Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Говоря о педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого, следует отметить, насколько
передовые для своего времени идеи она представляла. Неоднократно высказывался Толстой о
том, что образование не должно подавлять личности ребенка, а должно помогать ему раскрыться,
преподнести знания, но не назидать, позволяя самому дойти до осознания нравственных норм.
Принцип свободы в воспитательном процессе – вот предмет рассуждения Толстого во многих его
статьях. И его идеи не ограничивались узкой сферой школьного обучения ребенка – он
рассматривал воспитание в контексте современной ему политической, духовной религиозной
жизни.
Испытывая влияния А. Шопенгауэра и Ж. Ж. Руссо, Толстой постепенно вырабатывает собственные
педагогические идеи, которые и реализует, организуя школу в Ясной Поляне, где преподает и сам.
Но следует отметить, что педагогическая работа Толстого не всегда происходила в одном ключе и
к гуманистическим веяниям времен создания школы для крестьянских детей он пришел
постепенно, вырабатывая эти взгляды на основе чужого опыта, наблюдений рассуждений.
3
1. Формирование педагогических идей Л. Н. Толстого в контексте эпохи
1.1. Основное содержание педагогических идей Толстого
Лев Толстой живо интересовался идеями воспитания в еще довольно молодом возрасте и
продолжительное время вел активную педагогическую работу, сам выступал педагогом точных
дисциплин в своей школе для крестьянских детей в Ясной Поляне.
Педагогическую работу Толстой начинает, когда самому ему исполнилось всего 22 года, но уже в
этом возрасте молодой писатель испытывает глубокий духовный протест против методов
образования, которые насаждает современное ему чиновничество в сфере просвещения.
Путь развития народного образования видится ему в том, чтобы «передать образование в руки
общества», а главным столпом эффективной педагогики автор называет гуманистический подход
и свободу развития личности ребенка, где педагог выступает помощником и советчиком [14, 45].
Методы работы писателя были довольно прогрессивны, он организовал экспериментальные
исследования, чтобы сравнивать эффективность разных педагогических подходов.
Живо интересовало Толстого мышление маленького ребенка, в своих исследовательских трудах
он старался рассказать о том, что педагогика в работе с маленькими детьми, которые
ориентированы на восприятие образов, красочности, ярких стимулов, не может
руководствоваться категориями логики, доказательства, поскольку для ребенка такие объяснения
еще недоступны.
Гуманистические идеи были широко реализованы в школе Льва Николаевича Толстого. Главной из
них была отмена наказаний за неуспеваемость, которые в тот период активно практиковались
дьяками и отставными солдатами, которые чаще всего и выступали в качестве педагогов [17, 185].
Такая педагогическая идея была довольно смелой для времен Толстого, поскольку при отмене
наказания не давала никакой гарантии интереса детей к учению, и возлагала исключительно на
педагогов и их талант функцию увлечь детей учебным материалом.
Тем не менее, такая работа давала свои плоды. В своих творческих педагогических поисках
Толстой приходит к такой форме урока как беседа с детьми, которую активно практикует, в
свободной форме, с ответами на возникающие вопросы, рассказывая детям необходимые знания.
В ходе такой беседы дети обучались чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические
правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их
обучали также рисованию, пению.
Следует отметить, какое большое значение Толстой придавал возрастным особенностям ребенка
и ориентированности педагога на эти особенности. Его рассуждения о формировании мышления
маленького ребенка – не единственный тому пример; вся работа с детьми в яснополянской школе
строилась так, чтобы предоставлять детям знания, сообразные возрасту, доступные, понятные для
них, а так же необходимые для их практической жизни [12, 59].
1.2. Предпосылки педагогической системы и влияния, которые испытали идеи Толстого
4
Анализируя в комплексе идеи воспитания Толстого, можно увидеть в них множество философских
и педагогических влияний современников.
Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и
философскими взглядами. Идеи славянофилов и русских философов второй половины 19 века о
процессе воспитания и обучения в начальной школе на народно-религиозных началах оказали
заметное воздействие на направленность педагогических взглядов Толстого.
Как философ Толстой испытал сильное влияние Шопенгауэра и его идеи о том, что природа
человека составляет целостный образ, наполненный духом и волей божьей, и Ж.-Ж. Руссо, чьи
идеи сенсуалистического познания мира отразились в наглядных методах обучения крестьянских
детей [16, 68].
Отметим, как на протяжение жизни и в ходе педагогической работы изменялись педагогические
взгляды Толстого.
Ранние педагогические идеи Толстого порождены протестом против принуждения в
формировании мировоззрения учащихся, против роли учителя, как ментора, который
высказывает готовые суждения, не развивая инициативы учащегося к размышлениям и
самостоятельному познанию.
Общепринятое воспитание он рассматривал как насильственное действие по формированию
человека, который кажется достойным педагогу, но может совершенно не соответствовать
мыслям и идеалам самого ученика.
