Фрагмент для ознакомления
2
Постмодернизм - довольно молодое направление в живописи, его возникновение относится ко второй половине 20 века. Многие ученые сегодня не считают его независимым, называя его модернизмом и Авангардом. Другие видят в постмодернизме основу, на которой развивается современное искусство. Такие расхождения являются причиной того, что в настоящее время не существует единого определения постмодернизма, так что эта тема все еще открыта для изучения, и необходимо, по крайней мере, обобщить имеющийся в ней материал.
Понятно, что постмодернизм не интересен своими выводами («консервативными» или «прогрессивными»). Его тексты не поддаются обобщению: наиболее удачные из них относятся к области деконструкции, которая не дает положительной программы.
Область постмодернистской философии- это своего рода утопическое пространство опыта: в этом его сила и слабость, потому что от утопии до идеологии, как известно, всего один шаг.
Женское движение за равенство в начале двадцатого века было международным явлением, но масштабы, характер и формы движений, а также риторика феминисток определялись конкретными социально-политическими условиями, культурными и историческими традициями общества. Феминистские идеи остаются актуальными и сегодня. Пусть многие женщины уже достигли этого, но в обществе еще нет реального равенства. В политике и экономике по-прежнему доминируют мужчины, а прогрессивные деловые женщины сомнительны. На бумаге законы провозглашают равенство, а на деле - прежний патриархальный строй в семье преобладает, мужчина по-прежнему считает себя хозяином дома и общества.
Объект исследования: изучить особенности постмодернизма и феминизма.
Предмет исследования: постмодернизм и феминизм
Цель исследования: выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в процессах современной культуры, анализ постмодернистской теории и практики, изучение особенностей феминизма.
Задачи исследования:
-Обобщить результаты и выводы научных трудов о постмодернизме и феминизме;
-дать единое определение постмодернизма и феминизма;
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
1.1.Основные принципы философии постмодернизма
Поскольку термин " постмодернизм» в некотором роде неоднозначен, то есть он отсылает, с одной стороны, к концепции современности, а с другой-к концепции постмодернизма, мы считаем уместным сначала обратиться к анализу, что понимается под словом "современность", для определения сроков этого периода философской мысли.
Современность связана с определенными процессами в жизни общества, в философской, научной, религиозной и художественной мысли. Обычно считается началом современности концепции философов, относящихся к так называемой «философии жизни»: А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда.
Первый известен тем, что в качестве основной концепции своего философского учения принял концепцию воли. До переворота Шопенгауэра определяющим органом философии был разум. Традиция рационализма берет свое начало от Декарта, постулирующего две субстанции-мысль и протяженность, разделяя таким образом разум и природу, субъект и объект. Рационализм также близок к эмпирическому методу в естественных науках (Роджер и Фрэнсис Бэкон); следуя этому методу, ученые рассматривали природу как внешний объект, соответственно, человек (субъект) занял по отношению к миру в целом позицию того, кто диктует условия, положение мастера.
Конечно, понятие разума утвердилось в философии со времен греков, но только спустя столетия рационализм получил свое крайнее выражение в системе Г. Гегеля и стал тесно связан с наукой. Парадоксально Объединенные (поскольку философская установка, в отличие от эмпирической, была ориентирована на критическое отношение к опыту и постулатам науки), рационализм и эмпиризм на долгие годы определили ход философской мысли.
Так было до X1 в., когда на пике рационализма появилась, как мы уже писали, система Г. Гегеля с его "наукой о логике «и" феноменологией разума", а высшими достижениями науки стали открытия в К. Дарвин и совершенствование средств связи (изобретение парового двигателя). Онтология - это то, что касается основы человеческого существования, его характеристик бытия.
В постмодернизме есть понимание человеческой ситуации в целом, понимание последствий неклассической эпохи. Поскольку разум утратил свое значение, перестал быть определяющим в жизни и знаниях, на первый план вышли такие характеристики человеческого существования, как воля, стихия, любовь, творчество и т. д. Различными мыслителями конца X1-начала XX века эти концепции были онтологизированы, то есть были помещены в центр человеческой жизни. Им придается определяющее значение во всех процессах и ситуациях, через которые проходит человек в течение своей жизни. Датский философ С. Кьеркегор, живший в начале десятого века, по праву считается одним из родоначальников такого направления модернистской мысли, как экзистенциализм.
Он обратил внимание мыслителей на то, что философия не интересуется существованием человека, его страхами, его отчаянием, его верой, и что то, что говорится в современных философских учениях, часто не затрагивает реальных проблем человеческого существования, остается чуждым смысла человеческой жизни. Противовесом рационализму по-прежнему был романтизм, но именно А. Шопенгауэр и Ф. Ницше направили философскую мысль по пути иррационализма. Разум утратил свое доминирующее положение, перестал быть точкой отсчета, как и христианский Бог, разумно сведенный к понятиям морали, «освобожденный» от жизни. А. Шопенгауэр писал о воле как определяющей силе, направляющей исторический процесс и управляющей нами по-своему. Этап А. Шопенгауэра - это попытка обратить внимание человека на то, что рационализм нивелировал, на творчество, любовь, страдание, абсурд, трагедию жизни, которые в некотором смысле были следствием этого нивелирования.
В человеке, вопреки его рациональной установке на неукоснительное соблюдение законов морали, на вдохновляющую веру в познание мира, внезапно пробуждаются иные силы, пробуждаются инстинкты, бессознательные процессы — вернее, они всегда были в человеке, но впервые. раз, они признали онтологическое значение, то есть приняли его как нечто, во многом определяющее человеческую жизнь в ее существенных (наиболее важных) проявлениях. Этот взрыв инстинктов был движением против сужения целостного человеческого существа до его единственной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брайсон, В. Политическая теория феминизма: Введение (пер. с англ. Липовской О., Липовской Т.) / В. Брайсон. - Москва: ИЛ, 2019. - 304 c.
2. Брайсон, Валери Политическая теория феминизма. Введение / Валери Брайсон. - М.: Идея-Пресс, 2020. - 304 c.
3. Брандт, Галина Философская антропология феминизма. Природа женщины / Галина Брандт. - М.: Алетейя, 2016. - 160 c.
4. Жеребкина, Ирина "Прочти мое желание...". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм / Ирина Жеребкина. - М.: Идея-Пресс, 2020. - 256 c.
5. История женщин на Западе. В 5 томах. Том 4. Возникновение феминизма. От Великой французской революции до Мировой войны. - М.: Алетейя, 2019. - 536 c.
6. М. де Вилье Женские клубы и легионы амазонок. Из истории феминизма во Франции / М. де Вилье. - М.: Либроком, 2018. - 448 c.
7. Никонов, Александр Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека / Александр Никонов. - М.: НЦ ЭНАС, Питер, 2018. - 368 c.
8.Репенкова, М. М. Вращающиеся зеркала. Постмодернизм в литературе Турции / М.М. Репенкова. - М.: Восточная Литература, 2019. - 240 c.
9. Рылев, Константин Курс лечения от постмодернизма. Путеводитель по современной культуре / Константин Рылев. - М.: Крафт+, 2020. - 432 c.
10. Шелешнева-Солодовникова, Н. Латиноамериканское искусство сквозь призму постмодернизма / Н. Шелешнева-Солодовникова. - Москва: Наука, 2017. - 292 c.