Фрагмент для ознакомления
2
Самостоятельность, граничащая со своеволием. Это те самые моменты, когда ребенок активно настаивает, что должен выполнить определенное действие сам, даже если он пока не может это сделать. [33, с. 92]
Помимо основных симптомов у разных детей могут проявляться агрессия, ревность, обесценивание ранее важных людей и предметов. Родителям в любом случае необходимо не пытаться давить на ребенка, а сохранять спокойствие, демонстрировать малышу положительное отношение и обеспечивать атмосферу спокойствия. Предоставить ребенку определенную долю самостоятельности, не сравнивать его с другими детьми (особенно если сравнение происходит не в его пользу) – действия, которые также помогут продуктивно преодолеть кризис.
Кризис 7 лет – завершающий кризис дошкольного возраста, который символизирует о переходе к младшему школьному возрасту. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок и их типа.
Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:
Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребенка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением. [21, с. 24]
Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6-7летний ребенок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так. Ребенок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого. Так как дети приходят в школу в разном возрасте, кризис тоже может протекать по-разному.
В этом плане особое внимание стоит обратить на тех детей, которые в силу определенных причин идут в школу не вовремя. У детей, которых отправили в школу слишком рано, учебная деятельность ребенка в дошкольном возрасте насильно заменяет игровую, которая пока что является наиболее актуальной для этого конкретного ребенка, что в итоге усложняет адаптацию и усугубляет кризис.
Однако и запаздывать с поступлением в школу не рекомендуется: если ребенок уже объективно готов к тому, чтобы сменить игровую деятельность на учебную, однако до сих пор не может этого сделать, он начинает чувствовать неудовлетворенность своим положением и способен проецировать негативные проявления на родителей. Кризис в этом случае проходит, когда ребенок поступает в школу. [2, с. 264]
Детский психолог – эта та самая третья сторона, необходимая для решения проблемных ситуаций, которые не могут быть решены силами родителей. Возможно, что родители сами не могут понять причин резких негативных перемен с собственным ребенком, и в этом случае вмешательство психолога поможет определить, что происходит. Однако и при условии, что папа и мама понимают причину, но не могут понять, как действовать, психолог может быть полезен.
Одним из распространенных поводов обращения родителей дошкольников к психологам являются фобии – иррациональные страхи, которые мешают ребенку нормально жить. Наличие чего-то, чего боится ребенок, в этом возрасте нормально, однако интенсивность переживаний, вызываемых предметом фобии, негативно влияет на психику и требует вмешательства профессионала. Кроме того, поводом для похода к психологу вместе с дошкольником является чрезмерная агрессия, застенчивость, гиперреактивность, сложности с адаптацией в школе или какое-то негативное событие (например, смерть близкого родственника), для переживания которого ребенку требуется помощь со стороны. [20, с. 231]
Развитие речи детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте освоение речи переходит на новый уровень. В этот период ребенок понимает, что именно речь является наиболее эффективным инструментом социального взаимодействия и актуальна абсолютно во всех видах деятельности. Это приводит ко всестороннему развитию речи, а именно: Звуковая культура. У дошкольников интенсивно развивается фонематический слух, они обращают внимание на то, как правильно произносить звуки. Процесс фонематического развития завершается именно в этом возрасте. Словарный запас. Дошкольник не только обладает значительно большим словарным запасом по сравнению с ребенком до трех лет – эти слова обладают уже другими значениями, поскольку дети умеют обобщать и обозначать одним словом целую категорию предметов.
В старшем дошкольном возрасте употребление слов становится более абстрактным. Грамматический строй. Ребенок в дошкольном возрасте усваивает склонения, спряжения, морфологическую систему языка, за счет чего учится правильно применять их. На дошкольный период приходится этап словотворчества, когда ребенок придумывает собственные слова на основании грамматических стереотипов. Хотя словотворчество начинается еще в 2 года, оно охватывает существенную часть и в дошкольном периоде, продолжаясь примерно до 5 лет [34, с. 262]
После пятого дня рождения ребенок старается осмыслить слова на основе их созвучия, что иногда приводит к ошибочным сопоставлениям. Если в раннем возрасте речь носит ситуативный характер, то для дошкольников характерно развитие двух других ее форм – контекстной и объяснительной. Для контекстной речи характерно раскрытие высказывания в контексте, в то время, как объяснительная форма используется для передачи сложного содержания – например, объяснения сверстнику правил новой игры.
Объяснительная речь считается самой сложной речевой формой, доступной дошкольнику.
