Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Психологическая природа воли 5
1.1. Воля как характеристика сознания 5
1.2. Анализ теоретических подходов к исследованию воли 6
2. Понятие о темпераменте 10
2.1 Темперамент как индивидуальная, психологическая особенность личности 10
2.2.Физиологическая основа темперамента 12
2.3.Типология темпераментов 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Знание и учет индивидуально-психологических свойств и качеств необходимы для реализации индивидуального подхода к задачам в труде и учебе, более успешному самообразованию, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития личности.
Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями.
Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
Приступая к рассмотрению данной проблематики, необходимо прежде всего подробно рассмотреть саму сущность понятия воли и темперамента, а также изучить тот контекст, в котором рассматриваются данные характеристики личности в психологической науке.
Таким образом, обе данных характеристики являются крайне важными в развитии личности, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятия темперамента и воли.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть психологическую природу воли.
2. Проанализировать темперамент как индивидуальную психологическую особенность личности, его физиологические основы и типы темперамента.
Объект исследования – особенности воли и темперамента как психологических характеристик личности.
Предмет исследования – воля и темперамент.
1. Психологическая природа воли
1.1. Воля как характеристика сознания
Воля в качестве характеристики сознания и деятельности появилась вместе с возникновением социума и трудовой деятельности. Волевые процессы являются важным элементом психики индивида, которая тесно связана с познавательной мотивацией и эмоциями. Волевые акты подразделяются простые и сложные. К простым необходимо отнести те, при осуществлении которых человек без каких-либо сомнений добивается поставленной цели, он понимает, чего и каким образом он будет достигать, то есть побуждение к действию переходит в собственно действие автоматически.
Сложное волевое действие характеризуется следующими этапами:
1) осознание цели и стремление к ее достижению;
2) осознание наличия возможностей для достижения цели;
3) возникновение мотивов, которые утверждают или отрицают данные возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей как решения;
6) осуществление решения, которое было принято;
7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут реализованы [7, с. 56].
Таким образом, воля представляет собой важную характеристику еще и по той причине, что она необходима для выбора цели, принятия решения, а также для преодоления препятствий, что требует определенных волевых усилий, представляющих особое состояние нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные возможности индивида. В общей и возрастной психологии воля проявляется в качестве уверенности ребенка или взрослого в собственных силах, как решимость для совершения того поступка, который субъект деятельности считает необходимым в данной ситуации [2, с. 64].
В процессе выполнения различных видов деятельности и преодоления внешних и внутренних препятствий, личностью вырабатываются волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М: Просвещение, 2009. – 320 с.
2. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 2011.- №1. – С. 32-35.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 352 с.
4. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М.: ЧеРо, 2016. − 336 с.
5. Дифференциальная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. А. Государев. − М. : Ось-89, 2006. − 112 с.
6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Академия, 2011 – 460 с.
7. Ильин Е. П. Психология воли. – Спб: Питер 2000 – 288 с.
8. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. – 2009. – №2. – С. 15-18.
9. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.:, 2000. – 130 с.
10. Психология : учебник для педагогических спец. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. − 2−е изд., стереотип. − М. : Академия, 2001. − 512 с.
11. Психология индивидуальных различий : Учеб. пособие для психол. спец. вузов / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 2-е изд. − М. : ЧеРо, 2002. − 776 с.
12. Психология : учебник для сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. − М. : Академия, 2001. − 464 с.
13. Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. – М: Высшая школа, 2015. – 345 с.
14. Симонов П.В, Ершов М.П. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 2014. − 161 с.
15. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. – М.: Проспект, 2016 – 248 с.