Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призвана найти ответы, на вопросы:
– как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;
– как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов;
– необходимо ли для этого изменения этих механизмов;
– в каком направлении должна развиваться финансовое строительство;
– как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
– каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Объектом исследования в данной работе является Волгоградская область, предметом же выступает - направления и проблемы реализации финансовой политики.
Цель данной курсовой - исследовать механизм реализации и роли региональной финансовой политики в социально-экономическом развитии субъекта РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
исследовать сущность и цели финансовой политики в социально-экономическом развитии субъекта РФ;
рассмотреть цели и задачи финансовой политики социально-экономического развития;
представить характеристику Волгоградской области;
провести анализ механизма реализации и роли региональной финансовой политики в социально-экономическом развитии Волгоградской области.
При решении данных задач использовались методы сбора информации и её анализ. Анализ помогает определить проблемы и найти выходы из нее.
Для написания курсовой работы были использованы учебники отечественных авторов и ресурсы интернета.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические основы финансовой политики субъекта Российской Федерации
1.1. Сущность финансовой политики субъекта Российской Федерации
Сегодня в экономике и практике все больше внимания уделяется устойчивому финансовому положению и развитию регионов. Прежде всего, это связано с тем, что решение финансовых проблем отдельных регионов в будущем позволит достичь главной цели любого государства - стабильного экономического роста. Фактически, цели экономического и социального развития каждого региона должны быть определены с точки зрения устойчивого развития. Здесь региональная финансовая политика имеет особое значение и служит центральным фактором в управлении региональной финансовой системой. Он представляет собой комплекс законодательных, экономических и административных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития финансовой системы и общественного воспроизводства региона в целом.
В нашем государстве каждый субъект, входящий в его состав, уникален не только по географическому положению и климатическим условиям, но и по социально-экономическому развитию. Поэтому финансовые проблемы конкретного региона не могут быть решены с помощью универсальных моделей действий. Необходимо понимать регион, учитывать его существенные характеристики. Его следует рассматривать с точки зрения многоуровневой системы, обладающей следующими характеристиками: индивидуальностью, динамизмом, целостностью и адаптивностью. Развитие, характерное для региональной системы, должно осуществляться с учетом интересов населения, проживающего в регионе [4].
Таким образом, региональная финансовая политика подчиняется целям и задачам социально-экономической политики региона со стратегическим акцентом на повышение качества жизни населения, что требует определения критериев социально-экономического развития региональной многоуровневой системы, адекватно отражающих социально-экономические проблемы и приоритеты развития субъектов России на современном этапе [11].
Региональная финансовая политика - это независимый, комплексный тип политики, реализуемый региональными органами власти и правительственными учреждениями. Сложность этого типа политики заключается в том, что он включает в себя несколько относительно независимых, но в то же время взаимосвязанных типов политики. Например, типы политики, которые формируют финансовую политику регионов, включают ценовую, бюджетную, инвестиционную, налоговую политику, а также политику управления государственной собственностью.
Например, для оценки социально-экономического развития региональной системы в теории и практике региональной экономики в настоящее время используются такие показатели, как обеспечение ресурсного потенциала, в том числе научного, для измерения удельного веса конкурентоспособной продукции основных секторов экономики, включая экспортную продукцию, в общий объем производства региона, структура валового регионального продукта, доходы населения и другие. Поэтому проблемы, возникающие в процессе достижения устойчивого социально-экономического развития региона в современных условиях, будут иметь свою региональную специфику.
1.2. Понятие и содержание региональной финансовой политики
Региональная финансовая политика – это система бюджетных и иных финансовых правоотношений, опосредующая деятельность региональных органов публичного управления в сфере формирования и распределения финансовых ресурсов для создания финансовой базы, обеспечивающей социально-экономическое развитие региональной территории.
Поскольку в системе российской государственности провозглашен принцип федерализма, то есть распределения полномочий публичного управления по вертикали – между федеральным центром и региональными территориями, его утверждение предполагает регионализацию социально-экономических процессов, что, в свою очередь, актуализирует значение региональной финансовой политики как инструмента социально-экономического развития региональной территории [15].
Разработка эффективной региональной финансовой политики строится на выделение конкурентных преимуществ региональной территории и соответствующих перспектив ее социально-экономического развития. С точки зрения региональной финансовой политики региональные территории следует рассматривать как систему сложных социально-экономических отношений, характеризующихся свойствами целостности, изменчивости, мобильности и пр. При этом в любом случае развитие региональной территории должно реализовываться исключительно в интересах населения, проживающего на такой территории.
Региональная финансовая политика выстраивается исходя из целей и задач социально-экономического развития региональной территории, но при этом качестве главного ориентира развития следует рассматривать повышение уровня благосостояния регионального населения. Указанное актуализирует установление параметров социально-экономического развития региональной территории, которые бы отражали проблемные аспекты и приоритетные направления развития региональной территории в долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной перспективах. В качестве таких параметров оценки сегодня используются: объем регионального валового продукта; степень развития инфраструктуры региональной территории; рост доходов регионального населения; улучшение здоровья регионального населения; повышение доступности и качества образования на региональной территории; сокращение уровня бедности; повышение уровня занятости; степень развития социальной сферы и доступности социальных услуг; уровень развития досуговой, спортивной, культурной среды региональной территории; экологическое состояние региональной территории и пр.
Финансовая политика как специальное направление региональной политики предполагает постановку специальных целей задач и установления контрольных параметров эффективности [17].
Итак, к числу основных направлений региональной финансовой политики относятся: прогнозирование реальных поступлений доходов в бюджет области; обеспечение финансовыми ресурсами существующих расходных обязательств, гарантированного исполнения региональных социальных обязательств; реализация взвешенного подхода к управлению долговыми обязательствами, в том числе реализация мероприятий, которые направлены на обеспечение исполнения условий соглашения относительно привлечения кредитных ресурсов бюджета области из федерального бюджета и относительную реструктуризации обязательств региона по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом [14].
Ввиду ограниченности финансовых ресурсов региона важнейшей задачей финансовой политики выступает реализация мероприятий, обеспечивающих рост эффективности использования финансовых ресурсов региона, в том числе посредством: концентрации ресурсов бюджета для достижения целей и задач региональных стратегических документов, прежде всего, проектов, которые предполагают осуществление национальных проектов; оптимизации проектных принципов управления, в частности выработки единого методологического подхода к разработке и управлению региональными проектами и государственными программами; организации социальной поддержки населения региональной территории с учетом изменения численности получателей социальной поддержки в соответствии с принципами адресности исходя из нуждаемости; повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, прежде всего, посредством направления их для осуществления инфраструктурных проектов; оптимизации операционной эффективности использования финансовых ресурсов; включения негосударственных организаций в процесс оказания государственных услуг на территории региона путем применения инструментов социального заказа на оказание государственных услуг; обеспечения роста эффективности направления межбюджетных трансфертов за счет мониторинга достижения параметров результативности их предоставления; внедрения механизма управления налоговыми расходами и обеспечения их включения в бюджетный процесс [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2021. – 630 с.
2. Голикова, Г.В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2021. – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2020. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2020. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2020. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2021. – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко. – М.: Юрайт, 2021. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2020. – 368 с.
11. Сажина, М.А. Управленческая экономика: учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2021. – 208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко // Юрист. – 2021. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2019. – 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2020. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2019. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения: учебное пособие / А.Н. Чеканский. – М.: Дело, 2021. – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г.В. Чепелева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. – 156 с.
19. Комитет экономической политики и развития Волгоградской области // Экономика Волгограда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://economics.volgograd.ru.