправильного пищевого поведения, обучению саморегуляции своего состояния.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амбалова С.А. Психологические особенности общения подростков, как многоуровневый процесс // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 306-312.
2. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.
3. Амбалова С. А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 05.10.2022).
4. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ // Образовательные технологии (г. Москва). 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-lichnosti-v-period-molodosti-1 (дата обращения: 05.10.2022).
5. Балыкова О.П., Цыбусов А.П., Блинов Д.С., Чернова Н.Н., Ляпина С.А. Исследование культуры питания студентов вузов – одного из факторов формирования здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kultury-pitaniya-studentov-vuzov-odnogo-izfaktorov-formirovaniya-zdorovya (дата обращения: 30.09.2022)
6. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
7. Зарубина Н. Н. Представления о «нормативном теле» как детерминанты изменений в практиках питания россиян // Историческая психология и социология истории. Том 8, номер 1 / 2015
8. Здоровый образ жизни, ЗОЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/ (дата обращения: 06.09.2022)
9. Иванова Т. Н. Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pitanie-molodezhi-kak-integralnyy-pokazatel-kachestva-zhizni-v-usloviyah-realizatsii-doktriny-prodovolstvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 05.10.2022).
10. Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С. Русскоязычная адаптация методики «Шкала оценки пищевого поведения». Международный научно-практический журнал «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология». 2011. № 1(03). С. 39–50.
11. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с
12. Косенко Т.А. Проблемы здорового питания и формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// scienceforum.ru/2016/article/2016025694 (дата обращения: 06.10.2022)
13. Копылова Н.Г., Шолохова Т.Н. Актуальные вопросы организации питания школьников и студентов ВУЗа // Молодой ученый. - 2016. - №8.4. - С. 23 -26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28562/ (дата обращения: 01.10.2022)
14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. – 448 с.
15. Леонова Е.Н. Социально-психологические типы пищевого поведения / Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Педагогика. Психология». 2017. 27(2). C. 174–181.
16. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 361 с.
17. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. М.: Эксмо, 2007. 1040 с.
18. Михайлова А. П., Штрахова А. В. Пищевое поведение в норме, в условиях стресса и при патологии: библиографический обзор // Психология. Психофизиология. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pischevoe-povedenie-v-norme-v-usloviyah-stressa-i-pri-patologii-bibliograficheskiy-obzor (дата обращения: 07.10.2022).
19. Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996.
20. Новоселова Т.И. Общероссийская программа «Здоровое питание — здоровье нации». URL: Новоселова Т.И. Общероссийская программа «Здоровое питание — здоровье нации». URL: http://pfcop.opitanii.ru/about_programm/ index.shtml.
21. Носкова А. В. Питание: методологические подходы к исследованию и повседневные практики. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(6(39)):209–218.
22. Паначев В.Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов / В.Д. Па-начев // Социс: Социологические исследования. — М., 2004. — № 11. — С. 98-100.
23. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социс: Социологические исследования. — М., 2008. — № 2. — С. 83-91.
24. Петровский А.В. Психология и время. Издательство Питер, 2006.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / Психологический журнал. - № 5, 1996. 3-18 с.
26. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С - П., 1999. - 324.
27. Социология молодежи : энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. : Academia, 2008. – 606 с.
28. Страхова И. Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-pitanie-kak-faktor-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 05.10.2022).
29. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные проблемы / В.А. Тутельян // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 8-9.
30. Швецова Л. А. Принципы рационального питания / Швецова Л. А. - [Электронный ресурс]. – URL: http://amurmedia.ru/news/society/30.06.2015/446886/printsipi-ratsionalnogopitaniya-ozvuchila-zaveduyuschaya-habarovskogo-tsentra-zdo.html (время доступа: 07.10.2022)
31. Шурхавецкая Л. П., Тетранова А. И., Кособукова К. С. Проблема здоровья и здорового образа жизни студентов гуманитарного университета / Л. П. Шурхавецкая А. И. Тетранова, К. С. Кособукова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С. 60-64.
32. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М.Б. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАРМЕДИЦИНА, 1999. - 376 с. https://www.studmed.ru/view/broytigam-v-kristian-p-rad-m-psihosomaticheskaya-medicina_8f889b4e3dc.html?page=1&ysclid=l8y9e8tx50664515358