Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов реформирования системы государственной службы не вызывает сомнений, поскольку на настоящий момент она в полном мере не сформирована. Прежде всего, реформирование заключается в сокращении затрат на содержание государственного аппарата, увеличении оперативности в принятии решений и повышении репутации и престижа государственной службы.
В процессе реформирования государственной системы современной России важное значение имеет развитие эффективно функционирующей государственной службы, обеспечивающей слаженную и эффективную работу государственных служащих. Существенная роль в повышении эффективности госаппарата отведена госслужащим, призванным выполнять функцию посредников в отношениях между государством и обществом.
Тема реформирования государственной службы отражена в работах многих отечественных авторов, к примеру, А.Ю. Коньковой, А.С. Лолаевой, А.В. Нешатаева, Н.М. Ребрищева, Д.С. Саралиновой, Т.С. Соболь, А.Г. Чепусова, В.И. Шарина и других.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Государственная служба как социальный институт: понятия и принципы
Деятельность государственных служащих играет наиважнейшую роль в управлении политической, экономической и социально-культурной сферами в нашей стране, а также в укреплении государства. Происходящие в последнее время изменения во всех сферах жизни российского общества порождают все новые требования, предъявляемые к государственным служащим. Еще на стадии перехода к рыночным отношениям деятельность государственного аппарата перестало соответствовать основным задачам рыночных реформ, что привело к необходимости реформ и в сфере государственной службе.
Уже несколько десятилетий структура государственной службы в нашей стране находится на стадии реформирования, целью которого стало создание нового государственного аппарата, способного функционировать в новых политических и экономических условиях.
Принятым в 2003 году новым Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определены ключевые правовые и организационные основы системы госслужбы, включающей гражданскую, военную и иные виды государственной службы.
Гражданская служба включает федеральную госслужбу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и госслужбу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
1.3 Зарубежные модели реформирования государственной службы
Говоря о зарубежных моделях реформирования госслужбы, стоит рассмотреть модели США, Великобритании, Франции, Германии и Японии. Отечественными авторами рассматриваются всего пять моделей функционирования госслужбы:
традиционная;
рыночная ;
участвующая;
гибкая;
дерегулированная.
Сущность «традиционной» модели заключается в том, что госслужба ориентирована на существующую в государстве власть. Такая модель организации госслужбы с характерной линейной структурой и так называемым «директивно-распорядительным способом» регулирования, существовала до второй половины ХХ века. На сегодняшний день эта модель морально устарела.
«Рыночная» модель госслужбы функционирует в США. Но на сегодняшний день оспаривается ее эффективность на фоне мировых экономических кризисов, начиная с 2008 года. Сущностью данной модели является ориентированность госслужбы на гражданское общество, как на «потребителей», что позволял обеспечить эффективное качество предоставляемых госуслуг .
Так называемая «участвующая» модель госслужбы широкое применение имеет в европейских странах, в частности, во Франции и Германии. В основе данной модели – функционирование неформальных способов регулирования эффективности госслужащих, таких как, например,
общественный контроль госслужащих (общественное одобрение или порицание действий того или иного госслужащего);
контроль за репутацией госслужащих.
2.2 Анализ мероприятий реформирования гражданской службы в Пермском крае
На 2020 – 2021 годы в Пермском крае утверждена программа развития гражданской службы, направленная на формирование качественного кадрового резерва.
Формирование резерва осуществляется путем оценки кандидатов и их развития с последующим назначением на определенные должности в соответствии с текущими потребностями и существующими резервами. Актуальным представляется реализация системного подхода к профессиональному развитию кадров. Однако сложившаяся практика формирования кадрового резерва имеет ряд негативных сторон:
низкая оценка значимости кадрового резерва, что ведет к низкой активности граждан;
3 РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Проблемы реализации направлений реформирования гражданской службы
Основной проблемой госслужбы в России является ее престижность. Вопрос о престиже госслужбы можно рассмотреть с двух сторон: с одной – общественное мнение о госслужащих как о социальном элементе, а с другой – общественное мнение о ценности госслужбы.
Гражданская служба вызывает в обществе наиболее противоречивое мнение, ассоциируясь у общества с бюрократией, «чиновничеством» и коррупцией. По данным социологических опросов к чиновникам более 90 % граждан относятся негативно. Но в то же время при оценке качества оказываемых госуслуг, почти 80 % граждан высказали удовлетворение качеством оказанных услуг. Следовательно, реформа гражданской службы, в целом повысив престиж государства как социального института, не повысила престиж самой гражданской службы и авторитета госслужащего .