В свете этого факта становится ясна его мысль о разведении понятий образования и воспитания:
образование он рассматривал как взаимодействие учителя и ученика, где один может дать
знания, а другой заинтересован их получить; воспитание же не являлось самоцелью, а
закономерно проистекала из общения педагога и ученика, личных духовных исканий ученика, его
инициативы.
Такой подход, лишенный назидательности и готовых суждений, не сопровождающихся
объяснениями, находил у детей больше отклика, чем традиционная система, построенная в
основном на заучивании – предметных ли, или духовных знаний.
Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия
высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при
осторожной помощи педагога, который не имеет права принудительно влиять на формирование
взглядов детей [17, 184].
«Критерием свободы» выражал в педагогике Толстого новый тип общения и подхода к личности
ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать
задачи, второй - чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то личность ребенка
остается совершенно без внимания, развиваясь безо всякой помощи извне, без правильного
совета и указания.
Интересным фактом является то, что Л. Н. Толстой раньше Дж. Дьюи стал отстаивать свободу,
независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. Так же, как Дж.
Дьюи, он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и
исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей.
5
2. Воплощение педагогических идей автора в литературном творчестве
2.1. Воплощение педагогических идей Толстого в детских литературных произведениях
Основные положения педагогической теории Толстого, раскрытые ранее, нашли свое отражение
в его художественных произведениях, адресованных детям.
Прежде всего, это ориентация на возрастные особенности интересы ребенка, которая ярко
отражена в содержании разных произведений. Кроме того, интерес к быту крестьянина, к миру
вещей вокруг, к нюансам жизни, которые знакомы детям, но часто не замечаемы ими, так же
составляют большую часть литературного наследия Толстого, предназначенного для обучения
детей.
В литературном творчестве Толстого соединяется его писательское дарование с глубоким и
живым педагогическим опытом, и все это вместе направлено на задачи развития ребенка и
раскрытия его индивидуальности. Гуманистическую направленность этих произведений
невозможно не отметить.
Начало произведениям Толстого для детей положили его школьные уроки, где в качестве
педагога он прибегал к излюбленному своему приему беседы или рассказа [6, 112].
Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки
действующих героев, увлекая детей и заставляя их сопереживать героям произведений.
Выразительность языка, глубокое впечатление от содержания, сила морального воздействия на
учащихся – таковы характерные особенности толстовских рассказов.
Толстой писал: «Когда идет новый рассказ – все замерли, слушают. Когда повторение – тут и там
раздаются самолюбивые голоса, не могущие выдержать, чтобы не подсказать учителю» [4].
Одним из самых известных трудов Толстого в области детской литературы стала его «Азбука»,
содержащая, кроме учебного материала, и рекомендации к работе учителей, призывающие
воспитывать в ребенке критичность мышления, стремление к диалогу, желание задать вопрос и
получить ответы.
Значение «Азбуки» для самого автора было так велико, что Толстой опасался, что литературная
известность помешает современникам всерьез отнестись к его новому делу.
Поэтика произведений, включенных Толстым в «Азбуку», «Новую Азбуку» и четыре «Русские
книги для чтения», определена прежде всего тем,
что они создавались для детей. По Толстому, это означало: писать со строгим расчетом на
активную реакцию ребенка, побудить к работе его мысль и чувство, привести в движение
душевную жизнь, чтобы набрала силу жизнь духовная.
2.2. Художественное и воспитательное значение произведений
2.3.
6
Детские произведения Толстого относятся к разным периодам его творчества, многие книги, такие
как «Азбука», активно перерабатывались, поэтому сложно выделить в них какие-то обобщающие
особенности. Правильнее будет отметить, что произведения эти разнообразны и обращаются к
разным жанрам.
Толстой обращался к жанру реалистической повести, таким произведением является «Детство.
Отрочество. Юность», изначально не предназначенное для педагогической работы, но в
настоящий момент широко используемой в обучении детей [8, 55].
«Азбука» Толстого в процессе переработке дала рождение почти энциклопедическому
произведению «Русские книги для чтения».
На ее основе так же была сформирована более структурированная «Новая азбука», которая в
полной мере отражает ориентацию Толстого на возрастные особенности ребенка и глубокое
понимание им того, как формируется детское мышление.
«Новая азбука» представляет собой сборник произведений, последовательно усложняющихся
вместе с ростом и развитием маленького читателя. Она начинается с упрощенных миниатюр,
доступных самому младшему читателю, синтаксически упрощенных, в дальнейшем автор
обращается к басням и более длинным историям, расширяется лексика, усложняется
синтаксический строй речи. Вместе с тем усложняется и нравственное содержание произведений,
тот подтекст, который ребенок должен понять и воспринять в процессе чтения.
Менее известны циклы его сказок, освещающие период обращения писателя к художественной
переработке фольклора и фольклорной стилизации литературной речи: «Русалочьи сказки» с
волшебными и мифологическими сюжетами, «Сорочьи сказки» о жизни животных.