Деятельность ребенка в дошкольном возрасте Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра в ее сюжетно-ролевой форме. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание определенной ситуации, в которой каждый ребенок берет на себя определенную роль, как правило, копируемую с реальной взрослой жизни. В ходе игры используются предметы-заместители; если сюжетом игры становится поход в магазин, в форме денег могут выступать листья с деревьев или нарезанная бумага, а в качестве товаров – игрушки или что-то еще. [19, с. 214]
Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на многие стороны развития ребенка: развитие воображения, умение действовать в соответствии с правилами, умение общаться с другими детьми. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте переходит на новый этап развития, поскольку еще в начале этого периода у ребенка появляется знаковая функция сознания – он начинает соотносить предмет с изображением.
Ребенок начинает понимать, что изображение – это замена реального объекта, а не собственно объект. При этом стимулом к развитию изобразительной деятельности также является стремление передать смысл рисунка другому человеку, а это значит, что данный рисунок должен быть узнаваем и похож на оригинал. Изобразительная деятельность является отличным способом развития мелкой моторики. [1, с. 175]
Для дошкольника важна и такая форма деятельности, как труд, ведь именно в этом возрасте важно сформировать правильное отношение к трудовой деятельности. Если ребенок стремится что-то сделать самостоятельно, не следует мешать этому. Учите его ставить цели и находить пути, необходимые для получения желаемого результата. Несложные трудовые поручения может ставить как педагог в детском саду, так и родители дома. Обязательно требуется подвести итог выполненной работе и похвалить ребенка – так формируется его мотивация.
2.2 Особенности самооценки и агрессивности в среднем дошкольном возрасте
Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л. Келе, Р. Кулка, Д. Клингель), и связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением. [4, c.18]
Основная цель девиантного поведения – это чаще всего повышение своего самоуважения. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель? В какой-то мере это удается. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида: «Детское самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл». [21, c.34]
Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Школьники, которые оцениваются своими сверстниками как «самые неприятные», в общении со сверстниками чаще демонстрируют социальное поведение, как вербальное (угрозы, ругательства), так и физическое (удары, пинки), вызывающее неприязнь.
«Самые неприятные» проявляли также наибольшую неуживчивость и наибольшую готовность подраться. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знакомыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как в классе. Неприязнь сверстников, и агрессивность — параметры, сохраняющиеся в различных ситуациях, то есть, если ребенок агрессивен и нелюбим в школе, он, скорее всего, будет агрессивен и нелюбим и в другой окружающей обстановке. [27, c.17]
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андрющенко В. Теле терминатор // Здоровье. 1996.- №10. - с. 38-39.
2. Анастази А. Психологическое тестирование, т. 2 - М., Педагогика, 1999. - 180с.
3. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. - 512с.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512с.
5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 336с.
6. Божович Л. И. Личность ребенка и ее формированием в детском возрасте. - М.: Сфера, 2002. 125-230с
7. Виноградова И., Куликова Т. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 367с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1997. - 800с.
9. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников /Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.-М.: Педагогика, 1984.- 128с.
10. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие - М.: Академия, 2001. -319с.
11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1986. - 127с.
12. Зверева С. В., Музалевекая Н. И., Томанов Л. В. Каменекая В. Г. Дифференциальные психофизиологические признаки различной интеллектуаль-ной успешности детей дошкольного возраста / Психологический журнал, 2000, т. 22, М 1, с.57-68
13. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. А. Татлыбаева. - СПб.: Издательство «Питер». 1999. - 464с.
14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. 1997. с. 135 - 240с
15. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко; Под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1985. - 431с.
16. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1998.-112с
17. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М.: Изд-во МГУ, 1999.-141с.
18. Калягина Е А Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников / Автореф канд дисс М, 1998
19. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. с. 210-239
20. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.
21. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис. 2000. - 192с.
22. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение, 1990.-160с.
23. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие -М.: Академия, 2000. с. 140- 142
24. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. - 2-е изд. Перераб. И доп. - Уфа. 2000. - 316с.
25. Советы молодым родителям // Сост. Н.П. Мазина. - Казань: Татарское книжное издательство. 1988. - 224с.
26. Сироткин Л. Ю., Хушахметов А. Н. Младший школьник его развитие и воспитание. - Казань. 1998.
27. Уманец Л.И. Роль самооценки в отношениях дошкольников // Вопросы психологии. 1987. №4. с. 68.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999. с. 401.
29. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. М. 2000. с. 342.
30. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996 с. 67-125
31. Хухлаева О. Классификация нарушений // Школьный психолог. 2001. - №41. - с.4.