Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 6
1.1. Основные направления работы школьного психолога 6
1.2. Возможности интернет-пространства в работе школьного психолога 9
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 12
2.1. Организация и методы исследования 12
2.2. Исследование мнения студентов-психологов о возможностях интернет-пространства в работе школьного психолога 16
2.3. Разработка практических рекомендаций по работе школьного психолога с интернет-пространством 18
Выводы по второй главе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная психологическая служба школы, в рамках требованиях ФГОС и программ различных ступеней образования, должна в полной мере удовлетворять запросам учащихся разных возрастов и оказывать необходимую помощь и поддержку на профессиональном уровне.
Однако во многих школах существует проблема качественного психологического обеспечения образовательного процесса в связи с недостатком разного рода ресурсов – начиная от кадровых и материально-технических, заканчивая методическими и информационными.
Именно во втором случае каждому школьному психологу важно иметь в своем распоряжении интернет-ресурсы, которые помогут закрыть пробелы в нехватке методических и информационных материалов.
Степень изученности проблемы. Изучением проблемы возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога занимался ряд исследователей, однако до настоящего времени не выявлено единой концепции эффективной подготовки школьных психологов к данному виду работы на профессиональном уровне, что подтверждает актуальность и практическую значимость данного исследования.
Цель исследования – провести анализ возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога.
Объект исследования – интернет-пространство в работе школьного психолога.
Предмет исследования – возможности интернет-пространства в работе школьного психолога.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Выделить основные направления работы школьного психолога.
2. Определить возможности интернет-пространства в работе школьного психолога.
3. Провести эмпирическое исследование возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога путем выявления мнения студентов-психологов относительно этой проблемы.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Разработать практические рекомендации по работе школьного психолога с интернет-пространством.
Эмпирическая база исследования: Кафедра практической психологии Факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Студенты 3 курса, 15 человек.
Гипотеза исследования: интернет-пространство обладает большими возможностями для эффективной работы школьного психолога, однако зачастую он встречается с трудностями в рамках реализации данного вида деятельности, а потому должен пройти специальную учебную подготовку.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование, контент-анализ, анкетный опрос, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной научно-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением эмпирического исследование возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога путем выявления мнения студентов-психологов относительно этой проблемы. Полученные результаты могут быть использованы как основа методических рекомендаций по подготовке школьных психологов к работе с интернет-пространством, которая должна проводиться в рамках образовательных курсах в рамках школы.
Научная новизна исследования основана на разработке практических рекомендаций по работе школьного психолога с интернет-пространством.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения возможности интернет-пространства в работе школьного психолога», рассматриваются такие вопросы как: основные направления работы школьного психолога, а также возможности интернет-пространства в работе школьного психолога.
Вторая глава, «Эмпирическое исследование возможностей интернет-пространства в работе школьного психолога», включает в себя описание организации, методов и результатов проведенного исследования, а также разработку практических рекомендаций по работе школьного психолога с интернет-пространством.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
1.1. Основные направления работы школьного психолога
Роль психолога в современной школе очень высока, что связано с тем, что новые социально-экономические и культурные условия, которыми характеризуется современный мир, вызывают большое количество негативных явлений, которые серьезно влияют на психику учащихся и качество образовательного процесса в целом [2].
В современной практике работы школьного психолога выделяется ряд направлений деятельности, которые представлены на рисунке 1.1 [12].
Рисунок 1.1. – Направления деятельности современного школьного психолога
Рассмотрим эти направления более подробно.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психологическим здоровьем детей, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка [1].
Психологическая профилактика – один из разделов общей профилактики, который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний или острых стрессовых реакций в психотравмирующих ситуациях. То есть целью психопрофилактики является предупреждение возникновения и развития различных нарушений психического функционирования [5].
Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [10].
Психологическая диагностика – практика постановки психологического диагноза с помощью специально разработанных средств [9].
Психологическая коррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [7].
Выявление учащихся с дезадаптацией – это процесс наблюдения и применения других психодиагностических инструментов, направленных на определение признаков дезадаптации личности [20].
Формирование благоприятного климата в учебных коллективах – комплекс мероприятий по повышению сплоченности и налаживанию конструктивного эмоционального контакта в социальной группе (коллективе) [9].
Создание психологических условий для реализации образовательных программ представляет собой различные мероприятия по налаживанию гармоничных отношений между всеми участниками образовательного процесса, созданию таких психологически комфортных условий, при которых педагогическая деятельность будет эффективной и безопасной [9].
Необходимо отметить, что каждое из рассмотренных направлений имеет принципиальную значимость для совершенствования психологической службы школы и оказания эффективной помощи всем участникам образовательного процесса.
1.2. Возможности интернет-пространства в работе школьного психолога
Каждое из направлений работы школьного психолога может найти свое отражение в интернет-пространстве [13].
Так, психологическое просвещение может осуществляться посредством создания школьным психологом собственного web-сайта, на котором он будет размещать материалы для учителей и родителей, посвященные эффективному обучению и воспитанию школьников [11].
