Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из значимых проблем психологии является проблема влияния тревожности человека на успешность его деятельности, независимо от того, какая это деятельность. Больше исследований рассматривается в области влияния тревожности на учебную деятельность. Актуальность темы исследования можно объяснить постоянным обновлением и содержанием обучения, что нередко вызывает тревожность субъектов. Тревожность является ведущим фактором, который оказывает негативное влияние на формирование положительной мотивации к процессу обучения.
По данным ВОЗ, ежегодно около 100 млн. жителей планеты обнаруживают признаки тревоги. Прежде всего, это связано с различного рода стрессами. Особенно актуальной проблема тревожности является для представителей молодёжи подросткового возраста. Подростки остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире. Если у субъекта отсутствуют условия для индивидуализации и позитивной реализации своих возможностей, при выполнении какой либо деятельности, их самоутверждение может принимать неправильные формы. Проявления тревожности бывают разнообразными. Это может быть сниженная активность на занятиях, скованность при ответах, избегание общения со сверстниками и др. Результатом больших эмоциональных нагрузок могут являться различные психосоматические заболевания. Всё это не может не сказываться на тревожности человека и потери им мотивации к любимым занятиям. В последнее время существенно усилился интерес психологов к изучению темы тревожности.
Данной проблеме посвящены труды К. Роджерса, Л. И. Божович, А. М. Прихожан и др. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблема связи тревожности и успешности деятельности освещена недостаточно полно. Эмпирические исследования в этой области немногочисленны и носят разрозненный характер. Это определило тему исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь тревожности и успешность деятельности школьников.
Объект исследования: тревожность школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и успешности художественной деятельности у школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности и успешности деятельности у школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать существующие теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии.
2. Отобрать теоретические основания гипотезы о связи тревожности и деятельности человека.
3. Описать организацию и методы исследования.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1.Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.
2. Шкала тревожности (модификация Г.Ш. Габдреевой).
3. Методика для диагностики мотивации (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов, с целью профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний обучающихся, ведущих к формированию повышенного уровня тревожности.
База исследования. Эмпирическое исследование было организовано
на базе студии рисования художественного Центра. Выборку исследования составили 100 школьников, 79 девочек и 21 мальчик.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование влияния
уровня тревожности человека на успешность деятельности
1.1. Изучение тревожности как психологического явления
Проблема тревожности людей не перестает быть актуальной. Повышенный уровень тревожности субъекта всегда негативно сказывается на качестве функционирования личности. Тревожность практически всегда снижает уверенность человека в своих силах и возможностях. В этой связи, вполне закономерно, что проблемы тревожности практически всегда находятся в сфере внимания специалистов.
Р.С. Немов придаёт большое значение исследованию состояния тревоги. Он рассматривает тревожность как свойство и состояние личности. Тревожность школьников находится в центре научных интересов Н.Г. Кутеповой. Ею отмечено, что школьники с высокой тревожностью отождествляют себя с трагическими персонажами. У них вследствие ожидания опасности снижается продуктивная активность. Для преодоления высокого уровня социальной тревожности Е.П. Ильин описывает способ снижения тревожности с учетом ведущей деятельности .
Школьники часто испытывают страх ошибки, неудачи, или плохой отметки в зависимости от своих притязаний. Их всегда страшит критика учителя, насмешки одноклассников, или недовольство родителей их успеваемостью.
К. Р. Сидоров, обобщая экспериментальные данные констатирует, что тревожность школьников вызывается большими учебными нагрузками и сложностью изучаемого материала. Особенно это сказывается на подростках со слабой нервной системой и с неуравновешенностью нервных процессов. Как правило, у таких школьников всегда наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость. Результаты, Е. В. Новиковым и А. М. Прихожан, показывают, что устойчивая тревожность превращается в актуальное состояние личности и препятствует решению любых задач, связанных с какой либо деятельностью подростка. При этом, информация об успехе будет способствовать решению трудной задачи в какой либо деятельности. При повышенном уровне притязаний субъекта относительно самооценки, отмечается повышение результативности учебной, или какой либо иной деятельности.
У школьников с повышенной тревожностью наблюдаются высокие показатели психометрического интеллекта. В нестандартной ситуации у тревожных субъектов часто происходят срывы. Медики называют это вегетативными реакциями и неврозоподобными психосоматическими нарушениями. У человека наблюдается повышенная утомляемость, повышен уровень эмоционального возбуждения и всё это сопровождается ослаблением иммунной системы и функциональными нарушениями . В условиях инновационного обучающего и развивающего пространства повышению уровня тревожности способствуют низкие показатели активности, инициативности и работоспособности.
