Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных психологических свойств, которые включают в себя: темперамент, характер, направленность и способности. В процессе работы и во взаимодействии с другими людьми человек всегда проявляет эти черты. Знание и учет индивидуальных психологических свойств и качеств людей необходимы руководителю организации для реализации индивидуального подхода к ее сотрудникам, для более успешного обучения, адаптации к условиям профессиональной деятельности и группового взаимодействия, для оптимального стимулирование и мотивации, для достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.
Интерес менеджмента к человеку и его личности является как когнитивным, так и прагматичным. Знание индивидуальных и личностных характеристик сотрудников является ценным для организации в первую очередь в той степени, в которой оно позволяет менеджерам организовывать поведение подчиненных и коллег в различных рабочих ситуациях, выбирать желаемый стиль управления и принимать правильные управленческие решения. Различие людей и бесконечное разнообразие индивидуальных характеристик приводят к постоянной проблеме, с которой сталкивается руководитель: как управлять, как прогнозировать взаимодействие в команде, как реагировать на изменения.
Лидер – это социальная роль, которая предполагает как определенные права и обязанности, закрепленные в законе, так и определенный стиль поведения и общий культурный уровень. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед теми, кто его назначил (избрал, утвердил) и имеет определенные возможности санкционирования-наказания и поощрения подчиненных с целью влияния на их производственную и другую деятельность. Руководитель имеет официально регламентированные права и обязанности, а также представляет группу (команду) в других организациях.
Актуальность темы, выбранной для написания данной курсовой работы, обусловлена тем, что центральное место в процессе решения большинства проблем управления в организации принадлежит руководителю, которому приходится сталкиваться со все более сложными задачами и нести большую ответственность за их решение и результаты. И с этой точки зрения очень важно понимать, как руководитель решает сложные проблемы, какие личные качества позволяют ему находить оптимальные решения, делают его профессионалом в своей области, а также как формировать эти качества.
Цель работы – изучить практику применения профессионально-значимых личностных качеств руководителя.
Для достижения поставленной цели в процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие лидерства как основного свойства руководителя организации;
- рассмотреть свойства личности руководителя, определяющие эффективность его управления;
- выделить отличительные навыки и личностные характеристики, необходимые руководителям на разных уровнях управления;
- рассмотреть проблемную ситуацию в управлении коллективом организации, связанную с личностными характеристиками руководителя и предложить ее решение.
Объектом исследования является совокупность личностных характеристик руководителя.
Предметом исследования является практическое применение знаний о личностных характеристиках руководителя с целью повышения эффективности управления в организации.
Структурно работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие лидерства как свойства руководителя в организации
Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т. п. Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства как процесса предполагает наличие влияния на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.
Следовательно, широкое понимание лидерства включает:
- влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
- влияние на согласование поведения для достижения целей;
- влияние на групповую поддержку;
- влияние на организационную культуру.
Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Все перечисленное относится к неформальному лидерству.
Лидерство в организации предполагает выполнение следующих действий:
- Подбор и сплочение команды.
- Принятие решения и его донесение до участников процесса.
- Создание условий для эффективной реализации плана.
- Своевременное реагирование на изменения и адаптация стратегии.
- Координация работы исполнителей.
- Подведение итогов работы и анализ результата.
Типы лидерства в организациях различаются в зависимости от целей и задач, а также от уровня, на котором действует конкретный человек.
Выделяют три уровня лидерства:
1. Лидеры малых групп – это собственники бизнеса, топ-менеджмент предприятий, которым принадлежит максимальный объем властно-распорядительных полномочий в данной группе. Более того, такой лидер сам формирует эту общность, увольняя и нанимая людей. Личные качества лидера в данном случае играют ключевую роль, так как процесс совместной работы каждого члена команды с лидером непрерывен и напрямую влияет на эффективность компании в целом. Общность оценивает такого лидера как индивидуально, так и по совокупности действий. Такой человек – центр группы, ее мозг и сердце. К нему обращаются в случае возникновения сложных вопросов, при нехватке нужной информации, а также при необходимости разрешить конфликт внутри команды или помочь новичку влиться в коллектив. Члены команды знают, что лидер способен объяснить практически все, дать совет в любой ситуации и поддержать в нужный момент. Если же по какой-то причине лидер не в состоянии разрешить ситуацию, он подскажет, к кому можно обратиться за помощью, поможет наладить коммуникацию и обязательно поинтересуется результатом. Его коммуникабельность и организованность, помноженные на прагматичность, помогают находить нестандартные решения и обеспечивают реализацию поставленных задач успешно и в срок. Самый сильный лидер – это лидер, сочетающий в себе сразу три аспекта: деловой, информационный и эмоциональный. Но такая комбинация встречается крайне редко. Чаще в человеке «уживаются» две ипостаси. Но и этого вполне достаточно для поддержания авторитета в группе.