Заключение
Толстой проделал огромную работу в сфере гибкости применения методов обучения. Всякий
метод, заявлял он, можно извратить, если подойти к нему формально, не поняв его существа, не
почувствовав живую душу.
В целом, его педагогическая концепция приходит к тезису о том, что всякий метод плох, если
приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в них
самостоятельность.
И эта идея, порожденная в занятиях-беседах с крестьянскими детьми, обучающимися в его школе,
в полной мере реализуется в том, как Толстой создавал свои произведения для детей.
Грандиозна была задача Толстого-писателя – создание целой детской литературы,
альтернативной существующей в России. Он выполнил ее по-своему, как выполнял по-своему все,
за что брался в жизни.
«Русские книги для чтения», «Азбука», другие произведения, соединившие художественный и
педагогический дар Толстого, давали ответ на значимые для развития детской литературы XIX
века вопросы: возможна ли литература, специально предназначенная для детей, не потеряет ли
она вследствие «заданности», ориентации на определенный возраст свойств высокого искусства,
какими качествами должна обладать литература для детей?
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Белоусова Е.В. Нравственное влияние Н. Н. Толстого на младшего брата (по материалам
дневника и переписки Л. Н. Толстого) // Вестник Томского государственного университета, № 409,
2016, c. 5-13.
2. Брешковская К.Ю. К вопросу о воспитании: Иоанн Златоуст и Лев толстой // Гуманитарные
ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, № 3 (11), 2014, c. 163-173.
3. Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. – Тула: Приокское книжное
издательство, 1964. – 341 с.
4. Бутромеев В. Лев Толстой – детям. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://fictionbook.ru/author/lev_nikolaevich_tolstoyi/mir_v_kartinkah_lev_tolstoyi_detyam/read_onli
ne.html Дата обращения 01.04.2018
5. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой - народный учитель. – М.: Учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РФСР, 1959. — 103 с.
6. Вейкшан Н.В. Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
7. Гельфонд М.Л. Проблема смысла жизни в нравственно-религиозной философии Л.Н.
Толстого // Этическая мысль, № 16- 1, 2016, c. 46-65.
8. Гончаров И.Ф. Педагогическое открытие вселенского масштаба. К 180-летию со дня
рождения Л.Н.Толстого // Universum: Вестник Герценовского университета, № 12, 2008, c. 51-62.
9. Дзевенис А.А. Лев Толстой актуален всегда // Дальневосточный аграрный вестник, № 2
(18), 2011, c. 68-72.
10. Кондратьев А.С., Белянин М.Ю. Толстой в кривом зеркале толстоведения. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://russian-literature.com/ru/kondratjev-beljanin-tolstoj-v-krivom-zerkaletolstovedenija Дата обращения 01.04.2018
11. Кудрявая Н.В. Лев Толстой педагог: от народного учителя к учителю жизни // Историкопедагогический журнал, № 3, 2013, c. 56-95.
12. Никитина Н.К. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. – М.: Молодая гвардия,
2007. — 438 с.
13. Райхлина Е.Л. Литературное наследие Л. Н. Толстого на киноэкране // Гуманитарные
ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, № 3 (11), 2014, c. 63-68.
14. Ремизов В.Б. Инновационная педагогика Льва Толстого: Опыт использования в
современных условиях. – М.: Эврика, 2004. — 145 с.
15. Сизова И. И. Народный театр Льва Толстого: начало просветительского служения писателя
// Studia Litterarum, № 3-4, 2016, c. 216-234.
8
16. Симонова С.А. Этические размышления Льва Толстого: к вопросу об этико-эстетическом
синтезе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, № 4 (20), 2016, c. 66-72.
17. Сокольникова Ф.М. Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и процесс развития
народного образования в Якутской области // Наука и школа, № 2, 2012, c. 184-186.
18. Толстой Л.Н. Азбука Графа Л.Н. Толстаго. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1205918/ Дата обращения 01.04.2018
19. Толстой Л.Н. Детям. – М.: Эксмо, 2011 — 64 с.
20. Толстой Л.Н. О народном образовании. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/462105/ Дата обращения 01.04.2018
21. Трухачева И.А. Азбука Л.Н. Толстого. – Тула: Свамия, 2009. - 184 с.
22. Черемисинова Л.И. Воплощение педагогических идей Л. Н. Толстого в произведениях для
детей // Сибирский педагогический журнал, № 6, 2016, с. 118-123.
23. Чудакова М.А. Урок нравственности Л. Н. Толстого // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 65, 2008. – с. 65-69.
24. Шаваринская С.Р. Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества
писателей в русской религиозно-философской критике конца XIX начала XX вв. // Вестник
Костромского государственного университета, № 3, 2014, c. 153-156.
25. Щипков В.А. Лев Толстой: от патриотизма к пацифизму. Этапы пути // Пространство и
Время, № 2, 2010. – c. 195-202.