Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Правотворчество имеет огромное значение для нормального функционирования каждого региона, а взаимодействие центральной и региональной законодательной власти может быть источником как конфликтов, так и источником сбалансированного и позитивного развития того или иного региона.
Цель работы - проанализировать и охарактеризовать правотворчество и его виды в деятельности государственных органов.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
изучить правотворчество: понятие, признаки, цели и задачи;
рассмотреть принципы и виды государственного правотворчества;
раскрыть стадии правотворческого процесса;
охарактеризовать нормативные правовые акты, регламентирующие правотворчество;
изучить виды НПА, издаваемых в Комитете по информатизации связи г. Санкт-Петербург;
проследить порядок подготовки НПА в Комитете по информатизации и связи г. Санкт-Петербург;
изучить порядок оформления НПА в Комитете по информатизации и связи.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правотворческой деятельности в деятельности государственных органов.
Предмет исследования - правовые нормы, определяющие основы правотворческой деятельности в деятельности государственных органов.
При проведении работы были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, формально-юридический, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения.
Глава 1. Теоретические аспекты правотворчества в деятельности государственных органов
1.1. Правотворчество: понятие, признаки, цели и задачи
Любое демократическое государство определяет и устанавливает пределы общественных отношений, которые возникают и существуют в объективной реальности на его территории. Именно с помощью законодательства и установления режима законности формируется весь массив правовых норм государства, который обеспечивает, охраняет и защищает основные права и свободы субъектов данного государства. Неотъемлемую роль в этом процессе играет правотворчество, которое является сложным правовым явлением, имеет управленческую природу и выступает одной из форм государственной организации общества. В современной науке существуют различные подходы к определению правотворчества [12].
Так, О.А. Пучков рассматривает правотворчество как деятельность компетентных органов государства по изданию норм права, А.В. Малько считает, что правотворчество включает в себя деятельность государственных органов не только по принятию, но и изменению и отмене юридических норм. Говоря о правотворчестве нельзя ограничивать его только функцией издания нормативно-правовых актов, оно также охватывает и саму подготовку нормативных актов, и выявление существующих необходимостей в правовом регулировании, и определение оптимального направления и характера такого регулирования.
Иначе говоря, правотворчество является организационно-оформленной деятельностью государства по поднесению государственной воли до уровня закона путем выявления потребностей в нормативно-правом регулировании определенного типа общественных отношений и создания новых правовых актов, изменения и отмены существующих. При этом нельзя отождествлять такие понятия как «правотворчество» и «законотворчество», они соотносятся между собой как «общее» и «частное». Правотворчество включает в себя предварительную формулировку государственной воли, что внешне выражается в составлении проекта нормативно-правового акта, а также придании государственной воли официального статуса, т.е. ее воплощение в норме права [20].
Целью же законотворчества является непосредственно создание закона. Петровым А.И. предлагается следующее определение законотворчества – это осуществляемая в строго установленном порядке деятельность законодательных органов государственной власти и граждан (при проведении референдума) по подготовке и принятию законов.
Таким образом, законотворчество является видом государственной деятельности, с помощью которого воля определенных социальных групп оформляется в виде закона и выражается в норме права. Можно выделить следующие основные принципы законотворчества:
1. Принцип законности, который заключается в том, что принятие нормативно-правового акта должно строго соответствовать правовой процедуре, предусмотренной законодательством конкретного государства и не выходить за пределы компетенции органов, которые их принимают.
2. Принцип научности. Данный принцип предполагает, что в разработке и подготовке проекта нормативно-правового акта должны принимать участие представители различных отраслей и специальностей, т.е. узкие специалисты в соответствующей сфере общественных отношений, а не только юристы, что позволит максимально учесть потребности конкретных социальных групп.
3. Принцип использования правового опыта. Данный принцип предусматривает, что разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже существующий позитивный опыт различных государств. Одним из способов изучения и обобщения иностранного опыта является межпарламентское сотрудничество, которое предусматривает различные формы и механизмы привлечения законодательных органов государства к международной деятельности, в частности программы стажировки для работников парламентских аппаратов, тренинги по законопроектной работе, консультативная помощь при разработке регламентов, налаживание работы парламентских комитетов и т.д.
4. Принцип демократизма, который позволяет выявить реальные желания, потребности и волю народа. Для реализации этого принципа законотворчества необходимо, чтобы в государстве была обеспечена гласность и открытость при создании закона, его свободная критика, возможность учета предложений по альтернативным проектам, в том числе тех, которые представлены не только субъектами законодательной инициативы. Для реализации данного принципа в мировой парламентской практике предусмотрены такие формы как парламентские слушания, привлечение общественности к работе в парламентских комитетах, обсуждение их основных положений в средствах массовой информации и т.д.
5. Принцип связи с практикой. Данный принцип законотворчества призывает законодателя постоянно отслеживать динамику и основные тенденции общественных процессов, ориентироваться на существующую практику применения действующих законов и своевременно реагировать на законодательные пробелы и коллизии, учитывая при этом качественные примеры успешного правоприменения [25].
Таким образом, правотворчество является одной из правовых форм облечения государственной воли до нормы права, а законотворчество является деятельностью законодательных органов государства по принятию актов высшей юридической силы — законов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альгин, А.П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А.П. Альгин. – М.: Юрайт, 2021. – 484 с.
2. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян // Modern Science. – 2020. – № 5. – С. 450-454.
3. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Батинова, Г. Н. Избирательные споры / Г. Н. Батинова // Молодой ученый. – 2020. – № 19.1 (99.1). – С. 72-74.
5. Бондарь Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь. – М.: Юрайт, 2021. – 386 с.
6. Буга, А.В. Теория и механизмы современного государственного управления / А.В. Буга. – СПб.: Астерион, 2020. – 212 с.
7. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева. – М.: Юрайт, 2021. – 441 с.
8. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
9. Захарова, Н.И. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
10. Купряшин, Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г.Л. Купряшин. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
11. Меньшикова, Г.А. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2020. – 340 с.
12. Меньшикова, Г.А. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2021. – 387 с.
13. Морозова, О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / О.А. Морозова. – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
14. Осейчук, В.И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В.И. Осейчук. – М.: Юрайт, 2020. – 342 с.
15. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – М.: Юрайт, 2021. – 367 с.
16. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
17. Попова, Н.Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Попова. – М.: Юрайт, 2021. – 239 с.
18. Прокофьев, С.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 608 с.
19. Прокофьев, С.Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 695 с.
20. Прокофьев, С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 305 с.
21. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
22. Сморгунов, Л.В. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л.В. Сморгунов. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
23. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
24. Чазова, И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4. – С. 53-59.
25. Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2021. – 302 с.