Довольно сложно применять интернет-пространство для организации психологической профилактики, поскольку для эффективной профилактики необходим прямой контакт со школьником, который сложно осуществить через интернет [4]; [14].
Однако некоторые психологи создают специальные чаты, где школьники могут обратиться за помощью в случае возникновения у них психологических проблем [8].
Та же самая ситуация происходит в том случае, когда школьным психологом осуществляется психологическое консультирование или коррекция, которые можно проводить в онлайн-режиме, без личного контакта с учащимся, родителями или педагогом [15].
Велики возможности интернет-пространства для проведения психологической диагностики. Во-первых, в сети интернет существуют специальные порталы, где размещены различные варианты психодиагностических методик, в том числе тех, которые можно проходить в онлайн-режиме после регистрации [18]; [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амусин, В.А., Соколова, Е.Н. Принципы работы школьного психолога в условиях глобальной информатизации / В.А. Амусин, Е.Н. Соколова // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 88–95.
2. Андреева, А.Д. Школьный психолог в условиях модернизации российского образования / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-psiholog-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.02.2023).
3. Борисов, Е.Н. Информатизация школьного обучения / Е.Н. Борисов. – Тверь: Старт, 2020. – 168 с.
4. Веденеева, С.М., Аверьянова, Т.А. Информатизация деятельности школьного психолога / С.М. Веденеева, Т.А. Аверьянова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы школьного образования в России». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 55–69.
5. Иванова, В.А. Школьный психолог: проблемы и мотивы / В.А. Иванова. – Архангельск: Статут, 2018. – 85 с.
6. Коновалова, Е.Н. Интернет и школа / Е.Н. Коновалова. – Владимир: Смена, 2023. – 150 с.
7. Кошкина, П.А. Школьная психология / П.А. Кошкина. – Сургут: Прима, 2018. – 168 с.
8. Молодецкая, М.А. Антонова, С.А., Жихарева, Т.А. Актуальные проблемы работы школьного психолога в контексте развития практики применения информационных технологий в образовательных учреждениях: теоретические и практические аспекты исследования / М.А. Молодецкая, С.А. Антонова, Т.А. Жихарева // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты организации образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт». – Владимир: Владимирский государственный университет, 2023. – С. 90–101.
9. Мясоед, П.А. Теория и практика в работе школьного психолога / П.А. Мясоед // HR-portal. – 2005. – URL: https://hr-portal.ru/article/teoriya-i-praktika-v-rabote-shkolnogo-psihologa (дата обращения: 16.02.2023).
10. Никитина, О.С. Роль педагога-психолога в современной школе / О.С. Никитина // Международный центр образования и педагогики. – 2022. – URL: https://mcoip.ru/blog/2022/02/01/rol-pedagoga-psihologa-v-sovremennoj-shkole/(дата обращения: 20.02.2023).
11. Огарева, А.В., Самуилова, В.В., Шалтинская, Н.В. Современные аспекты использования интернет-технологий для организации и обеспечения работы школьного психолога: теория и методика исследования / А.В. Огарева, В.В. Самуилова, Н.В. Шалтинская // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 3. Психология и педагогика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2022. – С. 104–113.
12. Огородникова, А.В. Роль психолога, работающего в школе / А.В. Огородникова // Молодой ученый. – 2022. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87680/ (дата обращения: 19.02.2023).
13. Плотникова, П.А., Сухарева, Д.В. Интернет в работе школьного психолога. Методическое пособие / П.А. Плотникова, Д.В. Сухарева. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2019. – 48 с.
14. Рыжова, Е.Н. Интернет-технологии в работе школьного психолога / Е.Н. Рыжова. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. – 98 с.
15. Сумарокова, Н.Е., Панченко, А.А., Гулина, Е.Н. Работа школьного психолога и проблемы ее обеспечения: методическое и информационное сопровождение / Н.Е. Сумарокова, А.А. Панченко, Е.Н. Гулина // Известия Томского государственного университета. – 2022. – № 6 (325). – С. 33–43.
16. Тальнова, Е.П. Компьютеризация образования / Е.П. Тальнова. – Нижнекамск: Авангард, 2023. – 230 с.
17. Усманова, Я.В. Проблема информатизации работы школьного психолога / Я.В. Усманова // Вестник образования. – 2021. – № 8. – С. 33–46.
18. Филиппенко, П.А. Современные аспекты исследования роли интернета в образовании / П.А. Филиппенко // Образовательные технологии. – 2015. – № 10. – С. 46–60.
19. Яковлева, Н.Е., Лазутчикова, И.М. Интернет-технологии и информационное обеспечение в деятельности современного психолога в условиях образовательной организации / Н.Е. Яковлева, И.М. Лазутчикова // Образовательные технологии. – 2023. – № 1. – С. 75–89.
20. Яншина, А.А. Психология современного образования. Монография / А.А. Яншина. – Соликамск: Персея, 2019. – 460 с.