Наиболее острыми являются кадровые проблемы. Ухудшается профессиональный состав госслужащих из-за низкой заработной платы. Усиливается дефицит госслужащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Сохраняется преобладание госслужащих с непрофильным образованием. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины – на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных служащих сочетается с наличием большого числа вакансий, что в первую очередь связано с низкой оплатой труда госслужащих.
Для устранения негативных тенденций в реформировании системы госслужбы необходимо обеспечить решение следующих проблем:
наличие противоречий и пробелов в законодательстве о госслужбе;
нарушение принципа единства госслужбы и системы управления ею как на федеральном, так и региональном уровне;
недоработки в законодательных механизмах взаимодействия государственной и муниципальной службы;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 07.10.2022)
2. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022) – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/13935f8c409f17f399cf2cddcf5da0638c9e6fe4/ (дата обращения 07.10.2022)
3. Указ Губернатора Пермского края от 14 января 2021 года № 2 «Об утверждении перечня мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Пермского края на 2021 год» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/571082867?ysclid=l8zt1xzth4377786558 (дата обращения 06.10.2022).
4. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 607 с.
5. Багаева А.В. Фигура чиновника-ученого: персональные связи государственного управления и науки // Социология. – 2022. – № 4. – с. 70–78.
6. Гришковец А.А. Административная реформа Российской Федерации: истоки, современное состояние, перспективы // Труды Института государства и права РАН. – 2020. – Том 15. № 2. – с. 136–157.
7. Дикажев М.М. К вопросу о перспективах применения зарубежных моделей комплектования и функционирования государственной службы в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – с. 255–260.
8. Колбасов, Д. Б. Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения / Д.Б. Колбасов. – Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – с. 68–72 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16179/ (дата обращения: 08.10.2022).
9. Конькова А.Ю. Государственная гражданская служба в России: правила, традиции, документы, технологии / А.Ю. Конькова, А.В. Бадьина // История и архивы. – 2022. – № 3. – с. 33–34.
10. Лолаева А.С. Место электронного правительства в системе государственного управления // Право и политика. – 2022. – № 2. DOI: 10.7256/2454-0706.2022.2.37511[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37511 (дата обращения 07.10.2022).
11. Нешатаев А.В. Формирование муниципальных округов в Пермском крае: отношение муниципальных и государственных служащих // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2021. № 3 – с. 3–6.
12. Ребрищев Н.М. Этапы реформирования и проблемы развития института государственной службы в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. – 2022. – № 1. DOI: 10.7256/2306-9945.2022.1.33857 – Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33857 (дата обращения 05.10.2022).
13. Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: монография / Б.В. Россинский. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 168 с.
14. Саралинова Д.С. Формирование кадрового резерва государственной службы / Д.С. Саралинова, Р.С.-Э. Юшаева // Журнал прикладных исследований [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kadrovogo-rezerva-gosudarstvennoy-sluzhby/viewer (дата обращения 06.10.2022)
15. Соболь Т.С. Актуальные аспекты развития института государственной гражданской службы / Т.С. Соболь, К.Г. Тупотилова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2019. – № 4 (31). – с. 87–95.
16. Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: сборник докладов XI международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону, 26 ноября 2020 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2021. – 426 с.
17. Чепусов А.Г. Бизнес-методики для аттестации государственных служащих в России: проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2020. – Т. 7, № 4. – с. 316–321.
18. Шарин В.И. Система мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Human progress. – 2017. – Том 3, № 4 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://progress-human.com/images/2017/tom3_4/Sharin.pdf (дата обращения 08.10.2022).
19. Историческая справка // Сайт Министерства социального развития Пермского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minsoc.permkrai.ru/o-vedomstve/obshchaya-informatsiya/istoricheskaya-spravka (дата обращения 07.10.2022)
20. Полномочия / Сайт Министерства социального развития Пермского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minsoc.permkrai.ru/o-vedomstve/polnomochiya (дата обращения 06.10.2022).
21. Структура // Сайт Министерства социального развития Пермского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minsoc.permkrai.ru/struktura-ogv/ (дата обращения 07.10.2022)
22. Текущие конкурсы на включение в кадровый резерв // Государственная гражданская служба Пермского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gs.permkrai.ru/index.php/poryadok/tekushchie-konkursy/33-na-vklyuchenie-v-kadrovyj-rezerv (дата обращения 07.10.2022)
23. Пермский край вошел в десятку рейтинга по уровню коррупции // Новости телеканала «РБК» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/60470b279a79472b51a390b6 (дата обращения 08.10.2022)