2. Лидер второго уровня – человек, в подчинении у которого могут находиться как трудовые коллективы, так и социальные общности и группы. Они выдают лидеру аванс поддержки и доверия. Этот аванс повышает степень влияния лидера, так как суммируется с его личными качествами и деловым опытом. Его деятельность ценится тем больше, чем больше выданный кредит доверия и чем он точнее определяет цель и пути ее достижения.
3. Лидер третьего уровня – руководитель, для признания авторитета которого наименьшее значение имеют его личные качества – предполагается полное сосредоточение власти. Умения формулировать задачи и находить вектор их решения, налаживать коммуникации и обмен мнениями с властями, владеть даром убеждения выходят на первый план в данном типе лидерства против, например, первого типа, где личные качества лидера имеют главное значение. Можно сказать, что лидер данного уровня – это глава не просто предприятия, но корпорации, объединяющей несколько фирм, или глава полноценного социального института. Для него становится важно умение выстроить диалог не столько с командой, сколько с политиками, а основу его деятельности составляет личная культура.
Существует множество различных типологий стилей лидерского управления, но представленная ниже наиболее полно отражает весь спектр возможных вариантов. Согласно данной типологии выделяются следующие стили лидерства в организации.
Деловое лидерство. Данный стиль лидерства базируется на компетенциях руководителя, его умении организовать работу группы, авторитете и весе руководителя в деловом обществе. Такой стиль лидерства необходим в производственных компаниях и играет важную роль в вопросах повышения эффективности производства.
Эмоциональное лидерство. Такому лидеру не подчиняются, а доверяют, за ним следуют, потому что с ним спокойно и комфортно. Данный стиль лидерства в организации в большей степени основан на симпатиях общности, умении лидера снимать социальное напряжение и обеспечивать комфортный психологический фон.
Ситуативное лидерство. Как следует из названия, такой лидер проявляет себя время от времени и, как правило, лишь в критической ситуации. При этом не имеет значения, какого рода возник вызов – деловой или психологический – данный тип лидера способен на урегулирование любого форс-мажора.
Еще одна популярная типология так же делит лидерство на три вида, но в зависимости от свойств самого лидера, проявляемых им в процессе коммуникации с группой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. 7 главных этапов совершенствования предприятия // Генеральный директор. – 2017. – №1 (январь). – С. 52-56.
2. 11 методов оценки работы топ-менеджеров без тотального контроля // Генеральный директор. – 2017. – №6 (июнь). – С. 85-89.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670с.
4. Игебаева, Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. / Ф.А. Игебаева // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 42. – С. 280–282.
5. Игебаева, Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. / Ф.А. Игебаева // В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». – 2016. – С. 55–57.
6. Клестов, Я.И. Лидерство как альтернативный метод управления организацией / Я.И. Клестов // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2012. – №6. – С.79–84.
7. Парахина, В.Н. Теория организации: учебное пособие / В.Н. Парахина, Т. М. Федоренко. – М.: Кнорус, 2014. –296 с.
8. Пугачев, В. П. Стратегическое управление человеческими ресурсами организации: учебное пособие / В.П. Пугачев. – Москва: КноРус, 2016. – 207 с.
9. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014. – 320с.
10. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 383c.
11. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов – М.: Маркетинг, 2015. – 892с.
12. Балашов, В.Г. Рост и прорыв в лидеры. Практикум по преодолению кризиса / В.Г. Балашов, В.А. Ириков, С.И. Иванова. – Москва: Высшая школа, 2015. – 336 c.
13. Вилинская, О. Какие компетенции необходимы сотруднику на руководящей должности / Вилинская О. // Журнал финансовый директор, – 2014, №2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fd.ru/articles/39398- kakie-kompetentsii-neobhodimy-sotrudniku-na-rukovodyashchey-doljnosti
14. Вишнякова, М.В. Описание типологии MBTI / М.В. Вишнякова // Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/vishmbti.htm
15. Джек Зенгер, Джозеф Фолкман 10 качеств инновационного лидера 12 января 2015) // режим доступа https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/p15122
16. Кальченко, Л.А. Лидерские качества – необходимые качества для ме- неджеров высшего звена [Электронный ресурс] / Л.А. Кальченко. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/avtorskaya_statya/Liderskie_kachestva/2
17. Касс, П. Менеджер или лидер: почувствуйте разницу [Электронный ресурс] / П. Касс. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=12317
18. Лидерство как инструмент эффективного управления // режим доступа http://hr-portal.ru/article/liderstvo-kak-instrument-effektivnogo-upravleniya
19. Мирошниченко, А.Н. Организационное поведение (электронный учебник) / А.Н. Мирошниченко // режим доступа http://free.megacampus.ru/xbookM0021/index.html?go=part-015*page.htm
20. Официальный сайт ООО «РЕЗКОМ КАВЕРС» – https://rezcom.ru/