Фрагмент для ознакомления
2
В Конвенции о правах ребенка указано, что дети принадлежат к менее уязвимой группе населения, что свидетельствует о необходимости уделять им должное внимание как лицам, прежде всего, и как членам общества со всеми видами прав. Конвенция устанавливает необходимость социальной защиты детей, что имеет важное значение для их благосостояния. Конституция РФ в ст. 7 провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, способствующих как достойной жизни, так и свободному развитию человека.
Федеральный закон РФ «О дополни¬тельных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попе¬чения родителей» 1996 г., который конкретизирует, обобщает и закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной социальной поддержки детей.
Но, несмотря на все меры по обеспечению экономических, правовых, педагогических, социальных и других мер, по официальным данным Росстата, в 2018-2021 гг. количество детей-сирот и детей, в возрасте до 18 лет в Российской Федерации увеличилось почти на 12 тысяч человек.
Указанные обстоятельства обусловили важность и необходимость углубленного теоретического и практического исследования порядка установления и защиты прав детей-сирот, а также разработки возможных предложений по дальнейшему совершенствованию технологии социальной помощи, нормативно-правовому регулированию положения детей-сирот в современной России.
Цель работы - изучить особенности защиты прав детей-сирот и детей без родительского попечения в России, выявить пробелы в законодательстве и разработать предложения по совершенствованию законодательства, правоприменительной деятельности в указанной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие основные задачи:
- рассмотреть особенности правового статуса детей-сирот в Российской Федерации;
- определение системы и формы устройства для детей-сирот и детей без попечения родителей;
- определение субъектов защиты прав детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
- определить актуальные проблемы защиты жилищных прав детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, содержатся в семейном и ином отраслевом законодательстве, регулирующих правовой статус детей-сирот.
Методологической основой работы стали диалектический метод научного познания, ряд общенаучных методов познания, частно-научные методы: системный, историко-правовой, формально-юридический анализ и другие методы исследования.
Теоретической основой работы послужили исследования таких ученых как Гайсина Г. И. , Гончарова А. В. , Певцова И. Е. , Садыков Р.М. , Юрина А.В. и др.
Нормативную основу работы составляют нормы Конституции Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, нормы международных соглашений о защите прав ребенка, действующего гражданского и иного отраслевого законодательства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты устройства и защиты прав детей-сирот.
Эмпирической основой стали статистические данные за определенные периоды, материалы по защите прав детей-сирот из СМИ, а также судебная практика по рассматриваемому вопросу.
Структура работы зависит от ее цели и поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Характеристика правового положения детей-сирот в Российской Федерации
1.1 Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека гласит, что дети имеют право на особую защиту и заботу .
Конвенция о правах ребенка возложила на Россию, как правопреемницу Советского Союза, определенные обязательства в отношении детей-сирот и оставшихся без попечения родителей .
В отношении категории несовершеннолетних без попечения родителей, действующее законодательство распространяется и на лиц в возрасте до 18 лет, находящихся без сопровождения одного или обоих родителей по любой из следующих причин: при отсутствии родителей или отсутствии у них родительских прав; ограничение родительских прав родителей; признания родителей нетрудоспособными, отсутствующими или со сниженной трудоспособностью, которые находятся в лечебных учреждениях; отбывания наказания родителями в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пребывания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении уголовных деяний; уклонения от воспитания детей или защиты их интересов и прав, отказ родителей от отчисления детей из медицинских, учебных, социальных и других подобных учреждений . Указанный перечень оснований в установленном законом порядке может быть дополнен другими случаями признания ребенка без попечения родителей.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепил понятие детей, оставшихся без попечения родителей, каковыми являются лица возраста до 18 лет, оставшиеся вне попечения своего единственного родителя либо обоих родителей по причине лишения их родительских прав, их ограничением в родительских правах, признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, объявлением умершими, установлением судебными органами факта утраты попечения родителей, нахождение родителей в учреждениях, исполняющих наказание - лишение свободы, содержанием под стражей, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступных посягательств, уклонением от воспитания детей либо от защиты их интересов и прав, отказом родителей забрать детей из образовательных организаций, организаций, предоставляющих социальные услуги, медицинских организаций, а равно в случае, когда единственный родитель либо оба родителя неизвестны, в других случаях признания оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке .
Дети без попечения родителей, могут иметь гражданство не только Российской Федерации, но и иностранных государств или вообще не иметь (лица без гражданства). Поскольку дети лиц без гражданства и иностранцев многими способами попадают в Российскую Федерацию, увеличивается количество беспризорных детей, которые попадают в специализированные учреждения. В соответствии с приказом от 27 ноября 2000 г. № 896 создаются специальные детские социально-реабилитационные центры для детей без сопровождения родителей; центры помощи детям без сопровождения
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. - № 67.
2. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - выпуск XLVI.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 16.
4. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 27. - Ст. 3477.
5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 52. - Ст. 5880.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 17. - Ст. 1755
7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 19.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 22. - Ст. 2887.
8. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2020) // Российская газета. - 2009. - № 94.
9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» (ред. от 03.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 8. - Ст. 962.
10. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (ред. от 10.03.2009) // Российская газета. - 2000. - № 235.
11. Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка» // Здравоохранение. - 2003. - № 5.
Специальная литература
12. Аврутин Ю.Е. Процессуально-правовые формы обеспечения консенсуса в сфере публичного управления // Журнал российского права. - 2021. - № 10. - С. 102 - 112.
13. Бекузарова Ю.В. Проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот // Вестник СГЮА. - 2019. - № 1 (126). - С. 99–101.
14. Большой энциклопедический словарь // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Sistema-54983.html (дата обращения 18.10.2022)
15. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание. – М., 2020. – 420 с.
16. Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. - 2019. - № 2. - С. 7 - 9.
17. Горбунова Е. А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2009. – 32 с.
18. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. - 2019. - № 6. - С. 11-16.
19. Изутова О.А. Сложности и преимущества контрактной системы // Бюджет.ru. - 2016.
20. Колесникова К. Дети-сироты смогут получить 1,5 млн. рублей на покупку жилья // Российская газета. - 2020. - 25 февраля.
21. Косова О. Ю. О праве на воспитание // Социально-юридическая тетрадь (СЮрТе). Вып. 2. Ребенок в пространстве права / Под ред. Н. Н. Тарусиной. Ярославль, 2018. – 361 с.
22. Кузнецова предлагает доработать законопроект о социальной поддержке детей-сирот. ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8171039 (дата обращения: 19.10.2022)
23. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореф. д-ра юрид. наук. - М., 2018. – 142 с.
24. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03. - М., 2017. – 155 с.
25. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2017. – 388 с.
26. Наконец-то дома // Российская газета. - 2021. - 1 марта.
27. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2021 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Ожидайте своей очереди // Российская газета. - 2020. - 18 декабря.
29. ОНФ просит Минпросвещения ускорить разработку законопроекта о выдаче жилищных сертификатов детям-сиротам // ОНФ. - 2020. - 25 февраля.
30. Паневин А.В. Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Социальная педагогика. - 2020. - №5. - С. 56–58.
31. Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 02. Хабаровск, 2017. – 122 с.
32. Садыков Р.М. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // МНИЖ. - 2021. - №2–2 (33). - С. 104–106.
33. Седых О.Г. Социальное иждивенчество: причины возникновения и историческая ретроспектива // ИСОМ. - 2018. - № 3–1. - С. 172–177.
34. Семейное устройство в России: пособие / Под ред. Л. Сандановой. Благотворительный фонд Е. и Г. Тимченко. - М.: ООО «РПФ НИК», 2019. – 600 с.
35. Семья и воля. Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в РФ – Астаховым // Российская газета. - 2020. - № 293 (5372).
36. СК Пензенской области возбудил дела из-за предоставления сиротам некачественного жилья // Коммерсантъ. - 2021. - 29 июня.
37. Соловей Ю.П. О совершенствовании законодательной основы судебного контроля за реализацией органами публичной администрации и их должностными лицами дискреционных полномочий // Административное право и процесс. - 2022. - № 2. - С. 46 - 51.
38. Три четверти сирот не получают положенную квартиру. URL: http://izvestia.ru/news/543766 (дата обращения: 14.10.2022)
39. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт, 2005. – 1406 с.
40. Юрина А.В. Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации // Современное право. - 2021. - № 6. - С. 73 - 77.