Фрагмент для ознакомления
2
В 2022 г. исполнилось 36 лет с момента страшной аварии, которая произошла на Чернобыльской АЭС. Социальная поддержка граждан, которые пострадали в такой техногенной катастрофе продолжает оставаться существенной частью социальных обязательств нашего государства. Не смотря на столь большой срок, который прошел со дня аварии, до сих пор в этой области остаются проблемы, в том числе включая и изменение правовой базы, а также трудности, которые возникли в связи с распадом СССР в 1991 г. и созданием новой российской правовой базы.
Аварии на атомных электростанциях выступали предметом исследования разнообразных ученых, среди которых можно назвать правоведов, экономистов, химиков, ядерщиков и многих других. На сегодняшний день эта тема не потеряла свою актуальность, так как количество аварий на промышленных объектах имеет тенденцию к росту. Последствиями подобных аварий выступают причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, а также самому государству и окружающей среде.
Одна из основных серьезных аварий в мире произошла на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Она обнажила имеющиеся пробелы в вопросах ядерной безопасности, в системе срочных мер по ликвидации аварии, а также в ответственности по компенсации имеющегося ядерного ущерба.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной помощи населению включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере видов социальной помощи населению.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией видов социальной помощи граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;
Предмет курсовой работы составляют нормативные правовые акты, регулирующие социальную поддержку граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Целью курсовой работы является изучение особенностей правового регулирования граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие социальной поддержки;
- выделить гарантии социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф ;
- обозначить льготы вдовам и другим родственникам граждан, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф;
- рассмотреть льготы гражданам, пострадавшим в аварии на производственном объединении «Маяк»;
- дать понятие пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
- рассмотреть условия и размер пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая три главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ
1.1 Понятие социальной поддержки
В современном мире все большую популярность приобретает такое понятие, как социальная поддержка населения.
Понятие социальной поддержки не раз было предметом научных исследований .
Это составное понятие из таких слов как «социальная» и «поддержка». Где под понятием «социальная» следует понимать все, что прямо связано с жизнью самого общества, все, что устанавливает взаимоотношения сторон общественной жизни (к примеру, личности и социальной группы, либо личности и самого общества). А «поддержка» определяется, главным образом тем, чтобы не позволить сформироваться отрицательным событиям.
Таким образом, под социальной поддержкой необходимо подразумевать сформировавшуюся систему мер, направленных на предупреждение возможных социально-рисковых ситуаций, а также возможности смягчить и ликвидировать отрицательные последствия.
В юридической науке социальную поддержку населению необходимо представлять как систему сложившихся общественных отношений по формированию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности общества, в том числе включая сюда и меры социального, экономического и юридического характера, сформированные государством с намерением поддержки населения, которое нуждается в социальной помощи . Социальная поддержка населения является главным понятием права социального обеспечения, и существенным определением социального права, находящегося в одной параллели с частным и публичным правом.
В общем смысле социальная поддержка содержит как социальную помощь, так и медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление некоторых видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регламентирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и прочее. Исходя из этого, правильно высказался по этому поводу правовед М.Ю. Федорова о том, что социальная поддержка «представляется как система мер, которые нацелены на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также ликвидацию, компенсацию либо минимизацию их результатов с помощью стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного становления человека, а также обеспечения его достоинства и независимости» .
Социальная поддержка граждан приобрела конституционное закрепление в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. . В ст. 7 Конституции РФ в общих чертах представлено само содержание социальной помощи. К ней можно отнести: охрану труда, охрану здоровья, гарантированную оплату труда, государственную поддержку материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; систему социальных служб, государственные пенсии, пособия и прочее. Данные нормы получили развитие в ряде статей Конституции: вознаграждение за труд, защита от безработицы (ст. 37), государственная защита материнства, детства и семьи (ст. 38) и т.д.
Таким образом, Конституция РФ закрепляет нормы о том, что наше государство выступает социальным государством, целью политикой является формирование условий, обеспечивающих как достойную жизнь, так и свободное становление личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 13.10.2022.
2. Конвенция Международной организации труда от 21 июня 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 15.05.2022.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 30.11.1998. - № 48. - Ст. 5850.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 06.12.2021, с изм. от 23.12.2021) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - №21. - Ст. 699.
8. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.03.2006. - № 13. - Ст. 1405.
9. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 02.03.2021) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2011. - № 5. - Ст. 739.
10. Приказ МЧС РФ от 24.04.2000 № 229 (ред. от 07.02.2012) «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2256) // Российская газета. - № 144. - 27.07.2000.
Научная и учебная литература
11. Жумангулов Г.М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения: Учебник. Алматы, 2017.
12. Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства: Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 229 - 230.
13. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2019. № 3. С. 3 - 6
14. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 13. 176 с.
15. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск, С. 43 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 10.10.2022.
16. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 41.
Судебная практика
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки» // Собрание законодательства РФ. - 23.10.1995. - № 43. - Ст. 4110.
18. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2018 г. № 33-24873/2018 по делу № 2-1786/2018 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.10.2022.
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-55219/2018 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.10.2022.