Всё это становится препятствием для удовлетворения потребности в самостоятельности и от этого снижается психическая активность. Подростки с повышенной тревожностью не решительны в выборе своих поступков. Они не уверены в себе и избегают отношений с новыми людьми. В стрессовых ситуациях они подвержены простудным заболеваниям, нарушениям сердечно - сосудистой системы и аллергическим реакциям. Это несомненно будет влиять на любой вид деятельности субъекта. О. В. Кузнецова считает, что для высокотревожных школьников характерна гиперответственность. Школьники подросткового возраста с оптимальной тревожностью гибко и вариативно используют все стратегии поведения в конфликте и демонстрируют психологическую устойчивость личности .
Е. И. Стрижиус описывает у старшеклассников тревожность выпускника в ситуации экзамена, так называемую экзаменационную тревожность. Может также возникать мотивационная тревожность. Школьники с высокими показателями тревожности отличаются наличием мотивации избегания неудачи и стремятся к социальной безопасности. На практике они используют неэффективные копинг - стратегии, такие как уклонение и избегание. А. Г. Илюхин оценочную тревожность рассматривает в контексте структуры поведения подростков. Оценочная тревожность нарушает когнитивные процессы и способствует снижению результатов любой деятельности. Важно чтобы деятельность, в которой участвуют подростки, была эмоционально привлекательной и социально значимой. Она должна способствовать их творческой самореализации и обогащать личностные ресурсы.
Тревожные личности обладают фрустрированными потребностями, низкими показателями социальной смелости и склонны испытывать страх отвержения и вины. Им трудно отстаивать личные интересы и общаться со сверстниками. У них часто не получается устанавливать межличностные контакты. Такие личности самоизолируются и уходят во внутренний мир. Высокий уровень социальной тревожности связан с трудностями, возникающими, прежде всего в учебной и оценочной деятельности. Высокотревожные субъекты выбирают неконструктивные способы преодоления тревожности, такие как избегание, снижение социальных контактов. Тревожность является распространенным явлением в любой деятельности, обусловленной стилем общения педагогов со школьниками. Их пугает несправедливая оценка любой их деятельности. Их могут смущать реплики, порицание, или социальный контроль. Высокая тревожность приводит к кризису на стадии профессионального самоопределения и др. Многие школьники отличаются низкой самооценкой и высокой самокритичностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, А. А. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков [Текст] / А.А. Абрамова // Тюменский медицинский журнал. – 2012. – № 1. – С. 3–6.
2. Аркаева, М. Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников [Текст] / М.Ю. Аркаева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 51–55.
3. Асадчикова, А. А. Тревожность и агрессивность, дестабилизирующие факторы формирования личности [Текст] / А.А. асадчикова // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всероссийской научно -практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов (Тюмень, 17 апреля 2013 г.). – Тюмень, 2014. – С. 232-234.
4. Березнева, Е. Ю. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье [Текст] / Е.Ю. березнёва // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-2. – С. 357-360.
5. Бусыгина, И. С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности [Текст] / И.С. Бусыгина // Вестник Южно – Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – No2. – С. 93-97.
6. Бутылецкая, В. И. Взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и успеваемости в учебной деятельности у старшеклассников [Текст] / В.И. Бутылецкая // Психология учебной и профессиональной деятельности (Владимир, 27-28 марта 2018). – Новосибирск: Академиздат, 2018. – С. 181-183.
7. Горшков, Е. А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе [Текст]/ Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 46-51.
8. Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25568/ (дата обращения: 25.10.2022).
9. Давыдова, С. Е. Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения / С. Е. Давыдова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 178-182. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33723/ (дата обращения: 25.10.2022).
10. Евдокимов, В. И. Проективная психодиагностика [Текст] / В.И. Евдокимов // СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
11. Ковпак, Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта [Текст] / Д.В. Ковпак // СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
12. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева // СПб.: Речь, 2004. – 210 с.
13. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 25.10.2022).
14. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] А.М. Прихожан // 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
15. Саппа, Н. Н. О социальной тревожности курсантов [Текст] / Н.Н. Саппа // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – No 1(72). – С. 36–39.
16. Селезнева, Е. В. Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности в разные возрастные периоды / Е. В. Селезнева, И. А. Александров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 166-171. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55939/ (дата обращения: 25.10.2022).
17. Скворцова, М. В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: дисс... канд. психол. Наук [Текст] М.В. Скворцова // Самара, 2004. – 216 с.
18. Хмелева, Ю. А. Характеристика тревожности как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении [Текст] / Ю.А. Хмелёва // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – No 6 (6). – С. 517-519.
19. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К. Хорни // пер. с англ. В. В. Старовойтова; общ. ред. Г. В. Бурменской. – СПб.: Речь, 2016. – 478 с.
20. Цветков, В. Л. Социальная тревожность курсантов в контексте психологической защиты [Текст] / В.Л. Цветков // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2016. – No 4 (67). – С. 63-66.
21. Щербинина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков [Текст] / О.А. щербинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 3 (125). – С. 108-113.